Материал из Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний >>физкультура >>физкультура 11 класс >> Качество европейского и российского физического воспитания в школе

Глава 3.

Европейское и российское физическое воспитание учащихся глазами общества, учеников, родителей, экспертов, учителей

3.1. Качество европейского и российского физического воспитания в школе

В конце XX в. в странах Евросоюза большую популярность приобрела проблема «качества» — качества, относящегося не только к хозяйственной сфере, но и ко всем секторам общественной жизни. Немало было высказано также предложений о качественно-количественных критериях, определяющих область школьного образования, в том числе физическое воспитание.

Само по себе понятие «качество образования» не является однозначным. Оно может иметь разные определения. В Европе весьма популярно предложение Ван Боттенбурга (1999), который выделил 4 аспекта качества физического воспитания (см. Е. Поспех, 2003):

1) качество физического воспитания, определяемое обществом;

2) качество физического воспитания, определяемое учениками и родителями;

3) качество физического воспитания, определяемое экспертами;

4) качество физического воспитания, определяемое органами образования.

В соответствии с данной моделью высокое качество постановки физического воспитания в школе можно узнать тогда, когда оно одновременно удовлетворяет:

• ожидания общества и государства;

• ожидания и потребности учащихся и их родителей;

• критерии качества, определённые экспертами;

• требования, обозначенные органами образования, касающиеся организации и эффективности физического воспитания.

Проведённые на предложение Европейского общества физического воспитания исследования (Р. Фишер с соавт. 1997) позволили в определённой мере получить ответы на три вопроса, касающиеся качества физического воспитания в Европе.

Какие страны ведут занятия по физической культуре, опираясь на государственную программу физического воспитания? Если такая программа имеет место, то в какой форме в ней сформулированы цели и задачи физического воспитания (в общем виде или более конкретно), которые необходимо реализовывать на определённых этапах (начальная, основная и средняя школа) обучения? Кто несёт ответственность за контроль уровня физического воспитания и в какой степени этот контроль адекватен ожиданиям и потребностям? Располагают ли школы соответствующей спортивной базой, оборудованием, инвентарём, территорией для реализации содержания программного материала?

Информация на эти вопросы содержится в таблице 5.

Данные в таблице 5 показывают, что все страны Европы имеют государственные программы физического воспитания. Исключениями являются Германия и Швейцария. В Германии каждая земля (Land), а в Швейцарии кантон (kanton) работают по своей программе. Видно, что в большинстве стран цели и задачи физического воспитания, которые представлены в программе, сформулированы как в общем виде, так и операционно (конкретно). Восемь стран, среди которых Чехия, Литва, Финляндия, Голландия, Словения, Франция, ограничиваются только формулировкой общих целей (задач) физического воспитания. При такой постановке вопроса трудно осуществлять контроль за качеством этого процесса, поскольку неясно, какие же конкретные задачи решают учителя физической культуры на отдельных этапах обучения.

Таблица 5

Наличие государственной программы и контроль качества за постановкой физического воспитания в школах Европы (Р. Фишер, Ван Гугтен, Т. Лоопстра, 1997), выборочно с дополнениями

Источник: school.xvatit.com