Классификация физического воспитания подростков по субъектам педагогического влияния

Аннотация:

Рассмотрена классификация физического воспитания подростков по субъектам преимущественного педагогического влияния. В исследовании принимали участие 648 подростков в возрасте 11-15 лет. Установлено, что в современном обществе сложилась система организации активного досуга подростков с преимущественным педагогическим влиянием субъектов. Отмечается, что школы должны способствовать внедрению новых форм двигательной активности, инновационных и интерактивных технологий. Подчеркивается необходимость активного использования возможностей самоорганизации населения, самоуправления при организации активного досуга подростков. Выделены формы двигательной активности с самостоятельно принятыми подростками решениями, мотивами, интересами. Показаны формы принятия решений подростками под воздействием родителей и окружающих людей. Рекомендуется при формировании отчетности по физическому воспитанию в системе образования включать в документацию все формы двигательной активности.

Ключевые слова: подростки, досуг, физическое воспитание, классификация.

Введение.

Педагогическая теория рассматривает детско-юношеский досуг как особенное пространство социального воспитания подрастающего поколения, которое позволяет использовать не только возможности педагогической системы, то есть системы образования, но также культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса и др. [4, 9]. Согласно определению С. Шмакова, досуг - это пространство и время, содержащие творческие интересы и занятий детей, выходящие за пределы их учебной деятельности [10-12]. Досуг предоставляет ребенку дополнительное жизненное пространство для социального самоутверждения в коллективе, где он получает оценку и признание результатов своей деятельности, чувствует социальную значимость своей личности [5, 8].

В процессе деятельности подросток осознает настоящую значимость дружбы, верности, здесь открываются возможности для проигрывания многих будущих ролей, освоения необходимых навыков и способностей. Основной целью досуга является обеспечение отдыха, удовлетворения личных запросов и интересов, удовольствия [1-3].

Досуговую деятельность детей также рассматривают и с точки зрения обеспечения двигательной активности. Например, С. Иванченко, рассматривает досуг школьников как комплексную педагогическую форму организации свободного от обязательных учебных занятий времени, которое используется для игр, прогулок, спорта, физкультурно-оздоровительных занятий, занятий искусством, техникой и другими полезными видами деятельности по собственному выбору и влеченью школьников [4]. В теории физической культуры это пространство носит название рекреация, которая характеризуется активным отдыхом; возобновлением физических, психических и духовных сил; удовольствием и развитием творческих способностей и интересов [6, 7].

В целом анализ специальной литературы свидетельствует, что досуг детей распределяют на организованный и неорганизованный. Суть организованного отдыха заключается в руководстве этой деятельностью педагогом, неорганизованного - возникающего стихийно, по самостоятельному выбору школьника вне учреждений образования [4, 7]. И в первом, и во втором случае, на личность подростка действуют один социальный механизм - окружающая среда. Однако, несмотря на достаточную изученность вопросов, связанных с организационными формами досуга подростков, указанные формы не классифицированы относительно субъектов преимущественного педагогического влияния, что и обусловило выбор темы данного исследования.

Работа выполнена в рамках плана НИР Института физического воспитания и спорта Луганского национального университета имени Тараса Шевченко и факультета физического воспитания Харьковской гуманитарно-педагогической академии.

Цель исследования - классифицировать формы физического воспитания подростков относительно субъектов педагогического влияния.

Методика исследования. На первом этапе исследования был проведен специальный опрос 648 подростков в возрасте 11-15 лет, которые обучаются в общеобразовательных школах Харьковской области относительно их участия в различных формах физического воспитания, в частности во время досуга (результаты этого этапа будут опубликованы в электронном научно-методическом журнале «Народное образование» № 1, 2013).

На втором этапе, с целью выяснения субъектов физического воспитания, в процессе исследования был проведен кластерный анализ - многомерная статистическая процедура, сущность которой заключается в объединение объектов в сравнительно однородные группы, на основе данных о выборке.

За основные критерии анализа было взято количество подростков, задействованных в разных формах двигательной активности; регулярность посещения той или другой формы; количество недельной двигательной активности в каждой форме досуга. Материалы обрабатывались с помощью программного обеспечения STATISTICA.

Результаты исследования.

В процессе обработки результатов социологического опроса определялась древоподобная классификация, при помощи нахождения невзвешенных попарных средних евклидовых расстояний для разновидностей двигательной активности подростков (рис. 1).

Анализ рис.1 показал, что с помощью кластерного анализа, формы двигательной активности, распределились в два больших кластера. К первому кластеру относятся уроки физической культуры (С 1), пришкольные (С 7) и загородные (С 8) детские учреждения оздоровления и отдыха (ДУОО), разновидности утренней гигиенической гимнастики (С 16) и школьные соревнования (С 2). При этом наблюдается тесная связь между формами С 7, С 8 и С 16, что объясняется стабильной регулярностью и наличием у ДУОО обязательных элементов - утренней гимнастики и спортивно-массовых мероприятий. Указанная группа форм двигательной активности вступает в тесное взаимодействие с уроками физической культуры, которые влияют на школьные соревнования. Исходя из этого, указанные формы двигательной активности обеспечиваются преимущественно учителями (а в загородных ДУОО учителями и студентами педагогических ВУЗов, то есть специалистами в отрасли педагогики), сформированную группу форм двигательной активности условно назовем «сфера преимущественного влияния школьных педагогов».

В кластер 2 вошли другие формы двигательной активности подростков. Однако эти формы распределились также на две большие подгруппы (отмеченные на рис. 1 как окружности 2 и 3). Так, к подгруппе 3, назовем ее «сфера преимущественного влияния внешкольных педагогов», относятся детско-юношеские спортивные школы - ДЮСШ (С 4), ДДЮТ (дома детско-юношеского творчества) (танцы) (С 5), ДДЮТ(туризм) (С 6), добровольные спортивные общества (ДСО) (или ДЮСШ при них) (С 19), фитнесс-клубы и бассейны (С 9), военно-спортивные и национально-спортивные общественные организации (С 18), самостоятельные занятия экстремальными видами спорта (С 22).

При этом, в указанной подгруппе очень малое евклидовое расстояние (то есть почти идентичное по критериям задействованной подростков и регулярности физических нагрузок) имеют таки формы как: занятия в ДЮСШ, занятие туризмом и танцами у ДДЮТ и тренировки у ДСО. Указанная группа находится в активном взаимодействии с другими формами двигательной активности «подгруппы 3» - С 9, С 18, С 22. Следовательно, это указывает на то, что педагогические подходы и средства физического воспитания в сфере преимущественного влияния внешкольных педагогов являются почти идентичными. Это определяет направления подготовки будущих и переподготовки действующих специалистов отрасли физической культуры, в частности умение работать с подростками, которые принимают участие в занятиях экстремальным спорта. Кроме того, констатируем, что при формировании отчетности относительно состояния физического воспитания в системе образования, имеется смысл включать в документацию все перечисленные формы двигательной активности.

К следующей подгруппе форм активного досуга подростков (подгруппа 2, рис. 1), вошли такие формы двигательной активности как школьные секции (в частности по инновационным видам спорта) (С 3), пешеходные походы и прогулки (С 15), катки в торгово-развлекательных центрах (С 10), пейнтбольные и боулинговые клубы (С 11), пляжи (С 13), аквапарки (С 14), самостоятельные занятия спортом (С 20) и играми (С 21) с друзьями во дворе, парки отдыха и веревочные городки (С 12), занятия физическими упражнениями с родителями (С 17). Следует отметить, что вышеупомянутые формы двигательной активности реализуются под воздействием самостоятельно принятых подростками решений, мотивов, интересов, друзей, а также под воздействием родителей и окружающих людей. Исходя из этого, предлагаем ее название как «сфера преимущественного влияния родителей и самоуправления подростков».

Выводы

  1. В современном обществе сложилась система организации активного досуга подростков, одной из характеристик которой является преимущественное педагогическое влияние субъектов: педагогов общеобразовательных учебных заведений, педагогов внешкольных учебных заведений и самоорганизованных коллективов (семьи, друзья, ровесники, окружающие и т.п.).
  2. Исходя из инвариантности физического воспитания в жизни подростков, а также того, что общеобразовательные учебные заведения являются базовыми при его осуществлении, именно школы должны координировать такую деятельность и максимально способствовать внедрению новых форм двигательной активности, инновационных и интерактивных технологий и т.д. а также активно использовать возможности самоорганизации населения и механизмы самоуправления при организации активного досуга подростков.

Рис. 1. Невзвешенное попарное среднее евклидовы расстояний для разновидностей двигательной активности подростков

1 - сфера преимущественного влияния школьных педагогов;2 - сфера преимущественного влияния родителей и самоуправления подростков; 3 - сфера преимущественного влияния внешкольных педагогов.

Перспектива дальнейших исследований представлена в разработке соответствующей управленческой модели и организационно-педагогических технологий, которые позволять реализовать возможности самоорганизации населения в масштабах общеобразовательных учебных заведений.

Литература:

  1. Бондар Т.С. Суспільно-нормативні передумови вдосконалення фізичного виховання дітей та молоді у дозвіллєвій діяльності // Вісник Чернігівського національного педагогічного університету імені Т.Г. Шевченка. – Чернігів, ЧНПУ. – 2012. – Вип. 102. – Т.1. – С. 91-94.
  2. Бондар Т.С. Інноваційна ігрова практика у дозвіллєвій діяльності підлітків як ефективний засіб залучення школярів до позакласних форм фізичного виховання / Т.С. Бондар, С.С. Козар // Матеріали Всеукраїнської науково-практичної конференції «Формування професійної культури майбутніх педагогів в умовах модернізації освіти», 5-6 грудня 2011 року (Харківська гуманітарно-педагогічна академія). – Х. ФОП Шейніна О.В. – 2012. – С. 52-53.
  3. Ведмеденко Б.Ф. Виховання в учнів звички займатися фізкультурою та спортом // Педагогіка і психологія, 1995. – № 1. – С. 109 – 113.
  4. Иванченко С.Г. Социально-педагогические условия спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со школьниками в досуговой деятельности // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2008. – № 6. – С. 25-29.
  5. Круцевич Т.Ю. Приоритетные мотивы подростков к занятиям физической культурой и спортом // Наук. зап. Тернопіл. держ. пед. ун-ту, 2000. – № 7. – С. 96 – 103.
  6. Круцевич Т.Ю. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте / Т.Ю. Круцевич, Г.В. Безверхняя // Олімпійський спорт і спорт для всіх: проблеми здоров’я, рекреації, спортивної медицини та реабілітації: IV Міжнар. наук. конгрес. – К. – 2000. – С. 117 – 122.
  7. Пономарьова Г.Ф. Педагогіка фізичного виховання: сучасні організаційні технології у загальноосвітніх навчальних закладах [Навч.-метод. посіб.] / Г.Ф. Пономарьова. Т.С. Бондар. В.В. Золочевський. – Х. ФОП Бровін О.В. – 2013. – 193 с.
  8. Спортивна логіка: як обрати секцію для дитини / Тетяна Огородня //Слобідський край, 2013. – № 9 (19.01.2013). – С. 12.
  9. Шамич О. Використання вільного часу молодшими підлітками за місцем проживання // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту, 2007. – № 2. – С. 146-149.
  10. Шмаков С.А. Досуг школьника. - Липецк, Минформпечать РФ. - 1993. - 331 с.
  11. Hall G.S. Confessions ofa Psychologist // The Pedagogical Seminary, 1901. - vol. 8(1).- pp. 92-143.
  12. Smith M.E. Childhood Memories Compared with Those of Adult Life // The Pedagogical Seminary and Journal of Genetic Psychology, 1952. - vol. 80(2). - pp. 151-182.

Источник: bmsi.ru