68 часов

Составитель: Попова Л. М. –

учитель физкультуры высшей категории

МОУ Гусинской СОШ

Пояснительная записка

Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Отличительной чертой современного человека является его культура личности, которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво, правильно двигаться. Элементарным критерием культуры движений является правильная техника выполнения движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание).

Актуальность создания программы заключается в последовательности решения задач физического воспитания обучающихся в условиях здоровье сберегающих технологий, формирования у детей целостного представления о физической культуре, её возможностях в повышении работоспособности и улучшения здоровья, а главное – воспитании личности, способной к самостоятельной, творческой деятельности.

Главная цель – всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической подготовки дошкольника.

Основные задачи:

1. Вызвать у обучающихся интерес к физическому воспитанию, позволив ощутить красоту и радость движений;

2. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности;

3. Формировать жизненно важные технические умения, навыки и полезные привычки;

4. Обучить дошкольников доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям и навыкам;

5. Добиваться того, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

6. Воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:

- формирование у детей шести лет положительной мотивации к двигательной деятельности;

- содействие созданию игровых группировок, позволяющих обучающимся различной степени двигательной активности, разного темперамента, проявить интерес к усвоению новых знаний;

- учёт готовности учащихся к разным формам сотрудничества;

- эмоционально-стимулирующее общение учителя с детьми и детей друг с другом;

- занимательность процесса обучения;

- расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;

- высокий уровень культуры движений учителя;

- целенаправленная работа над основами культуры движений учащихся.

Методы и средства обучения должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Подвижная игра является лучшей формой физического воспитания в группе старших дошкольников, когда кроме развития физических качеств с её помощью можно решить проблему интеллектуального развития, повышая интерес к овладению общеучебными умениями и навыками, способствуя более интенсивному усвоению знаний.

Применяя игровой метод, необходимо учитывать, что обучающиеся шестилетнего возраста ещё плохо контролируют свои силы. Поэтому важно не допускать переутомления учащихся, направляя их действия, контролировать нагрузку.

В I четверти дети знакомятся с элементарными упражнениями для формирования правильной осанки, правильного дыхания, с техникой катания на роликовых коньках. Научаться ходить и бегать в колонну по одному, змейкой и с изменением направления. Познакомятся с прыжками в длину и высоту. Изучат сюжетно-ролевые игры на развитие двигательных качеств.

Во II четверти разучат простейшие комплексы упражнений с предметами и без предметов. Изучат упражнения на развитие силы, упражнения для профилактики плоскостопия. Разучат подвижные игры, направленные на развитие логического мышления и координационных способностей.

В 3 четверти дети знакомятся с зимними видами закаливания и его значением для организма. Учатся передвигаться на лыжах, одевать их самостоятельно и переносить. Разучат подвижные игры и эстафеты на снегу.

В 4 четверти ребята знакомятся с разновидностями прыжков через большую скакалку, разучат комплексы ОРУ на скамейке и с отягощением. Знакомство с летними видами закаливания: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры. Наконец, в 4 четверти подводится итог всей работы в условиях оптимального двигательного режима в виде игр-соревнований по видам движений.

Программный материал разделён на темы:

1 четверть

Основы теоретических знаний (3 часа)

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Сведения о режиме дня и личной гигиене, значение физических упражнений для здоровья человека. Виды и способы закаливания. Понятие дыхательная гимнастика и её значение для организма

Лёгкая атлетика (11 часов) «Один за всех и все за одного»

Ходьба: сочетание обычной ходьбы с ходьбой на носках, с высоким подниманием бедра, в приседе, по разметкам

Бег с изменением направления, средним и длинным шагом, челночный бег, бег змейкой. Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

Различные виды прыжков: в длину с места, в длину с разбега, прыжки на месте на одной и двух ногах, на двух с поворотом на 90градусов

Подвижные игры (5 часов) «Наш весёлый звонкий мяч»

2 четверть

Гимнастика (6 часов) «Вместе весело шагать»

Строевые упражнения – основная стойка, построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение по заранее установленным местам, размыкание на поднятые руки в стороны.

Гимнастика (7 часов) «Самый сильный человек …»

Комплексы упражнений с различными предметами, скаалками, кеглями, воздушными шарами. Упражнения в равновесии, прыжки через скакалку. Ходьба по бревну, лазанье по гимнастической скамейке. Висы на перекладине и канате пистолетиком.

3 четверть

Лыжная подготовка (11часов) «Что мне снег, что мне зной…»

Переноска лыж, надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. Повороты переступанием на месте. Подъёмы и ступающим шагом и спуски в высокой стойке, Передвижение на лыжах до 1 км

Подвижные игры (9 часов) «Мы ловкие и смелые, на солнце загорелые»

Развитие координационных качеств, ловкости, скорости, выносливости и гибкости через подвижную игру

4 четверть

Лёгкая атлетика (8 часов) « Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Метание малого мяча с места правой, затем левой рукой с расстояния 3-4 метра по горизонтальной мишени, из-за головы на дальность

Метание набивного мяча с места правой и левой рукой из положения, сидя; броски и ловля мяча

Подвижные игры (8часов) «Мы весёлые ребята, любим, бегать и играть»

Подвижные игры и эстафеты:

- с бегом – «К своим флажкам», « Два Мороза», эстафеты линейные и круговые

- с прыжками – «Прыгающие воробышки», «Зайцы в огороде»

- с метанием – «Кто дальше бросит», «Метко в цель»,

- на освоение элементарных умений в движении, ловле, бросках, передачи и ведении мяча

- игры и соревнования на развитие жизненно необходимых двигательных качеств: «Кто первый через обруч к флажку», 2перемени предмет», «Скорее до флажка» «Ловишки», «Огуречик», «Хитрая лиса», «Мышеловка»

Методические рекомендации

В коллективной деятельности ребёнка на седьмом году жизни формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Обучающийся выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат.

Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовать так, чтобы сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность.

Ведущей формой организованной деятельности является физкультурное занятие; при этом больше внимания следует уделять разучиванию элементов техники движений, отработки лёгкости и точности их выполнения. На каждом физкультурном занятии необходимо перед детьми чётко ставить задачу, дать возможность осмыслить её и объяснить ход и способы выполнения задания. В процессе обучения используются объяснения, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов.

Во второй половине года в упражнения и игры целесообразно включать элементы соревнования, тщательно продумывая физическую и эмоциональную нагрузку с учётом подготовленности детей. Большое значение в обучении движений имеют анализ и оценка обучающихся, особенно по ходу выполнения упражнений. К оценке целесообразно привлекать и самих детей.

В целях повышения двигательной активности в зависимости от содержания занятия и навыков необходимо использовать разные способы организации, прежде всего при выполнении основных движений. Так, дошкольники могут одновременно упражняться на нескольких одинаковых снарядах. Целесообразно также прибегать к музыкальному сопровождению.

В вводную часть занятия наряду с разными видами ходьбы, бега, танцевальными движениями включаются задания на внимательность, строевые и общеразвивающие упражнения, подготовительные упражнения к спортивным играм. Спортивные игры используются для подготовки ребёнка к выполнению движений со сложной координацией, требующих значительных физических усилий. Например, перед обучением прыжкам с разбега можно предложить детям бег широкими шагами, перед ходьбой на лыжах – упражнения, имитирующие ходьбу на лыжах.

Большое значение с точки зрения подготовки ребёнка к школе имеют упражнения для мелких групп мышц кистей рук, стопы, шеи, поэтому необходимо их использовать на каждом занятии.

В этой возрастной группе продолжают учить готовить для занятий спортивный инвентарь, ухаживать за ним.

Особенность методики данной программы в том, что она предполагает максимальное включение подвижных игр в жизнь и деятельность ребёнка.

К концу года дети должны уметь

- Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание)

- Прыгать на лёгкое покрытие с высоты до 40 см, прыгать в длину с места на расстояние 100 см, с разбега 180 см, прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами

-Бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с 4-5 метров, метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-12 метров, метать предметы в движущуюся цель, владеть школой мяча

-Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчёта на первый0второй, соблюдать интервалы во время передвижений

-Выполнять физические упражнения из различных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции

-Сохранять правильную осанку и формировать её на протяжении всей жизни

-Ходить на лыжах переменным скользящим шагом на расстоянии 3 км, поднимать на горку и спускаться с неё, тормозить при спуске

-Активно участвовать в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис)

-Плавать произвольно на расстоянии 15 м

-Проявлять дисциплинированность, выдержку самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, грациозность, выразительность движений

Источник: gusino-shkola.ucoz.com