Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 2 - Планирование работы по физическому воспитанию в ДОУ.

Page 35 of 47

Планирование работы по физическому воспитанию в ДОУ. (Понятие и значение планирования; виды планирования: перспективный план укрепления здоровья и двигательного развития, годовой план работы образовательного учреждения, календарный план работы воспитателя; требования к планированию, правила записи).

Развитие и совершенствование всестороннего физического воспитания ребенка, его воздействие на организм — процесс долгий и сложный. Поэтому тщательное планирование учебного материала в дошкольных учреждениях имеет огромное значение. Оно предполагает распределение физических упражнений и приемов их проведения в различных формах работы по физическому воспитанию на определенный отрезок времени.

Программа решения задач физического воспитания ребенка включает общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры, игры-эстафеты, упражнения со спортивными элементами.

Педагог тщательно продумывает систему подготовительных и подводящих к освоению основных движений упражнений, учитывает основные физические принципы — систематичность, последовательность и т.д.

Важно при планировании учитывать этапы обучения. что обеспечивает систему усвоения программного материала.

В дошкольных учреждениях используются разные формы планирования. цикличное планирование с учетом смены времен года. Наиболее распространено спиралевидное. обеспечивающее постепенное усложнение двигательного действия от возраста к возрасту, от группы к группе. Оно подчиняется закону отрицания отрицания, обеспечивающему отмирание примитивных форм движения по мере формирования навыка, появления новых, более координированных и сложных технических видов движений.

Планируя двигательный материал. необходимо учитывать следующие факторы.

1.Выбор упражнений — это сложный процесс физического воспитания, предопределяющий всестороннее физическое совершенствование детей. Планируя, надо учитывать конкретные экономико-бытовые условия, правила гигиены, режим труда и отдыха, особенности врожденного физического развития детей, соответствие количества движений и способности ребенка их выполнять. Важно, чтобы при этом у ребенка возникали положительные эмоции.

2. Планирование должно гарантировать правильное и своевременное выполнение учебно-развивающих, оздоровительных и воспитательных задач на разных этапах обучения с учетом программных требований, контингента группы, условий работы. Исходя из этого составляется содержание занятий по физическому воспитанию, избираются методы обучения.

3. Планируется не только изучение новых упражнений, но и последующие этапы обучения, обеспечивающие прочное формирование двигательных навыков.

В дошкольных учреждениях составляется годовой план работы. а также план-график для каждой возрастной группы.

Общий годовой план разрабатывается заведующим дошкольным учреждением совместно с воспитателем по физическому воспитанию и всем педагогическим коллективом.

В разделе физического воспитания плана намечаются конкретные задачи, мероприятия, способствующие успешному решению обучающих задач, методы обучения, оборудование и инвентарь.

В плане нужно указать, какое спортивное оборудование и инвентарь имеются на территории дошкольного образовательного учреждения, что будет приобретено и т.д. В общем плане должны быть отражены и контакты детского сада с родителями, их совместная деятельность по улучшению здоровья и всестороннего физического развития детей.

Учебно-воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении — это систематическая, постоянная, четко направленная деятельность. Этим требованиям должна соответствовать и организация занятий по физическому воспитанию. На них дети изучают основные постепенно усложняющиеся движения. Занятия должны проводиться в одни и те же дни недели и часы. что помогает формировать у детей определенные привычки, любовь к физическим упражнениям, стремление добиваться лучших результатов.

На занятиях решаются все задачи физического воспитания, стоящие перед дошкольным образовательным учреждением, а также специфические задачи. На них должны преобладать элементы, развивающие движения детей, формирующие их осанку (дети учатся правильно стоять, сидеть, лежать, ходить, бегать, прыгать, бросать, лазать и т.д.). Чтобы дети приобрели навыки правильного исполнения основных движений, лучше всего выполнять их не статично, а двигаясь.

Также очень важно правильно спланировать и распределить программный материал по отдельным занятиям. Наиболее подходящим является графическое планирование. В ПЛАНЕ-ГРАФИКЕ целесообразно использовать способ спирального планирования. т.е. изучать одни и те же упражнения на нескольких занятиях подряд к возвращаться к ним спустя месяц, два, три и т.д. На протяжении одного занятия рекомендуется изучить 2—4 упражнения.

Составлять план-график нужно в соответствии со временем года. учитывая сложность упражнения, его воздействие на физическое развитие организма. Последовательность упражнений должна соответствовать способности детей их усваивать.

В плане-графике упражнения программного материала следует излагать так, чтобы в нем были последовательно поставлены все задачи физического воспитания. физическое развитие детского организма, выработка правильной осанки, усвоение упомянутых в программе основных движений, создание условий для свободного развития положительных качеств характера у детей. Для достижения намеченных целей нужно учить детей преодолевать трудности, считаться с интересами коллектива.

При составлении плана-графика применяются следующие принципы.

1. Подбирать упражнения для каждого занятия таким образом, чтобы они развивали основные группы мышц: рук, плеч, поясницы, брюшного пресса, ног.

2. Выполняя эти упражнения, дети должны получать необходимую физическую нагрузку.

3. Упражнения подбираются так, чтобы сложные, трудные чередовались с более легкими. После статичных, не динамичных упражнений предусмотреть выполнение более динамичных и подвижных.

Источник: spargalki.ru