Организационно-педагогические основы физического воспитания учащейся молодежи во внеурочной и внешкольной работе

ЗОТОВ АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

Организационно-педагогические основы физического воспитания учащейся молодежи во внеурочной и внешкольной работе (На материалах детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время общественная жизнь России охватывает все большее число детей и молодежи, в том числе в области физической культуры и спорта. Вопросы общественной жизни находятся под пристальным вниманием Президента Российской Федерации, правительства, его министерств и ведомств, Федерального собрания и Государственной Думы.

Закон Российской Федерации "Об образовании", "Основы законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте", принятые соответственно 10.07.92 г. и 27.04.93 г. определяют основополагающие принципы демократического, государственно-общественного характера управления образованием, физической культурой и спортом.

С 19 мая 1995 года вступил в действие Федеральный Закон "Об общественных объединениях". В рамках названного Закона граждане, в том числе и молодежь, получили право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и для достижения общих целей.

Создание общественных объединений, в том числе физкультурно-спортивной направленности, являясь актуальной проблемой, способствует реализации правовых и законных интересов детей и молодежи. В связи с этим сегодня возникает острая необходимость в принятии Закона "Об общественных объединениях физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности".

Актуальность исследования связана также и с будущим развитием детско-юношеского физкультурно-оздоровительного движения в России, что является ориентиром, по которому будут сверяться принимаемые решения по развитию детско-юношеских и молодежных общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Соблюдение этого требования возможно, на наш взгляд, только при объективном отражении социальных процессов исторического прошлого и настоящего.

Актуальность данного исследования определяется также и тем, что развитие демократических основ Российского общества, прекращение деятельности ранее функционирующих детских и молодежных организаций привело в последние годы к образованию большого числа новых детских и молодежных объединений. Эти процессы, как известно, происходят как на федеральном, так и на региональном уровнях.

К середине 1996 года Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано более 100 детских и молодежных объединений (более 40 процентов которых физкультурно-спортивной направленности на федеральном уровне).

Современное детское и молодежное движение состоит из союзов, созданных по профессиональному признаку и по интересам. Но, как показывает анализ, вновь созданные детско-юношеские организации и объединения соответствующей роли в современном обществе, в удовлетворении разнообразных запросов детей и подростков пока не играют.

Наблюдается также большая неравномерность в организации детско-юношеских объединений по территориям России. В настоящее время охват детей и подростков различными формами самоорганизации и самоуправления по сравнению с 1985 годом значительно снизился. Такая тревожная тенденция не позволяет в полной мере осуществлять взаимодействия государственных структур, молодежных объединений. В то же время вызывают тревогу многочисленные факты создания неформальных подростковых групп, в том числе криминального характера.

Многие из этих групп организуются на основе интересов, носящих физкультурно-спортивную направленность для криминальных целей. Исходя из этого, возникает острая необходимость в государственной поддержке деятельности детско-юношеских объединений. Основными направлениями, о чем свидетельствует анализ, этой поддержки должны стать: совершенствование правовой защиты детско-юношеских и молодежных объединений; финансовая и материальная помощь; усиление сотрудничества с государственными структурами при решении общих задач.

Изучение научной литературы по физическому воспитанию свидетельствует о том, что исследуемая нами проблема недостаточно изучена современными учеными. Вместе с тем в истории развития педагогической науки и практики проблемы воспитания учащейся молодежи всегда занимали одно из важнейших мест. Значительный вклад в формирование научной теории воспитания внесли К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.В. Запорожец.

Большой интерес для нашего исследования представляют работы известных педагогов и ученых А.М. Арсеньева, Ю.К. Бабанского, Н.Л. Гончарова, М.А. Данилова, Ф.Ф. Королева, И.Я. Лернера, А.М. Коротова, С.Л. Батышева, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, М.И. Махмутова, Э.И. Моносзона. С.В. Мягченкова, Л.И. Новиковой, Р.М. Роговой, М.Н. Скаткина, Г.Н. Филонова и др.

Социально-психологическим и психолого-педагогическим аспектам воспитания, проблемам взаимоотношений учителей и учащихся посвящены исследования Ю.П. Азарова, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.И. Божович, А.Ю. Гордина, И.С. Кона, Э.Г. Костяшина, А.Н. Леонтьева, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, М.М. Лоташника, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой.

К концу 80-х годов сформировалась научная теория культуры, которая стала методологической основой различных ее видов. Она, естественно, стала методологической основой разработки и теории физической культуры.

В разработке теории физической культуры для нас особый интерес представляют работы В.У. Агеевиа, С.А. Александрова, В.К. Бальсевич, М.М. Бака, В.С. Бойко, И.Д. Беляеза, М.Л. Виленского. П.А. Виноградова, В.М. Выдрина, В.И. Говалло, Н.К. Глотова, Б.К. Зыкова, Л.В. Жарова, В.И. Жолдина, Л.М. Кацук, А.В. Лоточенко, К.В. Масалова, Ю.М. Николаева, Н.И. Пономарева, В.И. Столярова, М.И. Скаткина, М.И. Старова, А.В. Царикова и др. В них положено начало новым оригинальным решениям при разработке концепции теории физической культуры.

Анализ современных педагогических, психологических, медико-биологических исследований, изучение массового опыта работы учителей и организаторов физкультуры показали, что в среде педагогов и воспитателей заметно растет интерес к проблеме создания современной, научно и методически обоснованной концепции развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации. Ее главные цели, основные задачи, приоритетные направления, как показывает наше исследование, еще недостаточно сформированы, нуждаются в серьезной корректировке, в разработке ее инновационной стратегии и тактики. Более того, устранение деформаций в общественном толковании понятия физической культуры - задача не столько социально-экономическая, сколько политическая.

Учитывая недостаточную разработанность проблемы в педагогической науке, а также ее актуальность и значимость в условиях вступления системы образования в рыночные отношения, обусловили выбор темы нашего исследования: "Организационно-педагогические основы физического воспитания учащейся молодежи во внеурочной и внешкольной работе. (На материалах детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации)".

Цель нашего исследования - осуществить историко-педагогический анализ предшествующего опыта, выявить наиболее устойчивые и экспериментально проверить новые формы физического воспитания учащихся во внешкольной и внеурочной деятельности, соединить их в целостную систему эффективных форм работы, а также определить и обосновать блок социально-педагогических условий, способствующих созданию комплексной воспитательной системы, способствующей формированию личности средствами физической культуры и спорта.

Объектом исследования были избраны процесс формирования в современном детско-юношеском физкультурно-спортивном движении России приоритетной молодежной политики, нацеленной, в первую очередь, на дальнейшее, качественное развитие этого движения, его существенное обновление.

Предмет исследования - особенности и пути совершенствования требований к содержанию и структуре детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в условиях нового хозяйственного механизма для решения вопросов повышения готовности молодежи к жизни и труду,

Определение исследовательской ситуации дало возможность сформулировать рабочую гипотезу. Гипотеза исследования включает предположение о том, что эффективность воздействия физической культуры может повыситься, если будут соблюдены следующие условия:

- обеспечение обязательности целенаправленного формирования физкультурных знаний, мотиваций и потребностей освоения и реализации здорового образа жизни;

- создание условий для доминирования физической тренировки в сочетании с обучением на всех этапах многолетней физической подготовки учащейся молодежи:

- разработка необходимых организационно-методических, материальных и информационно-образовательных предпосылок и условий для преобразования процесса физического воспитания;

- соблюдение преемственности в формировании социально-активной личности средствами физкультурно-спортивной работы;

- создание целенаправленной системы внеклассного и внешкольного физического воспитания;

- обеспечение развития самодеятельности молодежных спортивных коллективов.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи :

1. Проанализировать теоретические основы физического воспитания современной учащейся молодежи через детско-юношеское физкультурно-спортивное движение.

2. Обосновать наиболее эффективные педагогические условия и средства физического воспитания учащейся молодежи.

3. Разработать конкретные рекомендации по дальнейшему развитию детско-юношеского физкультурно-спортивного движения.

Методологической основой диссертации являются: теория и практика воспитания подрастающего поколения; труды педагогов, психологов, ученых-медиков о всестороннем развитии личности учащейся молодежи средствами физкультуры и спорта; концепция системно-функционального и личностно-ориентированного подхода к исследованию проблем физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Источниковой базой исследования явились труды философов, педагогов, психологов и физиологов, постановления Государственной Думы России, труды ученых педагогов, психологов, социологов, организаторов физического воспитания, материалы научно-практических конференций по исследуемой проблеме. Важнейшими источниками явились фактические данные о деятельности Российской физкультурно-спортивной организации "Юность России".

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; целенаправленное педагогическое наблюдение; изучение, анализ, обобщение передового опыта работы педагогов и воспитателей по физическому воспитанию учащихся; реорганизация и обновление данного процесса; педагогический эксперимент; контент-анализ эмпирического материала, методика экспертных оценок; анкетирование; индивидуальное и групповое целенаправленное интервьюирование учащихся и работников разных категорий; изучение характеристик спортсменов, характеристик и благодарственных писем на бывших юных выпускников; планов физического воспитания учащихся школ, отчетов о проведении спортивных мероприятий и других мероприятий по плану ФСО "Юность России".

Совокупность указанных методов позволила провести сравнительный анализ, разработать ряд практических рекомендаций по организации физкультурно-спортивной работы. В эксперименте проверялись мероприятия комплексного плана ФСО "Юность России", разработанного соискателем.

Этапы исследования. Исследование состоит из трех взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1987-1990 г.г.) изучались труды выдающихся представителей отечественной педагогики, раскрывающих различные аспекты проблемы воспитания подрастающего поколения, анализировалась психологическая, социологическая, медицинская литература, публикации в периодических изданиях, обобщался передовой опыт работы учителей и организаторов и инструкторов физкультуры.

На втором этапе (1990-1993 гг.) определилась тема данного исследования. Результаты, полученные на первом этапе, позволили выдвинуть и разработать гипотезу, уточнить методику исследования.

Третий этап (1993-1996 гг.) был посвящен обработке, обобщению и анализу накопленных материалов, литературному оформлению диссертации. На этом этапе были подготовлены предложения по повышению эффективности и качества физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди молодежи.

Экспериментальная база исследования: Российская физкультурно-спортивная организация "Юность России" и ее региональные отделения.

Аргументированность и достоверность научных результатов, выводов и предложений обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняющих психологических, педагогических и социологических методов исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, их всесторонним анализом, сочетанием количественного и качественного анализов результатов длительной работы, проводимой в реальных условиях конкретных коллективов.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась также применением комплекса теоретических, эмпирических и математических методов исследования; широкой педагогической экспертизой получаемых результатов; математической обработкой, апробацией теоретических выводов.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в том. что впервые определено теоретическое обоснование особенностей современного детско-юношеского физкультурно-спортивного движения; обоснован комплекс педагогических условий и средств, способствующих формированию творчески-активной личности учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта; на основе интеграции педагогических, социологических и психологический теорий рассмотрены принципиальные подходы к проблеме прогнозирования и диагностики качества физкультурно-спортивной деятельности во внеучебное и внешкольное время; разработаны приоритетные направления развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в России с учетом международного и отечественного опыта.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристика особенностей содержания физического воспитания на современном этапе с учетом отечественного и зарубежного опыта.

2. Особенности детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в современных условиях.

3. Результаты анализа специфических форм детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в России.

4. Теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование основных направлений повышения эффективности физического воспитания учащейся молодежи.

Практическая ценность исследования состоит в том, что автором обоснованы путя повышения эффективности физического воспитания; выявлены основные условия и средства приобщения школьников к физкультурно-спортивным занятиям, обеспечивающие соответствующие цели, содержание, формы и методы воспитания. Выработанные в ходе исследования теоретические положения могут быть включены в общероссийскую программу по физическому воспитанию молодежи, использованы в учебных и учебно-методических изданиях по теории воспитания. Практическая ценность исследования заключается также в том, что в нем представлена целенаправленная система физического воспитания молодежи в современных условиях средствами физкультуры и спорта; обобщен положительный опыт учителей и организаторов физкультуры - мастеров педагогического труда; определена научная и программно-методическая база для планомерной организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; ее цели и задачи в рамках ФСО "Юность России".

Апробация и внедрение. Материалы исследования обсуждались и были одобрены на заседании лаборатории дополнительного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1997 г.).

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения зональных Всероссийских конкурсов "Мастер педагогического труда", проводимых Российским комитетом физкультурно-спортивной организации "Юность России" в 1990-1997 гг. по внеучебным и внешкольным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, в практической работе и докладах диссертанта на различных научно-практических конференциях и "Круглых столах" по проблемам физического воспитания молодежи ("Основные направления первоочередных мер по развитию детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в системе образования Российской Федерации. Доклад на съезде Российской физкультурно-спортивной организации "Юность России" - Адлер, 1994; "Концепция развития детско-юношеского физкультурно-спортивного и олимпийского движения в Российской Федерации. Доклад на семинаре "Опыт работы образовательных учреждений, клубов (центров) физической культуры и спорта по организации здорового досуга детей и учащейся молодежи". - Ижевск, 1995 и др.), в концепции, опубликованных статьях, научно-методических рекомендациях, тезисах докладов в периодической печати и средствах массовой информации, в сборниках научных трудов и т.п.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность исследуемой проблемы, определены объект и предмет исследования, сформулированы цель, гипотеза, задачи и методы исследования, аргументируются новизна и практическая значимость работы, выдвигаются выносимые на защиту положения.

В первой главе "Теоретические основы физического воспитания учащейся молодежи" раскрывается сущность исследуемой проблемы, дается обширный обзор литературы по проблеме. Анализируется содержательная и процессуальная стороны физического воспитания, обосновываются новые подходы в организации детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в современных условиях.

В частности автор подчеркивает, что проблема физического воспитания в обшей системе воспитания подрастающего поколения всегда занимала достойное место. Это объясняется рядом существенных факторов, социально-экономического и общественно-политического характера.

Серьезные перемены произошли в системе образования Российской Федерации в добровольных спортивных обществах профсоюзов "Динамо", "Трудовые резервы", где создавались и функционировали коллективы физической культуры, подростковые клубы, объединения физкультурно-спортивной направленности. Их деятельность, как известно, планировалась и организовывалась в соответствии с решениями съездов Коммунистической партии Советского Союза, Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, приказами и распоряжениями министерств и ведомств.

Одновременно с преобразованием известных структур возникло и продолжает возникать большое число других организаций. Так на базе Всесоюзного спортивного общества "Трудовые резервы" создана Российская физкультурно-спортивная организация "Юность России", объединяющая 76 самостоятельных региональных организаций, охватывающих более 10 млн. детей. Функционируют на новых началах Российский Союз молодежи, Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций, Федерация детских организаций "Юная Россия". Заметную роль в детско-юношеском физкультурно-спортивном движении начинают играть Российские и территориальные федерации по соответствующим видам спорта.

Возвращаются к жизни исторически сложившиеся общественные движения физкультурно-спортивной направленности. К ним относятся кадеты, скауты, харцеры, спартианцы. Увеличивается число немногочисленных по составу религиозных датских и молодежных объединений. Заметную роль играют детские и молодежные физкультурно-спортивные объединения, возникающие стихийно для самоутверждения и самозащиты, реализации своих интересов и запросов.

В нашем государстве впервые принят Закон "Об общественных объединениях". Происшедшие серьезные перемены в деятельности государственных органов управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, делами молодежи, образовательных, детских, молодежных общественных структур позволили отказаться от диктата в управлении. Это способствовало появлению разнообразных детских и юношеских общественных физкультурно-спортивных и других объединений в образовательных учреждениях, по месту жительства, поиску и созданию вариативных программ их деятельности.

Возникла необходимость строить отношения между государственными и общественными структурами на договорной основе. Однако, оставшиеся стереотипные представления об отношениях государственных и общественных структур в сознании и практике управленцев, общественных работников, педагогов ведут к обострению противоречий между ними.

В диссертации отмечается, что большим тормозом в развитии физкультурно-спортивного движения является отсутствие всесторонне разработанных нормативных основ существования детско-юношеских физкультурно-спортивных объединений в конкретных региональных условиях, необходимых подзаконных актов, регулирующих на местах процессы их создания, функционирования и взаимодействия с государственными структурами.

В общем значении под детско-юношеским движением понимается совокупность действий и деятельность всех детских, подростковых, юношеских общественных объединений и организаций, существующих в Российской Федерации, каком-либо ее регионе.

Отмечается, что важным показателем степени координированности детско-юношеского движения является создание и оформление статуса объединенных структур типа ассоциаций, федераций, союзов и т.п. и наличие соответствующих координационных (управленческих) органов (советов, комитетов, бюро и т.п.).

Детско-юношеское физкультурно-спортивное движение - важное звено широкого движения, связанного с областью физической культуры и спорта, охватывающего все слои населения. Как и всякое другое социальное движение, оно предполагает активную деятельность детей и молодежи до 18 лет, преследующих определенную цель в соответствии с основными идеями, а также определенную организационную структуру.

Анализируя теоретические основы физического воспитания учащейся молодежи автор анализирует физкультурно-спортивное движение в дореволюционной России, подчеркивая, что анализ тенденций развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в историческом аспекте позволяет критически осмыслить явления, имевшие место в этой области и использовать перспективные направления с целью формирования новых позиций развития физкультурного движения среди учащейся молодежи на современном этапе.

После революции 1917 года в России принимается ряд законодательных и организационно-управленческих решений, направленных на укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. Наиболее значительными из них автор считает учреждение декретом Госкомиссии по просвещению, всеобуча военно-спортивного характера. В 1927 г. Наркомпросом РСФСР утверждены и введены в практику обязательные для всех школ учебные планы и программы по физической культуре. Значительную роль как средства приобщения к регулярным занятиям физической культурой сыграл Всесоюзный физкультурный комплекс ГТО (1931 г.), а затем и созданная специально для детей школьного возраста ступень "Будь готов к труду и обороне СССР".

С 1964 г. начинается развитие в стране детского клубного движения. Был организован Всесоюзный клуб "Кожаный мяч", в этом же году был создан клуб "Золотая шайба". В последующие годы были созданы такие клубы, как "Плетеный мяч" (хоккей с мячом); "Серебряные коньки'' (бег на коньках); "Стремительный мяч" (гандбол); "Нептун" (плавание); "Белая ладья" (шахматы); "Клуб 600" (тяжелая атлетика). Значительная часть школьников участвовала в соревнованиях "Веселые старты". Хорошую физическую подготовку получали школьники, участвующие в военно-патриотической игре "Зарница". По статистическим данным (1985 г.) из 40 млн. школьников физкультурно-массовыми мероприятиями было охвачено 27 млн.

Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию № 802 от 24.10.89 г. было положено начало организации нового типа учреждений дополнительного образования - детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП), главной задачей которых является максимальное привлечение школьников к занятиям физической культурой.

Особое внимание в первой главе диссертант уделяет анализу государственной политики и приоритетным направлениям в развитии детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в современных условиях. Отмечается, что в новых социально-экономических и политических условиях реальное состояние и развитие детско-юношеского физкультурно-спортивного движения в значительной мере зависит от позиции Правительства, государственных органов и местных органов управления.

Новый подход к этой проблеме связан, по мнению автора:

- с предупреждением дальнейшего стихийного распада детско-юношеских общественных объединений физкультурно-спортивной направленности;

- с определением форм и методов сотрудничества с федеративными и региональными детско-юношескими объединениями, направленными на сохранение положительного опыта. Государство, его органы управления должны способствовать укреплению правовой основы детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, включению в Законы "Об образовании" раздела "О государственной политике в области физической" культуры и спорта", "Об общественных объединениях физкультурно-спортивной направленности".

В диссертации обосновывается необходимость коренной перестройки учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Учебные занятия, как у многих педагогов-новаторов, должны повсеместно служить не учебной нагрузкой, а средством снятия умственного и психического напряжения.

Автор предлагает комплекс мер по сохранению и развитию сети детско-юношеских спортивных школ для подготовки спортивных резервов. При этом подчеркивает, что определяющую роль в формировании потребности в занятиях физической культурой и спортом в рамках детско-юношеского физкультурно-спортивного движения должны сыграть средства массовой информации. На основе использования широкого спектра разнообразных средств они могут сформировать у многих юношей и девушек престижный имидж физкультурно-спортивного образа жизни, вызвать негативное отношение к курению, употреблений спиртных напитков, малоподвижному образу жизни, другим вредным привычкам.

Во второй главе "Педагогические условия и средства физического воспитания учащейся молодежи" обосновываются педагогические условия, выбор средств для выработки конкретных форм работы ФСО «Юность России», анализируются результаты экспериментальной работы».

В главе особое внимание уделяется цели и основным задачам развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения, к которым автор относит прежде всего отношения между государственными органами управления и детско-юношескими объединениями физкультурно-спортивной направленности. Эти отношения должны быть разумно согласованы, исходя из взаимного признания всех прав, которые предоставлены существующим законодательством.

Автор делает вывод о том, что наряду с физкультурно-спортивными клубами необходимо развивать спортивные центры, работающие на основе самостоятельной хозяйственно-коммерческой деятельности, которые могут предлагать большое разнообразие физкультурно-спортивных услуг, особенно для семей.

Остро стоит вопрос о возрождении студенческого физкультурно-спортивного движения. Для студенческой молодежи интерес к физической культуре и спорту проявляется через активные занятия спортом в спортивных секциях, клубах, через освоенную ими целостную установку на здоровый образ жизни, что создает предпосылки для студенческой молодежи к широкому привлечению ее к активным занятиям физическими упражнениями, мероприятиям здорового активного досуга и др.

Подчеркивается важность проблемы кадрового, программно-методического, материально-технического обеспечения детско-юношеского физкультурно-спортивного движения. Так, в 1980 г. общее число штатных работников по физической культуре и спорту в СССР составляло около 350 тысяч человек, причем с физкультурным образованием не менее 270 тысяч человек. Постоянный приток в физкультурные организации молодых преподавателей и тренеров остро поставил проблему непрерывного совершенствования педагогического, тренерского мастерства и повышения их научной квалификации. Вместе с тем в настоящее время количество выпускников вузов, факультетов, средних специальных учебных заведений физкультурно-спортивной направленности не восполняет потребности физкультурно-спортивного движения в кадрах, особенно системы образования. Дополнительная потребность в физкультурных кадрах до 2000 года по предварительным подсчетам составит примерно 56 тысяч.

В главе зафиксированы основные результаты экспериментальной работы Российского комитета физкультурно-спортивной организации "Юность России", их анализ позволяет сделать следующие выводы:

- возрастает интерес у большинства детей и учащейся молодежи к творчески организуемым занятиям с ярко выраженным индивидуальным подходом;

- нормализуется эмоциональное состояние юношей и девушек за счет снятия социально-психологического стресса средствами физической культуры и спорта;

- формируется осознанная потребность у учащейся молодежи в здоровом образе жизни;

- закладывается иммунитет к вредным привычкам и асоциальному поведению;

- резко сокращается количество простудных заболеваний;

- выше становится уровень физической подготовленности различных групп молодежи.

В связи с этим автором изучено состояние физической подготовленности и физического развития учащихся профессиональных учебных заведений. На этой основе сделано обоснование нормативных, требований физической подготовленности и стандартов физического развития данной категории молодежи.

В диссертации отмечается, что новым подходом к физическому самосовершенствованию детей и молодежи в рамках детско-юношеского физкультурно-спортивного движения могут стать занятия развивающей направленности, проводимые за пределами школьного расписания. На их основе за 1995-1997 гг. организовано более 400 клубов.

При этом отмечается, что одним из условий реализации программы развития детско-юношеского физкультурно-спортивного движения является соответствующее материально-техническое обеспечение. Автором отработана модель педагогической готовности организаторов детско-юношеского физкультурно-спортивного движения к физкультурно-спортивной работе (рис. 1)

Рис. 1.

Педагогическая готовность организатора

физкультурно-оздоровительной и спортивной работы

Знания научного и программно-методического обеспечения физической

культуры и спорта, детско-юношеского движения, постоянно

получаемые в ходе повышения квалификации в разных его формах

Изучение я разработка авторских программ организация физического

воспитания физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью

Физическая культура студента педагогического и физкультурного вуза

Источник: www.childpsy.ru