Принципы методики физического воспитания

Значение принципов физического воспитания

Принципы – это общее положение управления физическим воспитанием.

Принципы методики физического воспитания – это положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методам и организации процесса обучения и воспитания, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.

Характеристика принципов:

Принцип сознательности и активности

Цель принципа – обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства с сознательной, активной и творческой деятельностью занимающихся.

Требования принципа сознательности и активности:

1. Четкая постановка преподавателем цели и задач занятий и осознание их занимающимися. Цели бывают перспективные и текущие.

2. Конкретная постановка решаемых задач. Преподаватель должен довести до сознания учащихся не только то, что и как выполнять, но и почему предлагается именно это, а не другое упражнение, почему это следует выполнять так, а не иначе.

3. Добиваться понимания учеником прикладной ценности изучаемых упражнений. Помочь осознать, что физические упражнения – это средство укрепления здоровья, подготовки к жизни.

Реализация принципа сознательности и активности требует побуждения занимающихся к самоанализу, самооценке, самоконтролю действий; нахождению ошибок и путей их устранения; к точному оцениванию своих действий в пространстве.

Процесс физического воспитания должен быть не только сознательным, но и активным. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество занимающихся.

Принцип наглядности

Этот принцип предполагает формирование у занимающихся более полного и точного представления о технике изучаемого упражнения, тактике, условиях выполнения действия и его результатах.

Формы наглядности:

1. Зрительная наглядность:

· Показ изучаемых упражнений учителем и учеником

· Демонстрация наглядных пособий

2. Слуховая наглядность:

· Использование воспроизведения звука с помощью хлопков, постукиваний

3. Словесная наглядность:

· Объяснение сущности изучаемого упражнения

4. Двигательная наглядность:

· Выполнение упражнения самим учеником

Эффективность реализации данного принципа повышается при соблюдении ряда правил :

· При реализации принципа наглядности нужно учитывать ведущий для данного человека анализатор. У одних восприятие происходит с опорой на зрительный анализатор, у других – на слуховой, у третьих – на двигательный.

· Степень и характер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возраста, пола, подготовленности занимающихся.

· Комплексно использовать многообразные пути получения наглядной информации, т.е. комплексно применять разнообразные приемы наглядности.

Принцип доступности и индивидуализации

Этот принцип предусматривает, чтобы учебное задание не превышало возможностей ребенка. Большое значение имеет учет индивидуальных возможностей учеников. В этом взаимосвязь принципа доступности и индивидуализации. Доступность всегда индивидуальна (то, что доступно одному, может быть недоступно другому). Реализация принципа предполагает выполнения ряда правил:

1. Доступность учебных заданий должна предусматривать затрату определенных усилий для его выполнения (учебный материал не предусматривающий трудности для ученика лишен педагогической ценности)

2. Чем больше объем учебного материала, тем ниже уровень его доступности

3. Уровень доступности должен повышаться, следуя за возрастающими способностями ученика.

Принцип индивидуализации выражается в дифференцированном подходе к обучению, в зависимости от возраста, пола, физической подготовленности.

Принцип систематичности

Этот принцип требует, чтобы занятия проводились непрерывно и последовательно. Непрерывность предполагает отсутствие слишком больших перерывов между занятиями, которые приводят к снижению достигнутого уровня физической подготовленности. Непрерывность занятий обеспечивается определенной системой чередования работы и отдыха.

Требования последовательности:

1. Своевременное начало и переход от разучивания одних двигательных действий к другим

2. Обеспечение преемственности (весь процесс обучения надо строить согласно дидактическим правилам обучения: от известного к неизвестному, от простого к сложному и т.д.)

Организуя учебный процесс, необходимо обеспечить  регулярность занятий (через 5-7 дней положительные сдвиги, полученные в результате занятия сглаживаются, перерывы между занятиями должны составлять не больше 1-2 дней).

Принцип динамичности

Его называют также принципом прогрессирования. Реализация этого принципа предусматривает постоянное повышение требований к занимающимся, обновление и усложнение упражнений. Возможны различные формы повышения нагрузки: прямолинейная, восходящая, волнообразная, скачкообразная, ступенчатая и т.д.

Источник: biofile.ru