Скачать:

Д.биол.наук, проф. И.М.Козлов,

Санкт-Петербургская государственная академия

физической культуры им. П.Ф.Лесгафта

П.Ф.Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлена гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества. Предлагаемая статья не претендует на всесторонний анализ состояния физического воспитания; ее целью является обсуждение некоторых проблем, характеризующих кризисные явления, а также поиск механизмов, способствующих их преодолению для обеспечения телесного, душевного и социального благополучия детей.

Одним из кризисных явлений существующей системы образования является разрыв между физической культурой, физическим воспитанием и всей остальной системой образования. Физическая культура еще не стала частью общей культуры. Одной из причин существующего положения является отсутствие взаимных связей и механизмов взаимодействия в системе образования. Чтобы не впасть в крайность, следует отметить два обстоятельства. Первое - неспецифическое влияние средств и методов физической тренировки на жизнедеятельность и работоспособность организма человека (косвенное влияние) и второе - значение профессионально-прикладной физической подготовки в качестве механизма, оказывающего прямое влияние на специальную работоспособность и нашедшего широкое применение в вооруженных силах и системе профтехобразования.

Однако в дошкольных и школьных учреждениях народного образования используется лишь первое направление - обособленное применение средств и методов физического воспитания на уроках физической культуры. Напомним сакраментальные слова И.М.Сеченова [3]:"Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению". Но не заказан и обратный маршрут - от организованной двигательной активности к различным формам проявления высшей нервной деятельности: ориентировке в пространстве, распознаванию образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как ее результат. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей.

Предложенный на этой основе подход был подвергнут экспериментальной проверке [2] в детских садах на группах детей 5-6 лет. На занятиях на протяжении девяти месяцев информация об окружающем мире (предметы, их изображения, символы - буквы, слова, цифры) осваивались не в результате снижения или подавления двигательной активности, а посредством уже освоенных двигательных действий или в результате их формирования. В экспериментальных группах количество детей, знающих все буквы алфавита, увеличилось с 5 до 40%, а в контрольных до 10%. Кроме того, дети, занимающиеся в экспериментальных группах, превзошли своих сверстников по результатам выполнения двигательных заданий, а также по гармоничности физического развития.

Способ интегрального решения дидактических и воспитательных задач для совершенствования двигательной и познавательной деятельности детей не требует дополнительных затрат времени. Эффективность его применения зависит от профессиональной подготовленности педагогов и воспитателей. Главное действующее лицо в детском саду - воспитатель, выступая в единственном числе, казалось бы, может легко решить проблему межпредметных связей, сняв противоречие между монопредметным преподаванием и необходи-мостью интегрального применения знаний. Однако, как правило, работников для дошкольных учреждений готовят в средних специальных учебных заведениях, тогда как в некоторых странах, например в Японии, все воспитатели имеют университетское образование. Глубокие теоретические знания и умение перевести их на язык практики являются основным условием формирования механизма, который позволит преодолеть противоречия между необходимостью усвоения новых знаний и ухудшением состояния здоровья детей.

Противоречия между социальной и биологичекой программами развития человека проявляются при организации двигательной деятельности детей, когда необходимо согласовать работу мышц тела с мануальными движениями. Социальные условия жизни, прежде всего труд, привели к доминированию ручных операций в двигательной активности человека. Сенсомоторные проекции мелких мышц рук и артикуляционной мускулатуры лица в коре головного мозга намного превышают соответствующие площади, связанные с крупными мышцами тела. Активное включение в двигательную деятельность крупных мышц тела и ног, их динамический, а не "подсобный", статический характер их работы необходимы для формирования "мышечного депо" (структурных и энзимных белков).

В возрасте от двух до пяти лет происходит становление "схемы тела" [1] - двигательного образа на основе формирования сенсомоторных комплексов. "Схема тела" или "модель тела" - функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Весьма важная задача физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить участие крупных мышц тела и конечностей в формировании "схемы тела". Это важно, во-первых, потому, что "рефлексогенными зонами", стимулирующими активность вегетативных функций, рост функциональных резервов являются прежде всего, мышцы туловища и конечностей. К нервным центрам, регулирующим вегетативные функции, нет прямого входа, они не подчинены произвольным влияниям, поэтому включение в кольцевое управление двигательной активностью крупных мышечных групп в период становления "схемы тела" является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма.

Во-вторых, периферические нервные центры вегетативной нервной системы, находящиеся за пределами головного и спинного мозга, испытывают непосредственное механическое влияние при перемещении крупных звеньев тела, на чем основываются некоторые восточные системы физического воспитания для управления физическим состоянием человека. Биомеханически обоснованная и методически разработанная школа базовых движений в какой-то степени может снять противоречие между биологической необходимостью и требованиями социальной среды.

Как правило, возрастные изменения у детей оцениваются по показателям размеров тела, веса, физической подготовленности, тогда как сущностью развития, его основным признаком является дифференцировка морфологической и функциональной структуры организма и личности. Поэтому наряду с развитием двигательных качеств приоритетным направлением в физическом воспитании детей может стать формирование культуры движений, сенсомоторных комплексов на основе дифференцирования информации различной модальности и ее интеграции с двигательной активностью. Такой подход предполагает обоснование педагогических средств, методов и технологий физического воспитания детей на принципах психологии, физиологии и биомеханики двигательной активности, в соответсвии с которым основным для оптимизации физического состояния является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных учебных видов деятельности. Это положение основывается на результатах [4], полученных на основе исследования работоспособности, повышение которой может быть достигнуто не только в результате применения физических упражнений, но и применением сенсорной стимуляции без участия собственных рецепторов двигательного аппарата.

Источник: nsportal.ru