Свежие публикации

государственный экономический университет (УрГЭУ), г. Екатеринбург

Современные проблемы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ.

Современный педагогический процесс состоит из включенных в него структурных педагогических явлений, структурное построение педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные составляющие, совместимость их с государственным стандартом высшего образования и требованиями модернизации вузов.

Педагогический процесс физического воспитания студентов должен отвечать потребностям общества в подготовки здоровых, физически образованных специалистов в различных областях экономики.

Принципы государственной политики в области образования отражают гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Физическое воспитание студентов направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и спорта и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в вузе и дома, отражает целенаправленность (цели и задачи) вузовской программы российской системы физического воспитания.

В связи с этим следует сформировать эффективную структуру процесса физического воспитания студентов и создать новое педагогическое мышление преподавателя физического воспитания.

Многое изменилось в жизни россиян: формируется новая программа физического воспитания в вузах, совершенствуется педагогическая деятельность преподавателей. которая направлена на развитие и саморазвитие студентов.

Развитие студентов осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько совершенствованием личности, обучением студента самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей занимающихся студентов. Саморазвитие направлено на формирование активного «Я»,обучение его умениям соморазвиваться в условиях рыночных отношений и после окончания вуза, на протяжении всей жизни.

Всеми перечисленными обстоятельствами определяется структура современного процесса физического воспитания студентов, которая состоит из 6 компонентов таких как:

1. Целеноправленость физического воспитания

2. Программа физического воспитания

3. Модель физического воспитания студентов

4. Технология физического воспитания (модельная технология)

5. Качество физического воспитания

6. Управление процессом физического воспитания.

Настоятельная потребность российского общества в физическом и социальном оздоровлении (об их взаимосвязи никто уже не спорит) ставит перед спортивной наукой целый ряд новых проблем и задач. Научно-методическое подкрепление вопросов развития оздоровительной физической культуры, массового спорта и спорта для всех значительно отстает от исследований по проблематике спорта. Нерешенным остается ключевой вопрос спорта для всех: как привлечь к регулярной физической активности, как сформировать потребность к ней? Несмотря на наличие эффективных спортивно-оздоровительных методик и систем в повседневной жизни их использует лишь незначительная часть студентов. Педагогическая система вовлечения в регулярные физкультурно-оздоровительные занятия практически отсутствует.

В то же время многие специалисты отрасли рассматривают данную проблему как чисто управленческую и даже более узко – как финансовую. По нашему мнению, успешное развитие спорта для всех категорий населения, и в студенческой в частности, - это не только политическая, но в первую очередь научная проблема. Без решения вопросов методологического и концептуального обеспечения студенческого спорта его развитие будет осуществляться вслепую, бессистемно, в конечном счете неэффективно, не будет соответствовать тем социальным ожиданиям, которые на него возлагаются.

Несмотря на увеличение финансовой поддержки физической культуры и спорта в России в гг. ощутимые успехи имеются лишь на традиционном направлении – в спорте высших достижений, в то же время подавляющая часть населения остается в стороне от практики физической культуры и спорта и их ценностей.

На наш взгляд, этот факт убедительно свидетельствует о необходимости переосмысления сложившейся практики и выработки современной научно обоснованной концепции развития физической культуры и спорта для всех.

Мотивы вовлечения в спортивно-оздоровительную деятельность зависят от пола, возраста, уровня физического развития, психосамотипа, социального и имущественного положения семейного статуса, природно-климатических условий, культурных и религиозных традиций, степени развития спортивной инфраструктуры и модности. Фактически каждый индивид, являющийся субъектом спорта, характеризуется уникальным сочетанием физических концепций и целей, которые он или она перед собой ставят.

Для тренера-специалиста по оздоровительной тренировке – это означает необходимость значительной индивидуализации методики занятий, творческий подход, внимательное отношение к психологическим аспектам занятий (доверие, располагающая обстановка и т. д.).

Известно, что основоположник физического воспитания в России П. Ф. Лесгафт настороженно относился к соревнованиям среди юношества, опасаясь нежелательного развития духа конкуренции и соперничества в разрез с педагогическими принципами развития сотрудничества и взаимопомощи .

Однако, с нашей точки зрения, соревновательный принцип не может быть исключен из теории развития физической культуры и спорта, поскольку опирается на фундаментальные философские, психологические и биологические закономерности, составляющие важнейшую сущностную характеристику физической культуры и спорта. Использование принципа состязательности моделирует ситуацию человеческого самоопределения, поиска ответа на актуальный вопрос: «Каков «я» по отношению к «другому»?». Только сопоставив собственный результаты с результатами «другого», личность может самоопределиться. Таким образом, соревновательная деятельность важна не только для спорта высших достижений, но и для спортсменов студенческих обществ, дворовых команд и других любителей спорта, т. е. спорта для всех.

Развитие физической культуры и спорта в студенческой среде – актуальная общественная потребность. Развитие студенческого спорта – это в первую очередь научная проблема, которая нуждается в глубокой методологической разработке, создании педагогической системы управления, развитием этой разновидности спорта, разработке соответствующих психологических и управленческих технологий.

Источник: pandia.ru