СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Тема: «Разнообразие форм и методов работы с детьми дошкольного возраста по физическому воспитанию и оздоровлению».

Цель работы семинара – практикума:

1. Повысить профессионализм и педагогическое мастерство педагогов района в работе с детьми по физическому воспитанию и оздоровлению.

1. Показать на практике разнообразные формы работы с дошкольниками в ДОУ на развитие физических качеств и двигательной активности.

2. Распространить среди педагогов района опыт работы ДОУ по физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников.

План работы семинара – практикума.

Докладчик: воспитатель О.А. Иванченко.

3. Физкультурное занятие в старшей группе «Волшебные листочки» – 25 минут.

Воспитатель: О.П. Вощетинская.

4. Динамические паузы – 10 минут.

Воспитатель: Е.В. Лыкова.

5. Физкультурный досуг в подготовительной к школе группе «Белая Олимпиада» – 30 минут.

Воспитатели: О.С. Герматко, О.Н. Осадчева.

6. Спортивно – театрализованное представление «Лесной театр» (работа физкультурно-оздоровительной студии «Крепыш» по обучению ритмической гимнастики и элементам акробатики) – 25 минут.

Инструктор по физкультуре: И.Ф. Летучая.

Воспитатель: Н.А. Макаренко.

7. Праздник на воде в подготовительной группе «Плавай с нами, плавай как мы, плавай лучше нас!» – 30 минут.

Инструктор по физкультуре: И.Ф. Летучая.

Воспитатель: И.Н. Руссо.

Разнообразие форм работы с детьми

по развитию двигательной активности.

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка – дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к движению, физической культуре и спорту.

Двигательная активность детей в детском саду осуществляется в разнообразных формах. Я расскажу о самых основных.

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять утром, после дневного сна. Построение комплексов гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Как правило, комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами и без них, подвижные игры малой и средней активности, эстафеты.

Ходьба и бег в начале гимнастики – это небольшая разминка, затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для мышц спины, плечевого пояса, живота и ног. Упражнениям общеразвивающего характера отводится основная роль (по объему и значимости), их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силу мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.

Правильное соблюдение исходных положений – обязательное условие при выполнении каких-либо гимнастических упражнений. Объяснения и показ упражнений воспитателем должны быть четкими и краткими. Особенно не желательна длительная статическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном на формировании свода стопы ребенка.

Игровые задания, подвижные игры малой и средней активности служат дополнением к двигательной нагрузке комплекса упражнений, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.

В заключение комплекса, как правило, проводится ходьба в умеренном темпе или несложное игровое задание для приведения всех функций и систем организма детей в относительно спокойное состояние.

Гимнастику целесообразно проводить на свежем воздухе, если не позволяют погодные условия, то в хорошо проветренном помещении, в облегченной одежде.

Наряду с традиционным комплексом гимнастики можно использовать ее варианты:

· гимнастика игрового характера;

· гимнастика с использованием полосы препятствий;

· гимнастика с включением оздоровительных пробежек;

· гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Одной из основных и ведущих форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, которые выполняют ряд задач по физическому воспитанию:

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка;

- удовлетворить естественную потребность в движении;

- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

- создавать условия для разностороннего развития детей.

Иными словами, на занятиях по физической культуре решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Отбор программного материала осуществляется воспитателем с учетом возрастных особенностей детей:

· маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

· в среднем возрасте – развивать физические качества;

· в старших группах – сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность.

С целью развития и поддержания интереса детей к различным занятиям следует использовать разные типы физкультурных занятий:

1. Классические или учебно-тренировочные занятия (по схеме: вводно-подготовительная, основная и заключительная части).

2. Игровые занятия (с использованием народных подвижных игр, игр-эстафет, игр-атракционов; до 50% всех занятий).

3. Сюжетное физкультурное занятие (построено на одном сюжете: «Зоопарк», «Космос» и т. д.).

4. Тематическое физкультурное занятие (посвящено какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений – разучивание элементов игры в волейбол, баскетбол, футбол и т. д.).

5. Физкультурно–познавательное занятие (решает задачи, например эколого-физического развития ребенка, нравственного и физического развития и т.д.).

6. Комплексные занятия (направлены на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития).

7. Контрольное занятие (проводится в конце квартала и направлено на оценку двигательной подготовленности детей).

8. Занятия ритмической гимнастикой.

9. занятия по интересам (детям предоставляется возможность выбора движений с предлагаемыми пособиями).

Для проведения занятий воспитатель подбирает физические упражнения, определяет последовательность их выполнения, составляет план-конспект, либо знакомится с готовым конспектом, продумывает методику проведения, готовит оборудование, размещает его, следит за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.

Характерными чертами занятия являются:

· дидактическая направленность и руководящая роль воспитателя;

· строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки;

· постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.

Требования к занятиям:

· каждое предыдущее должно быть связано с последующим и составлять систему занятий;

· важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей;

· занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей;

· на занятиях следует использовать оборудование и музыкальное сопровождение.

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Ее цель – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников вовремя занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Исходя из этого для физ. минуток составляют комплексы, включающие в себя

3 – 4 простых упражнения на все группы мышц, активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5 – 2 минут на начальном этапе утомления 8-я, 13-я, 18-я минута занятия – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала. Дошкольники, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания. Стихотворные физ. минутки помогут решить эти проблемы. Содержание физ. минуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.

Физкультурные или динамические паузы проводятся между занятиями. По времени проведения они несколько дольше физ. минуток (до 10 мин). Паузы снимают эмоциональное напряжение, способствуют увеличению двигательной активности. Кроме гимнастических упражнений в паузы включают малоподвижные игры, спортивные упражнения «Кольцеброс», «Серсо», упражнения с пособиями (флажки, погремушки, мячи, обручи и др.). Музыкальное сопровождение оставит неизгладимые впечатления в памяти дошкольников и будет способствовать наиболее яркому восприятию движений. Не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить.

Подвижные игры и игровые упражнения являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания дошкольников. В играх в развлекательной, ненавязчивой форме используются естественные движения свойственные человеку: ходьба, бег, прыжки, метание. Игры являются «лекарством» от гиподинамии, так как дети основную часть времени (около 60%) пребывания в дошкольном учреждении – проводят в статическом сидячем положении, особенно это характерно для детей старшей и подготовительной к школе групп. Физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний.

На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца проводится до 20 подвижных игр, при этом разучиваются 3 – 4 новые игры. Каждая новая игра повторяется в течение месяца 4 – 5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, и сохранить интерес к ней. Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм – эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. В теплый период года игры проводятся как в начале, так и в конце прогулки. В холодный период года – только в конце прогулки, с тем чтобы после игр разгоряченные дети сразу уходили в помещение. Вначале проводятся бессюжетные игры и эстафеты, где закрепляются движения, изученные на физкультурном занятии. После этого организуется подвижная игра с сюжетом.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники и досуги, которые являются эффективной формой активного отдыха детей. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствует активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона, природные факторы, явления общественной жизни.

Во время физкультурных праздников и досугов все дети группы принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Использование сюжета, игровых приемов, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения; малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

В течение года со старшими дошкольниками следует проводить 2 – 3 праздника на воздухе и один на воде (в бассейне). При организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить:

· недопустимо перерастание праздника в развлекательное зрелище для взрослых;

· недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты, все дети должны участвовать;

· при подготовке спортивного праздника важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию, нельзя увлекаться повторами, тренировками игр соревновательного характера, отдельных заданий.

Отличие праздника от досуга в том, что досуг не требует специальной подготовки, а строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу. Досуг организуется 1 – 2 раза в месяц.

Целесообразно организовывать неделю здоровья, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Во время недели здоровья организуются туристические прогулки-походы в лес, парк, проводятся физкультурные праздники и досуги. Дети могут участвовать в различных видах трудовой и творческой деятельности. В подготовке недели здоровья должен участвовать весь педагогический коллектив.

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которых решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Важно, чтобы походы были насыщены разнообразным двигательным содержанием: ходьба, подскоки, подвижные игры, спортивные упражнения, перебежки. Походы организуются в I -ю половину дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе, что позволит детям реализовать свою потребность в ежедневной двигательной активности. Поход организуется 1 – 2 раза в год на расстояние 3 – 4 километра.

Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня детей дошкольного возраста значительное место должна занимать самостоятельная двигательная деятельность. Однако здесь действия детей во многом зависят от условий создаваемых взрослыми. Необходимо позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному их группировать. Это позволит избежать однообразия движений. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью.

При руководстве самостоятельной двигательной деятельностью педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

Данные формы работы могут быть использованы для сохранения и укрепления здоровья ребенка, его эмоционального благополучия, физического развития, как в детском саду, так и в семье.

Источник: apdou38.ru