РЕШЕНИЕ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ, МИНЗДРАВА РФ, ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ, РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ 23.05.2002 N 11/9/6/5 "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиум РАО, заслушав и обсудив на своем совместном заседании вопрос о совершенствовании процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее - образовательные учреждения) Российской Федерации, отмечают:

в качестве одной из основных задач государства в сфере образования считать всестороннюю заботу о сохранности жизни и здоровья, физическом развитии и воспитании детей и учащейся молодежи;

одним из главных принципов, на котором основывается государственная политика Российской Федерации в области физической культуры и спорта, является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащейся молодежи на всех уровнях образования;

физическая культура в образовательных учреждениях как образовательная область, как учебная дисциплина, важнейший базовый компонент гуманитарного образования, гармоничного развития личности обучающегося направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, формирование таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Непрерывность и преемственность физического воспитания учащейся молодежи в системе образования обеспечиваются:

единой законодательной нормативно - правовой базой в области физической культуры, спорта и образования;

совокупностью преемственных примерных учебных программ различных уровней образования по физической культуре;

систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;

сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течении учебной недели;

системой гигиенического обучения и воспитания, формирования навыков здорового образа жизни;

обязательностью требований по контролю за динамикой физической подготовленности обучающихся в образовательных учреждениях;

взаимодействием государственных и общественных спортивных организаций.

Система физического воспитания, объединяемая Министерством образования, включает в себя: 51,3 тысячи дошкольных образовательных учреждений; 65,9 тысяч общеобразовательных учреждений в общем образовании и 7,2 тысячи - в профессиональном образовании, в которых совокупно занимаются физической культурой 27,6 млн. воспитанников и обучающихся (85,7%).

Учебный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях дополняется внеучебными формами занятий физической культурой в спортивных секциях и клубах. В настоящее время на внеучебных занятиях занимаются более пяти млн. обучающихся, что составляет 18,6% от контингента обучающихся в системе образования.

Содержание физической культуры в образовательных учреждениях различных типов определяется государственными образовательными стандартами, примерными (базисными) учебными планами и примерными учебными программами, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области образования. Это обеспечивает непрерывность физического воспитания обучающихся, преемственность его содержания и требований к их физической подготовленности.

Министерством образования Российской Федерации совместно с Госкомспортом России, Минздравом России и Российской академией образования, начиная с 1993 года, проделана определенная работа по формированию законодательного, нормативно - правового, кадрового и учебно - методического обеспечения процесса физического воспитания в системе образования:

в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29.04.1999 N 80-ФЗ включены положения по развитию физической культуры и спорта в образовательных учреждениях;

в Национальную доктрину образования в Российской Федерации от 04.10.2000 включены вопросы формирования здорового образа жизни, физического развития и воспитания учащейся молодежи;

в "Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы" и в "Межведомственную программу развития дополнительного образования детей на 2001-2005 годы" от 25.12.2001 включены вопросы совершенствования организации физического воспитания и системы учреждений дополнительного образования детей физкультурно - спортивной направленности;

в региональные законы в области физической культуры в большинстве субъектов Российской Федерации включены положения о физическом воспитании учащейся молодежи;

в типовые положения об образовательных учреждениях включены вопросы организации процесса физического воспитания обучающихся;

в государственные образовательные стандарты включены требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по физической культуре;

издан приказ Минобразования России от 01.12.99 N 1025 "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования";

издан приказ Минздрава России от 20.08.2001 N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры";

разработано и издается новое поколение учебной и учебно - методической литературы по физической культуре для обучающихся и преподавателей;

утверждены перечни учебного спортивного оборудования по физической культуре для общеобразовательных учреждений России;

формируется система текущего и итогового тестирования физической подготовленности обучающихся и выпускников образовательных учреждений.

Подготовка кадров по физической культуре для системы физического воспитания учащейся молодежи осуществляется по одному направлению и семи специальностям в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию России и Госкомспорту России.

В последние годы открыты четыре новые специальности по подготовке специалистов для дошкольных образовательных учреждений, по туризму и внешкольной физкультурно - оздоровительной работе, для работы с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. Для специальности "Адаптивная физическая культура" совместно с Минтрудом России введены новые должности.

Вместе с тем, в последние годы в системе образования наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся. По данным научных исследований, лишь около 10% молодежи можно считать здоровыми, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно - сосудистой и костно - мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью в сочетании с неблагоприятными экологическими условиями и питанием.

Более 50% юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 2-3 хронических заболевания, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой.

Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. За последние двенадцать лет количество граждан, годных к военной службе, сократилось почти на треть (с 92,7% до 67%). В то же время количество граждан, ограниченно годных и временно не годных к военной службе, возросло почти в 5 раз (с 4,5% до 22,3% и с 2,1% до 10,3% соответственно). Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы по физической подготовке.

За последние два года в 2,4 раза увеличилось количество граждан, освобожденных от призыва на военную службу, в связи с диагностированием у них алкоголизма и наркомании.

Сокращение сети физкультурно - оздоровительных учреждений, спортивных клубов, коммерциализация спортивных центров с повышением стоимости тренировочно - оздоровительных услуг привели к снижению двигательной активности различных групп детей, развитию хронических заболеваний, прогрессированию физических дефектов и к ухудшению физической подготовки допризывной молодежи. Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физической культурой, в то время как ослабленные дети в еще большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры.

Традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физической культуры, физического развития и подготовленности воспитанников и обучающихся нуждается в увеличении их двигательной активности, в усилении образовательной направленности учебных занятий по физической культуре, в расширении внеучебной физкультурно - оздоровительной и спортивной работы на основе создания спортивных клубов в каждом образовательном учреждении и в значительном улучшении материально - технического обеспечения процесса физического воспитания.

Несмотря на увеличение подготовки кадров в области физической культуры, спорта и туризма, по данным органов управления образованием субъектов Российской Федерации отмечается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма, нехватка учителей физической культуры в общеобразовательных школах и, особенно, в сельских и малокомплектных школах.

Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, требуют долгосрочного планирования подготовки кадров по физической культуре в высших и средних специальных учебных заведениях. Наряду с этим требуется переподготовка учителей физической культуры и школьных медицинских работников по вопросам врачебно - педагогического контроля за физическим воспитанием ослабленных детей.

Сокращение бюджетного финансирования в образовательных учреждениях за последние годы привело к ухудшению состояния учебно - спортивной базы, слабому обеспечению учебно - тренировочных занятий спортивным инвентарем и оборудованием, что отразилось на уровне организации и качестве учебного процесса.

Наряду с общими проблемами в организации процесса физического воспитания на уровнях дошкольного, общего и профессионального образования происходят негативные процессы, ограничивающие качество его функционирования и не обеспечивающие необходимого уровня образованности в физической культуре воспитанников и обучающихся, их физического развития и физической подготовленности.

На уровне дошкольного образования большая часть детей по разным причинам не посещает детские сады и тем самым не вовлечена в организованные занятия физическими упражнениями. Не приобретая правильных двигательных навыков, дошкольники отстают в своем физическом развитии, что в определенной степени сдерживает их интеллектуальное развитие.

На ступени начального общего образования существующий объем уроков по физической культуре (два часа в неделю) не обеспечивает обучающимся физиологически необходимой нормы потребности в двигательной активности, достаточной для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма.

На ступени основного общего образования реально не обеспечено дополнение уроков физической культуры внешкольной клубной работой, позволяющей вовлечь в разнообразные секционные занятия по интересам основную массу школьников и сформировать у них потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом (лишь 21% школьников занимается в организованных спортивных группах и секциях).

На ступени среднего (полного) общего образования ограничение применяемых форм и средств физического воспитания не удовлетворяет весь спектр интересов и потребностей старших школьников и, как правило, ведет к снижению посещаемости уроков физической культуры, что особенно проявляется у учащихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам.

На уровнях начального и среднего профессионального образования утеряна сложившаяся годами система профессиональной направленности физического воспитания, использование в ней прикладных видов спорта; неоправданно сокращен (с четырех до двух часов) недельный объем обязательных учебных часов, отводимых на физическую культуру в модели и примерных учебных планах начального и среднего профессионального образования; разрушена клубная деятельность учебных заведений, ранее финансировавшаяся отраслевыми профсоюзами.

На уровне высшего профессионального образования слабо организована работа по формированию у студентов методико - практических навыков физического и спортивного совершенствования, ведения здорового образа жизни; резко сокращена секционная и клубная работа из-за недостаточного бюджетного финансирования внеучебной физкультурно - спортивной деятельности вузов.

Факторами, осложняющими процесс физического воспитания дошкольников и учащейся молодежи, выступают также:

отсутствие государственной системы мониторинга и коррекции физического развития и подготовленности детей, подростков и молодежи;

слабое сопряжение требований по физической подготовке, предъявляемых к выпускникам образовательных учреждений среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, и содержания физической подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

необоснованное уменьшение руководителями образовательных учреждений объемов учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах и в рабочих программах по физической культуре;

резкое сокращение выделения бюджетных средств на аренду учебно - спортивной базы;

недостаточное учебно - методическое сопровождение процесса физического воспитания.

В условиях модернизации образования, необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся, формирования физической культуры личности требуются новые подходы к организации и построению процесса физического воспитания.

В целях дальнейшего совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации коллегии Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиум РАО решили:

1. Считать приоритетными направлениями совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях:

создание в образовательных учреждениях, в детских и молодежных общественных объединениях условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников и обучающихся средствами физической культуры и спорта;

обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;

формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

совершенствование врачебно - педагогического контроля за организацией физического воспитания в образовательных учреждениях;

объективизацию методов оценки и совершенствования физического и моторного развития воспитанников и обучающихся на основе учета возрастных психофизиологических характеристик;

профилактику асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;

оснащение учебно - спортивным оборудованием и инвентарем дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

2. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И.Кружалину), Департаменту по молодежной политике (Г.В.Куприяновой) Минобразования России. Управлению развития физической культуры Госкомспорта России (П.А.Виноградову) включить приоритетные направления совершенствования процесса физического воспитания в образовательных учреждениях в подпрограмму "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации" федеральной целевой программы "Молодежь России".

3. Департаменту общего образования Минобразования России (А.В.Баранникову):

3.1. Включить в действующие учебные планы общеобразовательных учреждений в установленном порядке проведение обязательных уроков по образовательной области "Физическая культура" в объеме не менее трех часов в неделю на всех ступенях общего образования.

3.2. При разработке новых базисных учебных планов в общеобразовательных учреждениях ввести дополнительный третий урок по физической культуре.

4. Управлению дошкольного образования Минобразования России (Т.И.Оверчук), начиная с 2003 года, предусмотреть увеличение объема двигательной активности воспитанников в организованных формах оздоровительно - воспитательной деятельности до 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы дошкольного образовательного учреждения.

5. Управлению начального профессионального образования Минобразования России (Е.Я.Бутко) предусмотреть в учебных планах, начиная с 2002/2003 учебного года, по всем профессиям начального профессионального образования планирование по предмету "Физическая культура" не менее четырех часов в неделю в течение всего периода обучения с проставлением итоговой оценки по завершении изучения указанного предмета. Обязательный курс физического воспитания дополнить факультативными занятиями (2-4 часа в неделю) по предложению педагогического совета.

6. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И.Кружалину), Департаменту общего образования (А.В.Баранникову), Департаменту по молодежной политике (Г.В.Куприяновой), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлению дошкольного образования (Т.И.Оверчук), Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной) Минобразования России; Управлению медицинских проблем материнства и детства Минздрава России (А.А.Корсунскому):

6.1. Обеспечить организацию процесса физического воспитания воспитанников и обучающихся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минобразования России, Минздрава России и Госкомспорта России.

6.2. С участием Управления развития физической культуры Госкомспорта России (П.А.Виноградовым), Российской общественной физкультурно - спортивной организации "Юность России" (А.П.Зотовым), Российского студенческого спортивного союза (А.И.Киселевым) до 01.10.2002 разработать:

требования к оснащению учебно - спортивной базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования минимумом спортивного оборудования и инвентаря;

сборники материалов по оценке уровня физической подготовленности разных возрастных групп обучающихся и итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

систему экспериментальных площадок по внедрению инновационных оздоровительных и физкультурно - спортивных технологий в образовательных учреждениях;

программы и учебные пособия для секций спортивной и туристической направленности;

многоуровневую структуру физкультурно - оздоровительных и спортивных мероприятий.

6.3. Совместно с Департаментом государственного санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России (С.И.Ивановым) до 01.03.2003 разработать предложения по совершенствованию гигиенического образования обучающихся, включить в новые учебные программы основные положения по формированию навыков здорового образа жизни воспитанников и обучающихся.

6.4. Совместно с Департаментом организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России (Р.А.Хальфиным) и Управлением развития физической культуры Госкомспорта России (П.А.Виноградовым):

6.4.1. Разработать и утвердить до 01.11.2002:

6.4.1.1. Рекомендации по совершенствованию учебных и внеучебных форм физического воспитания в общеобразовательных учреждениях;

6.4.1.2. Рекомендации по организации физкультурно - спортивной работы среди детей и учащейся молодежи по месту жительства с использованием опыта субъектов Российской Федерации;

6.4.1.3. Рекомендации по оценке деятельности образовательных учреждений по уровню физической подготовленности обучающихся, качеству знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни.

6.4.2. Разработать до 01.12.2002 систему требований к уровню физической подготовленности обучающихся как основу всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье".

7. Государственной инспекции по аттестации учебных заведений России при Минобразования России (Ю.П.Акимову). Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации Минобразования России (Е.Н.Геворкян) при проведении лицензирования, государственной аттестации и аккредитации образовательных учреждений выявлять случаи по несоответствию содержания учебных программ и учебных часов, отводимых на физическую культуру в учебных планах образовательных учреждений с содержанием примерных учебных программ и объемами часов, определенных в базисных учебных планах и государственных образовательных стандартах, по несоблюдению лицензионных требований в части нормативов материально - технической обеспеченности процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.

8. Российской академии образования (Н.Д.Никандрову) совместно с Российской государственной академией физической культуры Госкомспорта России (О.В.Матыциным), Всероссийским научно - исследовательским институтом физической культуры и спорта Госкомспорта России (О.П.Юшковым), Институтом общего образования Минобразования России (В.Ф.Кривошеевым), Институтом развития профессионального образования Минобразования России (И.П.Смирновым) организовать и провести исследования, направленные на:

разработку концепции формирования физической культуры и здорового образа жизни обучающихся в процессе обучения в образовательных учреждениях;

создание социально - педагогических технологий массового детского и юношеского спорта на основе лучших отечественных традиций;

обоснование основ содержания образовательной области "Физическая культура" в системе общего образования и учебной дисциплины "Физическая культура" в системе профессионального образования.

9. Ректорам педагогических вузов Минобразования России и вузов физической культуры Госкомспорта России, начиная с 2002/2003 учебного года, увеличить в установленном порядке в рамках контрольных цифр прием студентов на специальность 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

10. Руководителям общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования исключить практику сокращения учебного времени, выделяемого на физическую культуру, установленного в базисном учебном плане и государственных образовательных стандартах.

11. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

11.1. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования положений Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и нормативных актов Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России (в части организации процесса физического воспитания обучающихся и врачебно - педагогического контроля за ним).

11.2. Принять меры по созданию в образовательных учреждениях детско - юношеских и студенческих спортивно - оздоровительных клубов.

11.3. Предусмотреть в региональных программах развития физической культуры, спорта и туризма:

реконструкцию и строительство учебно - спортивной базы образовательных учреждений, обеспечение их необходимым спортивным оборудованием и инвентарем;

проведение анализа потребности рынка труда в области физической культуры, спорта, спортивно - оздоровительного туризма и разработку прогноза подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях до 2010 года.

11.4. Оказывать содействие и помощь региональным отделениям Российской общественной физкультурно - спортивной организации "Юность России", ассоциациям (отделениям) Российского студенческого спортивного союза, республиканским, краевым, областным советам Российской оборонной спортивно - технической организации в проведении внеучебной физкультурно - спортивной работы и организации спортивных мероприятий среди учащейся и студенческой молодежи.

11.5. Принять меры по расширению сети оздоровительно - спортивных и оборонно - спортивных лагерей, по организации военно - спортивных игр "Зарница" и "Орленок".

11.6. Содействовать сохранению и развитию сети образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно - спортивной направленности Минобразования России и Госкомспорта России.

12. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования России (В.И.Кружалину) совместно с Департаментом организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфиным), Департаментом государственного санитарно - эпидемиологического надзора (С.И.Ивановым), Управлением медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунским) Минздрава России, Управлением развития физической культуры Госкомспорта России (П.А.Виноградовым) и Отделением образования и культуры президиума РАО (И.В.Бестужевым - Ладой) до 05.07.2002 подготовить совместный приказ по реализации настоящего решения.

Источник: rudoctor.net