Цели и содержание физического воспитания учащихся общеобразовательных школ стран Азии (Япония, Корея, Китай)

Общеобразовательная школа и сравнительная педагогика прошли многоуровневый исторический путь своего развития. На протяжении XIX — XX вв. сравнительная педагогика развивалась в условиях роста интернациональной направленности педагогических идей и школьных реформ. В современных условиях во всех странах мира модернизация образования переживает пору расцвета [3].

На основании изученных нами исследований, проводимых Корейским институтом образования по проблемам содержания школьного образования в США, Канаде, Австралии, Китае, Японии, мы определили конструктивную модель оптимизации отечественной системы образования. Изучение зарубежной педагогики позволяет оценить характер взаимоотношений общества и государства в области образования, социализации детей и подростков, сохранения их здоровья и воспитания духовности. Инновационные разработки в зарубежной теории и практике обучения охватывают поиски в одной из основных областей педагогики — построении учебного процесса, технологии проектирования образовательных программ и их реализации. Педагогов всех стран объединяет стремление выйти за рамки традиционного обучения, найти новые подходы к главному инструменту образования — учебному процессу. Отечественная педагогика осмысливает и осваивает принципы школьного образования, выработанные в мировой теории и практике обучения. Школьная практика испытывает огромную потребность в приливе свежих идей, и в то же время дидактические поиски мировой педагогики остаются малоизвестными даже для специалистов, а педагоги-практики обычно сталкиваются с фрагментарной информацией о зарубежных педагогических нововведениях [1, 3, 5].

Изучение зарубежного опыта по определению сущности и обоснованию целевых установок, содержания физического воспитания, технологии реализации образовательных задач дает представление о главных направлениях развития педагогической мысли в сфере физической культуры разных стран. Общество в целом позволяет понять роль физкультурного образования в накоплении и сохранении социальных и культурных ценностей, приобретенных человечеством. Познание зарубежной социально-педагогической мысли о физическом, духовном и нравственном в человеке способствует формированию мировоззрения и профессиональных качеств учителей школы.

При всей специфичности физкультурного образования Японии, Республики Корея, Китая в нем отражены общие подходы к управлению, содержанию, формам, методам физического воспитания и физической активности школьников. В настоящее время в этих странах физическая культура и спорт рассматриваются как важная составная часть общей культуры общества, как одна из сфер человеческой деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических качеств и духовных ценностей человека. В этой связи исключительную актуальность представляет сопоставление содержания физического воспитания учащихся разных стран в основном звене — общеобразовательной школе, где закладываются основы пожизненной физической культуры личности и здорового стиля жизни человека.

Однако сравнительные исследования по проблеме развития физического воспитания в общеобразовательной школе (пересмотр целевых установок и задач; идеи и принципы оптимизации содержания; интенсификации технологии педагогического процесса; педагогика сотрудничества в звене «учитель — ученик»; управление качеством образовательного процесса; методическое обеспечение процесса физического воспитания; материально-техническое обеспечение физкультурно-спортивной активности учащихся; социально-правовая поддержка), проводимые учёными разных стран, во многих случаях ограничивались констатацией содержания руководящих документов, описанием национальных учебных планов, трактовкой отдельных положений образовательных программ, при этом не исследуя качественных параметров эффективности их реализации.

Таким образом, проблема состоит в противоречии между процессом интеграции школьного образования (как условия экономической кооперации и социальной стабильности) в Республике Корея и отсутствием результатов научного анализа структурно-содержательного построения учебных планов и программ физического воспитания школьников передовых стран Азии, имеющих достаточно богатый опыт в развитии системы образования.

Сравнительный анализ содержания физического воспитания школьников этих трёх стран позволяет сопоставить их педагогические идеи, заложенные в ныне действующих программах развития общеобразовательной школы. Изучение педагогического опыта стран Азии, других стран мира поможет формированию открытого социально-педагогического мышления, при котором осваивается целесообразное в школьном образовании.

Разрешение задач нашего исследования позволит определить сущность целевых установок и нормы физкультурного образования школьников стран Азии и на этой основе оптимизировать современный национальный учебный план Кореи и обозначить контуры образовательных программ будущего.

Модели учебных планов по физическому воспитанию представлены в табл. 1.

Таблица 1. Сущность и направленность модели физического воспитания учащихся общеобразовательных школ

Источник: bmsi.ru