54 Общие гигиенические требования к физическому воспитанию детей

Физическое воспитание имеет две задачи: оздоровительную и воспитательную Конечная цель физического воспитания заключается в содействии физическому развитию детей и подростков, в укреплении их здоровья и в подготовке к трудовой деятель льностьі.

Все средства физического воспитания условно делятся на две группы:

• физические упражнения, спортивные игры и виды спорта;

• соблюдение режима дня, требований личной гигиены и внедрение мероприятий закаливания

Правильная организация физического воспитания предусматривает гармоничное единство средств обеих групп с учетом состояния здоровья, возрастных, половых и индивидуальных особенностей каждого ребенка Это касается не т только практически здоровых детей, но и детей, которые по состоянию здоровья относятся к специальным групп здоровьяя.

Физическая нагрузка, как известно, влияет не изолированно на тот или иной орган или систему, а на весь организм в целом Оно вызывает изменения не только в мышцах, суставах, связках и общей конституции й тела, но и во многих функциях внутренних органов, а также в состоянии процессов обмена веществ Под действием физических упражнений в 8-10 раз увеличивается потребление тканями кислорода Показатели работы сердечно-суды ннои и дыхательной систем могут расти в 2-3 раза, а затраты энергии - в 5-7 раз При физических нагрузках в 3-4 раза увеличивается выведение с мочой и потом продуктов распада, а усвоение питательных х веществ возрастает в 2-5 раза Все это требует определенных условий и факторов для занятий физической культуротурою.

Прежде всего детям рекомендуется придерживаться правильного режима дня, т.е. рационально чередовать различные виды деятельности и отдыха, включая ночной сон Правильно организованный режим дня способствует под дтримци высокой работоспособности детей на длительное время, а также обеспечивает усвоение полезных привычек (стереотипов) в использовании времени: приучает ценить и правильно распределять время, рационально используют вать время на работу и отдохнитек.

При нерациональных режимах, или его нарушениях у детей возможны переутомления, которые могут проявляться неврозами, раздражительностью, бессонницей, головными белью, отставанием в физическом и умственном раз свитка, снижением защитных сил (иммунитета), частыми острыми и хроническими болезням.

Правильный режим дня должен предусматривать не только время для учебных занятий, для личной гигиены, сна, но и для занятий по интересам Специальный время следует предусматривать для пребывания на открытом эт ветре, в том числе в подвижных играх и спортивных развлечениях Разовая продолжительность такого активного отдыха в рабочие дни недели для школьников всех возрастных групп не должна превышать 1,5 часа и пере предусматривать умеренная физическая нагрузка, что будет способствовать повышению работоспособности детей, в том числе умственной Если активный отдых будет превышать 1,5 часа, или будет давать очень значительное нагрузи ения, то работоспособность детей после такого отдыха может, наоборот, падать Между учебными занятиями в школе, а также во время перерывов в выполнении домашних заданий не рекомендуются активные спортивные игры типа футбол, волейбол, баскетбол, так как они (благодаря своей интенсивности) также негативно влияют на сосредоточенность и работоспособность За сутки рабочего дня может быть 2-3 случая активного отдыха у детей В выходные и каникулярные дни продолжительность непрерывного пребывания детей на свежем воздухе может быть увеличена в 2-2,5 раз5 рази.

Для детей дошкольного возраста (4-6 лет) во время их пребывания на свежем воздухе, целесообразно внедрять физические упражнения или игры, направленные на развитие и совершенствование ходьбы, бега, лазание, прыжки ей Так, например, положительное влияние на формирование осанки и на закрепление свода стопы (для профилактики ее уплощение) создает скольжение на коньках, которое разрешается детям с 3-5 рокив.

Очень полезным для нормализации развития детей является плавание, которое не только совершенствует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и способствует развитию почти всех групп мышц тела, интенсивно загарт пользуйте организм Плавание рекомендуется в любом возрасте Приучать детей к плаванию нужно постепенно и, прежде всего, надо приучать их не бояться воды Первые занятия по плаванию нужно проводить в воде с темп ературою не ниже 20 ° С и продолжительностью одного сеанса 2-3 мин Постепенно (за 4-5 дней) время сеанса плаваний можно увеличивать до 10-15 х5 хв.

Физические упражнения для детей младшего школьного возраста должны быть как можно разнообразнее по динамике и направлении воздействия на мышцы и, лучше, с элементами игры (см. подразделения 67-610)

В подростковом возрасте необходимо ограничивать физические упражнения, которые способствуют развитию мышц и мышечной силы, так как это может задерживать рост костей в длину В этот возрастной период наиболее целесообразно заниматься ь велоспортом, легкой атлетикой, боксом, теннисом В то же время надо помнить, что в подростковом возрасте наиболее проявляется несоответствие развития сердца и сосудов, массы сердца и массы тела и, таким чино м, для подростков следует с осторожностью назначать значительную нагрузкуня.

При организации всех занятий по физкультуре, а также специальных физических занятий (тренировок) рекомендуется сначала выполнять упражнения на скорость, дальше на выносливость и в конце занятий - на силу Такая последовательность наиболее рациональная в использовании возможностей и резервов организма, а также благоприятная для гармоничного физического развитияу.

Существуют специальные обоснования минимальных сроков начала систематических занятий тем или иным видом спорта для детей разного возраста Эти обоснования учитывают, прежде всего, анатомо-морфологические возрастные и особенности и функциональные возможности детей Вариант указанных обоснований, предложенный А Г Хрипкова с соавт (1990), приведен в табл 3бл. 31.

группы по отдельным видам спорта (за А Г, Хрипкова, 1990)

Вид спорту

Возраст зачисления, Рокив

Источник: uchebnikionline.com