Физическая культура Введение

Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье. Неуклонно возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гармоничному физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным.

Физическая культура (ФК) во всех учебных заведениях РФ — обязательный предмет. На занятиях по ФК учащиеся получают разнообразные теоретические сведения, овладевают новыми практическими умениями, совершенствуют ранее приобретенные двигательные навыки. Как учебный предмет физическое воспитание отличается от ряда других спецификой задач, средствами и формами организации учебных занятий. Учащемуся в процессе ФК недостаточно услышать - увидеть - понять - запомнить. Здесь необходимо активно действовать физически, многократно и настойчиво выполнять специальные двигательные задания.

И очень важно понимать при этом, что овладение новыми умениями и двигательными навыками, их совершенствование будут приходить успешнее тогда, когда будут базироваться на хорошо усвоенных теоретических знаниях об основах техники движений, о физиологических закономерностях развития и деятельности человеческого организма, о содержании и методах обучения, о правилах спортивных соревнований и др.

Процесс физического воспитания немыслим без сознательной и активной учебной деятельности самих учащихся. Он проходит результативно только в том случае, когда налицо обоюдная заинтересованность: преподаватель прилагает усилия, чтобы научить, а учащиеся стремятся научиться, овладеть новыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, новыми физическими упражнениями.

Важное значение имеет знание специфического языка физического воспитания, терминологии основных понятий, прежде всего таких, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическое совершенство» и др. Понимание их смысла не только позволит глубоко усвоить их смысл, но даст возможность читать и понимать спортивную и популярную медицинскую литературу, расширит знания о безграничных физических возможностях человеческого организма.

Итак, основные понятия физического воспитания. В обиходе и практике мы часто пользуемся словосочетанием «физкультура и спорт», ставя эти два слова рядом. Однако надо знать, что их смысл не идентичен.

Физическая культура — органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике. Общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития. Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования членов общества; уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и быту, для других целей общественной практики.

Понятие «физическая культура» наиболее общее и наиболее широкое. Оно вбирает в себя и такое частное, более узкое понятие, как «спорт».

Спорт (англ. sport— игра, развлечение) -- составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат.

Распространенными производными от этих двух основных понятий являются, физкультурник — человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного физического развития и совершенствования; спортсмен -- человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных для себя или команды спортивных результатов.

Что же вкладывается в смысл понятия «физическое воспитание»»? Физическое воспитание — это педагогический процесс обучения человека движениям и совершенствования его физических качеств, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний. Этот педагогический процесс предполагает осознанную деятельность людей — учителя и ученика: первый, используя педагогические методы, передает второму знания, умения и навыки; второй — воспринимает, усваивает и применяет их.

Главная цель системы физического воспитания — достижение каждым человеком физического совершенства.

Под физическим совершенством понимается исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни, труду. В этом понятии сочетаются как требования общества к людям (производство, военное дело и др.), так и личные потребности человека (здоровье, долголетие, физическая привлекательность и др.).

К числу основных относится также понятие физическое развитие. Оно употребляется в двух значениях. Первое: физическое развитие — это физическое состояние человека в данный момент. В этом значении говорят, например, «физическое развитие гимнаста хорошее», «физическое развитие школьника слабое». Второе: физическое развитие -- это биологический процесс становления и изменения форм и функций человеческого организма, совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и воспитания. Из этого определения следует, что физическое развитие есть процесс, т. е. динамическая совокупность физических состояний человеческого организма в их взаимопереходах. С одной стороны, физическое развитие человека происходит за счет жизненных сил и строения организма, передаваемых по наследству, а с другой — раскрытие и проявление этих наследственных признаков, свойств и качеств (в том числе и физических) в значительной мере зависит от условий жизни (питание, труд, отдых, гигиенические условия и др.), от воспитания, прежде всего от специально организованного физического воспитания. Эти два значения понятия «физическое развитие» надо различать.

Все общие (основные) и частные понятия физического воспитания в совокупности образуют специальную научно-практическую терминологию. Мы познакомились с некоторыми основными понятиями этой терминологии.

Источник: www.distribut.net