1. Теоретические аспекты организации физического воспитания в ДОУ

1.1 Составляющие здорового образа жизни дошкольника

В педиатрической практике приняты 4 критерия оценки состояния здоровья ребенка:

– уровень физического развития, его гармоничность;

– соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;

– степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешнесредовым факторам и неблагоприятным воздействиям;

– наличие или отсутствие хронических заболеваний. Важно помнить, что каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только совокупность информации по всем критериям в комплексе позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.

В соответствии с названными критериями детей можно условно разделить на 5 основных групп здоровья:

1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

[демо режим — текст работы показан частично]

1.2 Формы организации физического воспитания в ДОУ

Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Формы этой работы могут быть различными: 1) физкультурные занятия; 2) физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия); 3) активный отдых (физкультурные досуга и праздники дня здоровья, каникулы); 4) самостоятельная двигательная деятельность; 5) домашние задания по физкультуре; 6) индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии); 7) секционно-кружковые занятия; 8) профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).[6]

Главная цель занятий – удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим физическим упражнениям.

Каждая форма физического воспитания имеет свое специфическое назначение: обучающее (занятия по физкультуре), организационное (утренняя гимнастика), стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки), активный отдых (досуг, дни здоровья, каникулы); коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа); создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа); специальная лечебная профилактика.

Формы работы по физическому воспитанию для конкретной группы или детского сада в целом отбираются по принципу системности.

Учитываются состояние здоровья детей в группе, особенности их физического развития, возраст, общая физическая подготовленность, условия семейного воспитания, профессионально-личностные интересы воспитателей, задачи дошкольного учреждения в области физической культуры на предстоящий период. Обязательное требование к каждому физкультурному мероприятию — все они должны радовать детей и приводить к положительным результатам.

Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы в физическом воспитании; педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдать предпочтение, оценивая их эффективность по динамике здоровья и развития детей. Воспитатели групп также могут по своему усмотрению останавливать выбор на тех или иных системных и эпизодических физкультурных мероприятиях, подчинив их решению выдвинутых задач.

Утренняя гимнастика в детском саду рассматривается как важный элемент двигательного режима, средство для поднятия эмоционального тонуса детей. И не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня (такое бывает и со взрослым), не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять.

Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми[7].

Никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений!

Гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общение, игра).

[демо режим — текст работы показан частично]

Источник: pro-znanie.ru