ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Abstract

INNOVATIONAL APPROACHES IN PHYSICAL EDUCATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

S.B. Sharmanova, A.I. Fedorov

The Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: innovations in physical education, new technologies, circular training.

The authors developed the technique and algorithm of application of circular training during physical training of children of the senior preschool age.

With the purpose of a substantiation of efficiency of application of circular training in physical training of children of the senior preschool age on the base of a kindergarten 350. Chelyabinsk pedagogical experiment with participation of children 6-7 years of age was carried out.

The application of circular training in physical training of children of the senior preschool age promotes the increase of it's efficiency that is expressed in positive dynamics of parameters of a functional condition both physical preparedness of preschool children and formation of interest of children to occupations by physical exercises. Children prefer circular training to other forms of occupations of physical training, and also include plots and exercises from complexes of circular training in game and motor activity free attendance.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С.Б.Шарманова, А.И.Федоров

Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: инновации в физическом воспитании, новые технологии, круговая тренировка.

"Инновационный менеджмент ", "инновационная деятельность ", "педагогические инновации " - относительно новые понятия для сферы образования, включая систему дошкольного образования. В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, интеллектуализацией многих видов деятельности человека, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и дошкольного в частности.

В настоящее время в различных областях деятельности человека (производстве, бизнесе, экономике, образовании и др.) используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):

1) ". любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор получает преимущества перед конкурентами" (Оксфордский толковый словарь, 1995);

2) ". продукт творческого труда, имеющий завершенный вид товара, готового к применению и распространению на рынке" (В.М. Кресс, В.А. Грачев, 1997);

3) ". чрезвычайно сложный, неопределенный по своему исходу, насыщенный неожиданными ситуациями на промежуточных участках, трудно прогнозируемый процесс" (Б. Санто, 1990);

4) ". изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" (И.П. Подласый, 2001).

В.И. Данилов-Данильян (1992) трактует понятие "инновация" как термин социально-экономический и отмечает, что инновация способствует, скорее, созданию нового экономического потенциала, чем нового знания.

Наряду с понятием "инновация" используется и термин "нововведение" (в буквальном смысле - "введение нового", процесс использования новшества, новации).

Используются следующие определения понятия "нововведение ":

1) целенаправленный процесс эффективной реализации прогрессивного новшества, ориентированный на конечный результат - интенсификацию конкретного вида человеческой деятельности (И.В. Бестужев-Лада, 1993);

2) новый способ удовлетворения общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на использовании достижений науки и техники (А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, 2000).

Таким образом, инновации (нововведения) могут рассматриваться и как результат, и как процесс. При этом результат - удовлетворение общественных потребностей - рассматривается как цель управления инновационным процессом, а сам процесс - как объект управления (А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, 2000).

Следует особо подчеркнуть, что идея, результат исследования, изобретение, проект, технология становятся инновациями только тогда, когда они начинают использоваться с целью получения экономического эффекта (А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, 2000).

Рассматривая инновационные процессы в системе образования, следует отметить, что современные трактовки понятия "инновации в образовании" весьма противоречивы. Чаще инновации в образовании связывают с разработкой и внедрением новых средств, методов и технологий воспитания и обучения. Но, по мнению И.П. Подласого (2001), инновации не сводятся только к ним.

Педагогические инновации - это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, концепции, средства, методы и результаты совершенствования педагогической системы. Анализ понятийно-терминологического аппарата, предложенного исследователями в различных областях науки и техники, менеджмента, бизнеса и экономики, позволяет сформулировать следующее понятие "инновация " применительно к системе образования: "инновация в образовании - продукт профессионально-педагогической деятельности, который имеет существенные признаки новизны и использование которого способствует достижению социального, образовательного и экономического эффекта".

Инновационный процесс предполагает преобразование научных знаний в инновацию, в результате которого на рынке появляется новый товар, продукт, и он признается потребителями. Применительно к образовательной деятельности в качестве такого товара, продукта может выступать новая, теоретически обоснованная и экспериментально апробированная методика или технология воспитания или обучения (например, методика целенаправленного развития двигательных качеств детей с использованием тренажерных устройств и приспособлений), которая доведена до "товарного вида" и может быть представлена на рынке образовательных услуг в качестве конкурентоспособного продукта.

Разработка инновационных технологий физического воспитания детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных, хотя и достаточно сложных задач, направленных на повышение эффективности и качества дошкольного образования в целом.

Анализ специальной литературы свидетельствует, что одним из перспективных инновационных направлений совершенствования физического воспитания является его спортизация на основе предложенной В.К. Бальсевичем концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки в интересах совершенствования содержания и форм организации физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. По мнению В.К. Бальсевича (1993), концепция тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека.

"В процессе адаптирования технологических достижений в области спорта в интересах целенаправленного преобразования физического потенциала человека принципиальное место должно занять признание приоритета тренировки как ведущего и самого эффективного способа такого преобразования ". - отмечает Л.И. Лубышева (2000). Подчеркивается, что это особенно важно для повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, где до сих пор приоритетн ую роль играет обучение двигательным действиям и формировани е двигательных умений и навыков, и в результате упускались наиболее благоприятные возможности для развития физических качеств человека в сенситивные периоды его возрастной эволюции.

С биологической точки зрения тренировку следует рассматривать как процесс направленной адаптации организма к воздействию физических нагрузок (Н.И. Волков, 1986). Анализируя цели тренировки, В.К. Бальсевич (2000) отмечает, что они определяются общими социальными и личностными установками человека на достижение им физического совершенства. Вместе с тем в каждом возрасте цели тренировки специфичны. Цель физической тренировки ребенка определяется необходимостью создания фундамента его физического здоровья, основы его кинезиологического потенциала, а специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями видов физических нагрузок, их интенсивности и форм реализации в тренировке. Таким образом, применительно к решению задач физического воспитания детей под оздоровительной тренировкой следует понимать педагогический процесс адаптации организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка.

Необходимость использования оздоровительной тренировки с целью совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста сегодня признается многими специалистами. Это связано прежде всего с тем, что методика проведения занятий по физической культуре, сложившаяся в системе дошкольного образования, не способствует в достаточно полной мере реализации оздоровительных задач, поскольку направлена главным образом на освоение двигательных навыков и по своей физической нагрузке недостаточна для достижения тренированности организма детей (Пимонова, 1990; Н.И. Шлык с соавт. 1990; Т.И. Кравчук, 1996; Л.И. Лубышева, 2000).

Для повышения оздоровительной эффективности физического воспитания при его планировании преимущество должны иметь физические упражнения, оказывающие разностороннее воздействие на организм, и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия (Н.М. Амосов, 1989; В.К. Бальсевич, 1990; В.Н. Новохатько, 1990; Е.И. Панкратьев, 1990).

Как указывает Ю.К. Чернышенко (1998), для практической реализации идеи конверсии технологий спортивной тренировки педагог должен решить ряд частных задач:

- поиск эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя технологии спортивной тренировки;

- выявление доступных пределов и возможных допусков при переносе технологии на решение задач физического воспитания дошкольников;

- соответствующая модификация рабочих операторов - систем упражнений, принципов и методов их применения - и их апробация в педагогическом эксперименте.

В данном случае в качестве эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя организационно-методической формы физической подготовки рассматривается круговая тренировка.

Разработаны методика и алгоритм применения круговой тренировки в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Методическими особенностями круговой тренировки как организационно-методической формы физической подготовки детей старшего дошкольного возраста являются:

- обусловленность выбора упражнений возрастом, особенностями физического состояния детей и содержанием программы по физическому воспитанию;

- применение сюжетных комплексов круговой тренировки, приемов имитации и подражания, упражнений с предметами (мячом, обручем, скакалкой), а также специальных организационно-методических приемов, создающих у детей игровую мотивацию к выполнению упражнений с целью максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности;

- направленность комплексов круговой тренировки на решение задач дошкольного физического воспитания, разностороннюю физическую подготовку детей и гармоничное развитие двигательных качеств;

- оптимальная моторная плотность занятий с использованием круговой тренировки, которая должна составлять 75-87%, а средний уровень частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей - 140-160 уд/мин;

- использование различных вариантов однотипных упражнений, применяемых на "станциях" круговой тренировки, что позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе физического воспитания.

Следует подчеркнуть, что оздоровительная эффективность физических упражнений определяется степенью индивидуализации и дифференциации программ тренировки в зависимости от состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности занимающихся. Это обусловливает необходимость комплексной оценки и мониторинга физического состояния детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания. В этой связи при разработке различных комплексов круговой тренировки, предназначенных для дошкольников, необходимо прежде всего изучить данные о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности детей. Изучение состояния здоровья детей производится на основе анализа индивидуальных медицинских карт: определяется группа здоровья, к которой отнесен ребенок, группа допуска к занятиям по физической культуре, выявляется наличие хронических заболеваний и функциональных отклонений, определяется гармоничность развития. Физическая подготовленность дошкольников оценивается в процессе педагогического тестирования с использованием общепринятого комплекса тестов. Зарегистрированные результаты сравниваются с региональными нормативами; определяется уровень подготовленности, изучается ее структура. Полученные данные учитывают при разработке комплексов круговой тренировки различной направленности с целью оптимизации физического состояния детей.

Реализация дифференцированного подхода в процессе круговой тренировки на основе применения различных вариантов однотипных упражнений на "станциях"

Вариант упражнения для первой подгруппы

Вариант упражнения для второй подгруппы

Источник: lib.sportedu.ru