Скачать:

В условиях развития и урбанизации общества будущее человечества во многом зависит от сохранения его культурного многообразия. Традиционный образ жизни, жизнь в гармонии с природой - это не только прошлое человечества, но в значительной его части и будущее. В многовековом опыте народов, сохранивших себя в экстремальных условиях XXI века на своем этнографическом пространстве, ученые видят выход из экономического, экологического, психологического и нравственного кризиса. Коренным народом Бурятии, ведущим в большей части традиционный образ жизни на природе, накоплен бесценный опыт выживания в тяжелых для существования климатических условиях. Особо значимое место в нем занимает национальная физическая культура этих народов, и в первую очередь традиционные игры и состязания. Жизнедеятельность бурят тесно связана со средой обитания, она определяется историческим опытом выживания в экстремальных условиях, закономерностями развития личности, миропонимания, формирования психики и коллективного сознания. Поэтому традиционное семейное физическое воспитание - процесс субъективный по своим конкретным проявлениям, однако по социальным основаниям, глубинным корням подчиняется объективным законам и закономерностям, а именно: во-первых, социальной обусловленностью целей, содержания и методов обучения; во-вторых, взаимосвязью и взаимообусловленностью образовательной и воспитательной деятельности. Данные законы служат основой для достижения главной цели - формирования народного идеала совершенного человека, умеющего выживать в экстремальных условиях Сибири. По нашему мнению, только благодаря исторически сложившейся системе традиционного семейного физического воспитания кочевые народы Сибири смогли выжить и сохранить свое культурное наследие.

Цель работы  – изучить значение традиционных игр и состязаний, в традиционном семейном физическом воспитании, которые являются важнейшим источником, средством и методом выживания бурят.

Метод исследования  – анализ литературы.

Традиционное семейное воспитание

Традиционное семейное воспитание бурят включает в себя следующие специфические принципы.

- всеобщей физической подготовки в семье (от начинающих ходить детей до стариков);

- контрастности воспитательных воздействий - раннего вовлечения детей в промысловую деятельность, а значит, и физической подготовки к ней с помощью таких средств, как традиционные игры и состязания, физические упражнения. Все это связано с тем, что надо было выживать в экстремальных климатических условиях;

- игрового характера используемых средств и методов (традиционные игры и состязания играют главенствующую роль в семейном физическом воспитании);

- прикладной направленности средств и методов физического воспитания - подготовка к труду;

- постоянного контроля физического развития, физической подготовленности детей, подростков, молодежи со стороны родителей, старейшин семьи, общины;

- гармоничности развития личности коренного сибиряка: стремление к физическому совершенствованию; воспитание любви к своему отечеству, духовно-нравственных качеств, стремления к прекрасному.

Особенность традиционного семейного физического воспитания заключается в том, что оно проходит непосредственно в процессе совместной трудовой деятельности с родителями. В этом смысле уместно высказывание К. Д. Ушинского: "…напрасно мы хотим выдумать воспитание: оно существует в … народе столько же веков, сколько существует сам народ" [7].

Этнопедагогические исследования и изучение специальной литературы показали, что традиционное семейное физическое воспитание имеет ряд ценных самобытных приемов, методов, средств, которые не потеряли актуальности и в наше время [2, 4]. Его целью являлась физическая и психологическая подготовка к выживанию в тяжелейших климатических условиях Байкальского региона.

Основным средством. методом, формой  традиционного семейного воспитания бурят были народные игры и состязания. И, как оказалось, их существовало большое количество (несколько сотен) для разных возрастных групп [3].

Что касается здоровья, то забота о его сохранении начиналась еще до рождения. Рожали детей по старинным обычаям в специальных помещениях, температура в которых часто была не на много выше, чем на улице. Роженица с ребенком имела право возвращаться в постоянное жилище (юрту) не ранее чем через 6-7 дней. Как только ребенок начинал ходить, его сразу же привлекали к легкому труду, а значит, и физическим упражнениям, традиционным играм и состязаниям, вначале несложным по содержанию (игры в куклы, игры с использованием альчиков [1]. камешками и т. д.). По мере взросления его приучали к длительным переходам, брали с собой в лес (за хворостом, собирать ягоды, травы). Часто посылали к родственникам с различными поручениями, иногда за несколько десятков километров. Подростков взрослые брали с собой на промыслы (охоту, рыболовство), где они выполняли подсобную работу и учились устанавливать капканы, ловушки, морды [2]. сети и другие приспособления[1].  В свободное от работы время устраивались традиционные игры, состязания в борьбе, прыжках, беге, стрельбе из лука и пр.

Этнопедагогические исследования предлагают для традиционного физического семейного воспитания весь спектр и набор традиционных игр и состязаний. Например, оздоровительные игры, которые проводятся в любую погоду (состязания в беге с палкой и без нее, в беге на лыжах, традиционные состязания силового характера - перетягивание палки, борьба, различного характера прыжки, поднимание и переноска тяжестей и т. д.) [5]. Настольные игры (шатар наадан [3]. дойбод сохихо [4]  и др). Воспитательные: ритуальные, религиозные (традиционные игры и состязания, проводимые на "святых" местах", на "медвежьих", "лосиных", сезонных праздниках). Промысловые игры и состязания   (в начале и в конце промысловой деятельности - перед выездом на рыбалку, охоту, забоем скота и пр.). Широко используются коллективные традиционные игры и состязания: конные скачки, бег, национальная борьба, стрельба из лука, праздники "Стрельбы", которые приемлемы как для группы людей в одном поселении, так и для межобщинных, родовых традиционных игр и состязаний.

С детских лет мальчики приобщались к играм состязательного характера, ибо к 16-17 годам они должны были принимать участие во всех состязаниях как родового, межулусного, так и более масштабного характера.

Национальная борьба имеет свои особенности: для достижения победы значение физической силы не исключительно. Побеждает более ловкий, с хорошей реакцией, знающий разные приемы борьбы.

Необходимо отметить существование системы контроля и коррекции народных "нормативов", а также показателей физической подготовленности к трудовой, физической, воинской деятельности, которые осуществлялись старшим поколением (родителями, старейшинами, старшими братьями и сестрами), часто в процессе промысловой деятельности и традиционных игр и состязаний в частности. Существовала определенная система поощрения и награждения, получения почетного имени, прозвища, которые имели только лучшие представители племени или рода. Например, добившись определенных успехов в той или иной части показателей традиционного физического воспитания, дети, подростки, молодежь получали поощрение чаще всего в виде похвалы, скромных призов. Но самой ценной наградой считалось получение орудий промысловой деятельности у юношей и набора для рукоделия у девушек. Победившие на традиционных состязаниях общины, рода мужчины, как гласят предания, получали почетные богатырские прозвища.

Физическое воспитание посредством игр, представляет собой не только развлечение, но и развитие у детей гибкость пальцев, кистей рук, хороший глазомае, быстроту реакции, смепкалку, выносливость и силу. Таким образом, игра является одним из методов традиционного семейного физического воспитания бурят.

Заключение

В представленной работе показано, что физическая культура кочевого народа отражает многообразие жизни в единстве с природой.

Проведенные исследования позволяют нам заглянуть в недалекое будущее (на 40-50 лет), чтобы учесть влияние различных факторов на развитие и формирование культурного наследия кочевого народа. В настоящий период происходит постепенная урбанизация, а вместе с этим и ассимиляция коренных народов Сибири с русской нацией, утрата национальной культуры. Через регионы будут проходить туристические маршруты, а также экстрим-туризма, приносящие прибыль местным жителям. Изменится облик жителей побережья Байкала, которые представляются нам образованными людьми, владеющими Интернетом и оснащенными мобильными телефонами.

В новых экономических условиях традиционные физические упражнения служат средством объединения коренных жителей различных регионов, а также образования и воспитания. Можно предположить, что не будут забыты конный спорт, стрельба из лука,  национальная борьба, перетягивание каната и т.д. Вполне возможны и модификации: гонки на "буранах", автомобильные ралли (со специальными колесами по труднопроходимым таежным местам). На международной арене национальные виды спорта кочевых народов Сибири будут включены в спартакиады и фестивали, которые будут проходить как форумы народов с использованием оздоровительных, воспитательных и образовательных функций национальных физических упражнений.

Традиционные игры и состязания должны стать связующим звеном между культурой прошлого, настоящего и будущего коренных жителей Сибирского региона.

Литература

1. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят. Новосибирск, 1980

2. Красильников В.П.  Игры и состязания в традиционном физическом воспитании кочевых народов. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2002.

3. Красильников В.П.  Роль традиционных игр в физическом воспитании подрастающего поколения кочевых народов // Теория и практика физ. культуры 2004

4. Красильников В.П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири// Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах история и современность. Челябинск, 1998.

5. Логиновский К.Д.  Игры бурят Восточного Забайкалья. ИГРО, 1997

6. Постановление правительства РФ от 27 июля 2001 г. № 564.

7.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 8 т. М. 1990.

Источник: nsportal.ru