Нравственное воспитание

Содержание

Введение

Глава 1.НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

§1.1 Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности

§1.2 Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности

§1.3 Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств

Глава 2.Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений

§2.1 Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития

§2.2 Сущность патриотизма и культуры межнациональных отношений, их содержание и внутренняя структура

§2.3 Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений

§2.4 Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений

Глава 3.Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

§3.1 Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудового воспитания

§3.2 Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам

§3.3 Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия

§3.4 Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников

Глава 4.Воспитание дисциплины и культуры поведения

§4.1 Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания

§4.2 Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике

§4.3 Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения

§4.4 Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка.

§4.5 Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения. Воспитание культуры поведения

Глава 5 . Эстетическое воспитание

§5.1 Роль эстетического воспитания в развитии личности

§5.2 Сущность эстетического воспитания и его содержание

§5.3 Воспитание у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов

Глава 6 .Физическое воспитание

§6.1 Физическое воспитание в системе всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание

§6.2 Основные средства и методы физического воспитания

§6.3 Внеклассная работа по физическому воспитанию

Глава 7.Формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы

§7.1 Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы

§7.2. Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение

§7.3 Глубокое и прочное овладение знаниями - важнейшая предпосылка воспитания научного мировоззрения

§7.4 Критерии сформированности мировоззрения учащихся

Заключение

Список литературы

Введение

Воспитание-это целенаправленный, специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога с обучаемыми, организации разнообразной деятельности с целью формирования у них политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития их способностей и духовных сил, становления отношений с окружающим миром и людьми.

Воспитание-это сложный педагогический процесс, связанный с деятельностью субъектов этого процесса, с их активностью. Он предполагает изменения в интеллектуальной, эмоциональной, физической сферах личности, ее обогащение и совершенствование. В нем принимает заинтересованное участие учебный коллектив.

Разрабатывая программу воспитательной работы, необходимо исходить из специфики конкретного учебного коллектива, группы, курса, факультета, опираться на конкретные цели и задачи.[4]

К основным целям и задачам воспитания относятся:

1)нравственное воспитание

2)воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений

3)трудовое воспитание и проффесиональная ориентация учащихся

4)воспитание дисциплины и культуры поведения

5)эстетическое воспитание

6)физическое воспитание

7)формирование мировоззрения школьников в общей системе учебно-воспитательной работы

Глава 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

§1.1 Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор по ведения личности

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности - в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность.

Иное дело мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически от самой личности зависит их соблюдение. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер.

Соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. Для этого в этике - философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это имеет большое значение для воспитания. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. [1]

§1.2 Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек проявляет к труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

— отношения к идеологии и политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

— отношения к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

— отношения к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния; бережливость; охрана природы;

отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота о семье и воспитании детей;

отношения к себе: высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

В условиях обновляющихся социальных отношений демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.[1]

§1.3 Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это весьма важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

Исходя из содержания нравственных отношений, необ ходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и т.д. В процессе активного участия в разнообразной деятельности при педагогически правильной ее организации у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо выполнять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля. Все это в совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в морально-познавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах.[1]

Глава 2. ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

§2.1 Патриотизм и культура межнациональных отношений - важнейшие моральные качества человека и их значение для его личностного развития

Как отмечалось в предыдущей главе, весьма существенной частью морального воспитания является формирование у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь закрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Видный белорусский просветитель, продолжатель гуманистических традиций Ф.Скорины В.Н.Тяпинский (1540—1604) отмечал, что патриотизм является средством сохранения духовного наследия народа, и призывал к возрождению его славы и национального достоинства.

Но патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

§2.2 Сущность патриотизма и культуры межнацио нальных отношений, их содержание и внутренняя структура

Для осмысления сущности патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо иметь в виду, что исторический генезис этих качеств связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий.

Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов.

Патриотизм - это сердечная любовь к своему родному народу и к своему родному краю. А патриот - это тот человек, который старается помочь своему народу и трудится в этом направлении изо всех сил.

Ппатриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

К содержанию культуры межнациональных отношений следует отнести: уважение к людям различных национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры и жизни других государств и народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

Для осуществления воспитательной работы по формированию у учащихся патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо хорошо осмыслить сущность этого сложнейшего процесса. Будучи органической частью нравственного формирования личности, воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотизма и культуры межнациональных отношений, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Однако для процесса воспитания и формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы. [3]

§2.3 Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, связанной с патриотизмом и культурой межнациональных отношений

Важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

Следовательно, когда речь идет о формировании пат риотизма и культуры межнациональных отношений, то суть учебно-воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у школьников этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей учителя и классные руководители ис пользуют самые разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной воспитательной работы.[3]

§2.4 Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений

Цель этого компонента — обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение, а также различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь определенную внутреннюю логику.

Прежде всего, нужно формировать у учащихся знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания.

Эти представления и чувство привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Каждый из учебных предметов в той или иной мере обладает в этом отношении определенными средствами и возможностями. Уроки природоведения в начальных классах, а затем изучение ботаники помогают формировать у школьников представления о природе родного края. На занятиях по зоологии дети знакомятся с животным миром. География позволяет учащимся накопить разнообразные представления о природных ресурсах, ландшафте и растительном мире своего региона.

Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеклассной воспитательной работы. Для этого используются экскурсии, походы по родному краю, создание уголков природы в школе и т.д.

Большой потенциал для развития интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык.

Важной стороной развития патриотического сознания и чувств учащихся является усвоение ими материала о борьбе белорусского народа за свободу и независимость родины. Упрочению патриотических чувств учащихся содействует изучение белорусской литературы.

Большую роль в обогащении учащихся знаниями и развитии патриотизма играет внеклассная воспитательная работа.

При формировании у учащихся патриотических знаний и чувств большое место должна занимать ознакомительная работа с культурным наследием белорусского народа и его вкладом в духовное развитие общества.

Большую роль в обогащении учащихся патриотическими знаниями и чувствами и формировании культуры межнациональных отношений играет ознакомление их с межгосударственными связями белорусского народа в прошлом и настоящем. Богатый материал для этого содержат уроки географии, на которых идет речь об экономических связях между государствами и народами, уроки истории Беларуси, на которых раскрываются вопросы оказания помощи разных народов друг к другу, взаимовлияния культур и т.д.

Таким образом, обучение и разнообразные формы внеклассной работы позволяют учителям и классным руководителям проводить с учащимися многообразную воспитательную работу по формированию их интеллектуально-чувственной сферы, развитию их сознания, связанного с патриотизмом и культурой межнациональных отношений. Разумеется, содержание этой работы и ее методика должны быть различными в каждой возрастной группе. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о родине, других странах и народах. Учащиеся средних и старших классов многие патриотические знания усваивают уже на понятийном уровне, по многим вопросам у них складываются собственные оценочные суждения. Но устойчивость и степень зрелости нравственного сознания достигается только тогда, когда знания учащихся в области патриотизма и культуры межнациональных отношений будут эмоционально пережиты и приобретут форму глубоких личных взглядов и убеждений.[5]

Глава 3. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

§3.1 Воспитание добросовестного отношения к труду и сбережению материальных ценностей как фактор морального формирования личности. Функции трудо вого воспитания

Успешное формирование личности в современной школе может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью.

Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовые умения и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в школьном воспитании с давних времен выступает как весьма существенная педагогическая тенденция.

Большое значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуется высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщение учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания все более и более пробивают себе дорогу в школах большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Необходимость трудового обучения и воспитания в школах обусловила большое значение их научного исследования.

В педагогике детально раскрываются функции трудового воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании. В частности, обращается внимание на следующие из этих функций.

Труд - практическая производственная деятельность оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.

Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приемов.

Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания школьников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива. Его значение и ценность как гражданина будет зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовленности и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние.

Существенная функция труда состоит в формировании у учащихся товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности.

Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе. Между тем большинство учащихся после окончания школы вливаются в сферу материального производства. Чтобы осуще ствлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производственной деятельности. Все это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии учащихся. [2]

§3.2 Воспитание у учащихся потребности в труде, бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам

Существенной задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности в труде и бережном от ношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы стержневой линией в развитии ребенка было постепенное втягивание его в посильную и разнообразную трудовую деятельность. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется: поливка цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в ванной и т.д. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать и учителям.

Однако школе необходимо значительно расширять сферу трудовых дел учащихся, включать их в такие виды деятельности, результаты которых связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и повышение ее значения требуют возбуждения у них тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется потребность в труде и которые стимулируют развитие трудолюбия и бережливости.

Одно из этих внутренних противоречий состоит в переживании учащимися "расхождения" между характером домашнего труда и расширением сферы их трудовой деятельности в школе. Когда ученику приходится выполнять различные задания по изготовлению учебных пособий, когда усложняется сфера его деятельности в работе по самообслуживанию и благоустройству школы, оказанию помощи близлежащим стройкам, промышленным предприятиям, сельскому хозяйству, его труд неизбежно приобретает элементы новизны, становится интересным, что и способствует стимулированию его трудовой активности.

Расширение сферы трудовой деятельности учащихся способствует также возбуждению противоречия между объемом имеющихся у них умений и навыков и необходимостью овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показывать учащимся, какие новые умения и навыки они могут приобрести и какие стороны своей трудовой подготовки могут усовершенствовать.

Большие возможности для возбуждения потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества предоставляет разъяснение учащимся их трудовых обязанностей, а также бережливости как нравственного качества. Когда ученик глубоко осознает общественное и личное значение труда, а также свои обязанности, у него формируется психологическая установка к активной трудовой деятельности, к выполнению любой работы.

В возбуждении у школьников переживания внутренних противоречий и воспитания потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям большую роль играют формы организации трудовой деятельности. Важнейшими из форм являются следующие:

создание постоянных или временных ученических звеньев для выполнения той или иной работы. Например, могут функционировать постоянные звенья по уходу за плодовыми деревьями в школьном саду, если он есть, по выращиванию цветов. Временные звенья организуются для выполнения эпизодической работы, например для оформления школьного здания к наступающему празднику, для совместной работы с шефами и т.д.;

накопление и развитие трудовых традиций в школе, например, традиционная подготовка и проведение в школе "Праздника труда" или праздника "В подарок школе", когда ученики всех классов изготавливают учебные пособия, мастерят модели, закладывают памятные аллеи. Стимулирующей трудовой традицией являются выставки технического творчества школьников и т.д.;

в последние годы в школах создаются производственные кооперативы, в которых учащиеся занимаются производительным трудом и получают за это денежную плату;

эффективной формой возбуждения трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями и ученическими организациями. Нередко учителя просят того или иного ученика помочь в уборке учебного кабинета, привести в надлежащий порядок приборы, мебель и т.д.[2]

§3.3 Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия

Важной стороной трудолюбия является глубокое понимание личностью существенного значения труда в жизни общества и каждого человека, ее взгляды и убеждения в необходимости вносить свой вклад в развитие экономики, создание личного материального добробыта.

Развитие сознательности, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия осуществляется, прежде, всего в процессе учебных занятий. Учебный материал по литературе, языкам, истории и другим предметам содержит немало примеров и фактов, позволяющих раскрывать благотворное влияние труда на человека, на его чувства и моральное формирование. Развитие общественных формаций основывалось в конечном итоге на создании материальных ценностей и жизненных средств, что влекло за собой эволюцию социальных и моральных отношений. В этом смысле главным двигателем социального прогресса был человек труда, его творческо-преобразующая деятельность. Эти идеи пронизывают содержание такого учебного предмета, как история, и овладение им позволяет глубоко осмысливать значение труда в развитии общества.

Широкие возможности в этом плане предоставляют также разнообразные формы морально-познавательной деятельности учащихся в системе внеклассной работы. Различные вопросы о роли труда в улучшении благосостояния народа раскрываются в этических беседах, лекциях, докладах, на классных часах. На эти темы проводятся читательские конференции, школьные вечера, диспуты, встречи с тружениками промышленности и сельского хозяйства, экскурсии на производство и др. Во многих школах поддерживаются шефские связи с предприятиями, колхозами и совхозами, создаются комнаты боевой и трудовой славы. Для развития сознательности, взглядов и убеждений учащихся в этих случаях используются методы убеждения-разъяснения, положительные примеры и т.д. Воспитательное значение учебной и внеклассной работы в формировании трудолюбия учащихся, их взглядов и убеждений зависит от ее содержательности, эмоциональности и умелого учета возрастных особенностей школьников. Однако, как отмечалось выше, в структуре трудолюбия как личностного качества, пожалуй, чуть ли не главным являются трудовые умения и навыки в различных видах производственной деятельности. [2]

§3.4 Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников

Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать. Наиболее существенными вопросами этой методики являются следующие:

1. В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой (участие в самообслуживании, сдача каждым школьником определенного количества макулатуры, работа на пришкольном учебно-опытном участке, в школьных мастерских и т.д.) учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории, работали по заданию подшефных предприятий как в процессе учебного года, так и во время каникул. В средних и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, тогда создаются условия для нормального трудового воспитания.

При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение. Например, учащиеся-подростки и старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить, какую работу они будут выполнять и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и ее народнохозяйственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.

В методике трудового воспитания существенным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов ее выполнения.

Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдения правил техники безопасности. В данном случае речь идет об элементах трудового обучения, формировании трудовых умений и навыков,

Источник: xreferat.com