Карманова Ж.А., Гаак А.Ю.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан

Физическое воспитание детей в системе образования и его проблемы

Физическое воспитание в системе образования отвечает за физическое развитие и физическую подготовку молодого поколения. Воспитание нового, всесторонне развитого человека – одно из необходимых и решающих условий успешного развития современного общества. В последнее время, проблема физического воспитания детей является особенно актуальной. Возросшие за последние годы требования программы, изменившиеся условия жизни способствуют пониженной двигательной активности, которая приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности [1]. Основным средством для достижения этой цели является изучение детьми основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом необходима целенаправленная работа с детьми по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.

Одной из главных проблем, которую призвано решать физическое воспитание, является проблема укрепления здоровья. В настоящее время она решается недостаточно эффективно. С каждым годом число здоровых детей уменьшается. Это отражает общую тенденцию снижения уровня здоровья населения, зависящую от комплекса факторов. Так, например, на здоровье более полумиллиона учащихся, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, все в большей мере сказываются разрушительные последствия этих условий. Они приводят к росту числа детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Проблема дифференцированного учебно-методического комплекса физического воспитания, разработанного с учетом влияния неблагоприятных экологических условий жизни, является одной из проблем, требующих решения [2].

В настоящее время образовательные задачи физического воспитания, связанные с обучением знаниям, методическим умениям и навыкам так же решаются недостаточно эффективно. Это является следствием исторически сложившегося «нормативного» подхода к физическому воспитанию, как средству физической подготовки детей. При таком подходе норматив, отражающий уровень физической подготовленности, является основным критерием эффективности физического воспитания.

Необходимость физкультурного образования, как правило, признается, но учащиеся не получают его в достаточном объеме. В результате они оказываются не подготовленными к самостоятельному использованию средств физической культуры для самооздоровления и саморазвития.

Одним из кризисных явлений существующей системы образования является разрыв между физической культурой, физическим воспитанием и всей остальной системой образования. Физическая культура еще не стала частью общей культуры. Одной из причин существующего положения является отсутствие взаимных связей и механизмов взаимодействия в системе образования - неспецифическое влияние средств и методов физической тренировки на жизнедеятельность и работоспособность организма человека.

В дошкольных и школьных учреждениях используется обособленное применение средств и методов физического воспитания на уроках физической культуры. Напомним слова И.М.Сеченова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Но не заказан и обратный маршрут - от организованной двигательной активности к различным формам проявления высшей нервной деятельности: ориентировке в пространстве, распознаванию образов, символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как ее результат. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей [3].

Предложенный на этой основе подход был подвергнут экспериментальной проверке в детских садах на группах детей 5-6 лет. На занятиях на протяжении девяти месяцев информация об окружающем мире (предметы, их изображения, символы - буквы, слова, цифры) осваивались не в результате снижения или подавления двигательной активности, а посредством уже освоенных двигательных действий или в результате их формирования. В экспериментальных группах количество детей, знающих все буквы алфавита, увеличилось с 5 до 40%, а в контрольных до 10%. Кроме того, дети, занимающиеся в экспериментальных группах, превзошли своих сверстников по результатам выполнения двигательных заданий, а также по гармоничности физического развития.

Способ интегрального решения дидактических и воспитательных задач для совершенствования двигательной и познавательной деятельности детей не требует дополнительных затрат времени. Эффективность его применения зависит от профессиональной подготовленности педагогов и воспитателей. Главное действующее лицо в детском саду - воспитатель, выступая в единственном числе, казалось бы, может легко решить проблему межпредметных связей, сняв противоречие между монопредметным преподаванием и необходимостью интегрального применения знаний. Однако, как правило, работников для дошкольных учреждений готовят в средних специальных учебных заведениях, тогда как в некоторых странах, например в Японии, все воспитатели имеют университетское образование. Глубокие теоретические знания и умение перевести их на язык практики являются основным условием формирования механизма, который позволит преодолеть противоречия между необходимостью усвоения новых знаний и ухудшением состояния здоровья детей.

Ведущие ученые в области физической культуры и спорта считают, что целью физического воспитания подрастающего поколения является формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе жизни.

Применительно к дошкольному возрасту, по их мнению, основными задачами физического воспитания являются:

1) формирование у детей осознанной потребности в освоении ценностей

2) здоровья, физической культуры и спорта;

3) природосообразное и индивидуально-приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающее достижение необходимого и достаточного уровня развития физических качеств ребенка, его двигательных умений и навыков;

4) общее физкультурное образование дошкольников, направленное на освоение ими интеллектуальных, технологических, нравственных, этических и эстетических ценностей физической культуры;

5) валеологическое образование детей как важнейший фактор формирования здорового образа жизни;

6) актуализация знаний на уровне начальных навыков проведения самостоятельных занятии [4].

Таким образом, исходя из современной парадигмы приоритета человека как высшей ценности во всей духовной и телесной неповторимости личности, признания ее социально-природной уникальности физическое воспитание и спортивную подготовку рассматривают как направленный процесс формирования у индивида ценностей здоровья, физической культуры и спорта в интересах его духовного и телесного совершенствования на всех этапах возрастной эволюции.

Литература:

1. Козлов И.М. Правдов М.А. Двигательная активность и здоровье детей: Тезисы международной конференции.- Санкт-Петербург, 1993. - T.2. С. 68-69.

2. Сухарев А.Г. Теленчи В.И. Шелонина О.А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков. - Москва, 1988. – 71 с.

3. Иванов Г.Д. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 7.- С. 51-54.

4. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. - 2003.- N 7.- С. 45-50.

Источник: www.rusnauka.com