документы образовательной организации

Всестороннее развитие личности в условиях совре­менного, динамично развивающегося общества немыс­лимо без повышения социальной роли физической культуры и спорта. Физическая культура отражает про­цесс и результат развития личности. Человек овладе­вает системой научных знаний, познавательных и двигательных умений и навыков, у него на их основе формируется мировоззрение, нравственность, физичес­кие и психические качества личности.

Необходимость инновационных преобразований в области физического воспитания в системе дошколь­ного образования объясняется объективными услови­ями жизни современного общества, а также тем, что именно в дошкольном детстве закладываются фунда­мент здоровья и положительное отношение к физи­ческой культуре.

В настоящее время состояние здоровья дошкольни­ков вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» РАМН, в России 60% де­тей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% буду­щих первоклассников приходят в школу абсолютно здоровыми.

К числу основных факторов, приводящих к ослаб­лению иммунитета, относятся: курение, алкоголь, нар­комания и токсикомания родителей детей, злоупот­ребление ими лекарственными средствами; несбалан­сированное в количественном и качественном отношении питание ребенка, гиподинамия дошкольников; условия их воспитания, материально-бытовые, климатические и природные условия, степень чистоты среды обита­нии; наследственность, индивидуально--типологические, возра­стные и конституциональные особенности растущего оргазма.

Традиционные программы физического воспитания дош­кольников, применяемые в на-стоящее время в ДОУ, уже не способны реализовать в полной мере требуемый объем двига­тельной активности детского организма. В связи с этим, одна из важнейших теоретических и практических проблем физичес­кого воспитания в ДОУ — внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.

Анализ программ физическо­го воспитания, разработанных и апробированных специалистами дошкольного образования, пока­зал, что инновационные изыс­кания ими ведутся по следую­щим направлениям: формирование нового содержания образования; разработка здоровьесберегающих программ для ДОУ; разработка и реализация новых педагогических техноло­гий, методик, систем развития детей; разработка и применение спортивных тренажеров для дошкольников; введение в практику физического воспита­ния детей узкоспециализиро­ванных программ, направленных на изучение основ различных

видов спорта и т.д. Следует от­метить, что количество про­грамм для ДОУ с каждым годом увеличивается, однако немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют заявля­емому уровню.

Противоречивость мнений относительно эффективности инновационных технологий, форм, методов и средств физи­ческого воспитания обуслов­лена в значительной степени недостаточным вниманием к теоретическому осмыслению данной ситуации. Анализ как российских, так и зарубежных публикаций по данной пробле­ме показывает, что в большин­стве своем они ограничивают­ся лишь частными аспектами, связанными с решением локальных практических вопро­сов.

Теоретической основой для поиска ответа на вопрос о рисках применения инновационных технологи и физического воспитания с точ­ки зрения психологии служит концепция психического разви­тия Д. Б. Эльконина. В контексте развиваемой темы важно положение теории ученого о том, что «в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отноше­ний между людьми и на этой основе — развитие мотивацион-но-потребностной сферы, с дру­гой стороны, периоды, в которые происходит преимущественное освоение способов действий с предметами и на этой основе — формирование интеллектуаль­но-познавательных сил детей, их опера ционно-технических воз­можностей».

Дошкольное детство — пери­од активного развития мотивационно-потребностной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом возрасте, считается меха­низм соподчинения мотивов. Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничива­ют свои непосредственные же­лания и делают выбор в пользу наиболее сильного на данный момент мотива.

К 5 годам у ребенка появля­ется соподчиненность потреб­ностей, желаний, которые приоб­ретают разную силу и значи­мость. Дошкольник начинает планировать смысл своей дея­тельности, у него формируется смыслообразующая функция мотива. Одновременно с этим интенсивно развивается меха­низм эмоционального предвос­хищения (А.В. Запорожец). Еще до того как дошкольник начи­нает действовать, у него появля­ется эмоциональный образ, от­ражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрос­лых. Таким образом, в дошколь­ном возрасте аффект с конца смещается к началу деятельно­сти и становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвос­хищения последствий деятель­ности лежит в основе эмоцио­нальной регуляции действий ребенка.

Кроме того, в дошкольном возрасте у ребенка появляются мотивы достижения успеха, со­ревнования, соперничества и мотив избегания неудач. Эти мотивы базируются на потреб­ностях дошкольника.

В процесс физического воспитания дошкольников ин­новационные технологии долж­ны вводиться на основе учета специфики нормативного тече­ния психического развития.

Включение же инновационных технологий, не учитывающих особенности нормативного течения психического развития, осложняет нормальное развертывание процессов и влечет за собою ряд рисков. Среди них: не развитость тонкой моторики; неправильное формирование способов деятельности; слабое владение операционными навыками; проблема в понимании и выполнении задачи, слабое развитие произвольности внима­ния, памяти; низкий уровень развития самоконтроля.

Литература

1. Маханева М.Д. Здоровый ребе­нок. Рекомендации по работе в дет­ском салу и начальной школе. М. 2004.

2. Эльконин Д.Б. Кпроблеме пери­одизации психического развития в детском возрасте // Избранные пси­хологические труды. М. 1997.

Источник: lends39-romaschka.edumsko.ru