К ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

К ИСТОРИИ И ПЕРСПЕКТИВАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИК ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Л.П.Матвеев

(с участием других сотрудников кафедры)

Кратко об истории и результатах деятельности кафедры

К чести стоявших у истоков формирования системы высшего физкультурного образования у нас в стране справедливым будет подчеркнуть, что с самого начала в ее фундамент стремились заложить не только чисто утилитарные, но и гарантирующие широкий профессиональный кругозор основания. Кроме прочего, это выразилось в учреждении общепрофилирующей кафедры, ответственной за формирование у будущих специалистов обобщенных знаний о сфере профессиональной деятельности, составляющих ее единую теоретико-методологическую и методическую основу. Первоначально такая кафедра была названа кафедрой "Теории и истории физической культуры", затем (с 1926 г.) стала называться кафедрой "Теории и методики физической культуры" и затем (с начала 30-х годов) - "Теории и методики физического воспитания".

Факт этот в его значении для судеб развития общетеоретических представлений в сфере физической культуры и спорта и формирования профессионального кредо специалистов трудно переоценить. Особенно, если учесть, что в большинстве других стран, в том числе и тех, которые к началу текущего века уже имели давние традиции в подготовке профессиональных кадров по физической культуре и спорту, только несколькими десятилетиями позже подошли к осознанию необходимости разработки аналогичных широко обобщающих теоретико-методических дисциплин и создания кафедр, ответственных за их состояние и преподавание. Таким образом, нелегкая первопроходческая роль в этом отношении выпала на долю наших отечественных специалистов. Важнейшими же предпосылками к тому, что они справились с нею, послужили высокий уровень развития ряда естественных и гуманитарных отраслей науки, достигнутый в России уже к рубежу XIX-XX веков, незаурядные профессиональные, гражданственные и личностные качества деятелей, их творческий подъем, энтузиазм, деловая ответственность.

В первый же период с начала деятельности кафедры в нашем институте в ее составе и вокруг нее сосредоточились видные теоретики, методисты и научно-практические работники - В.В. Гориневский (выдающийся соратник и последователь П.Ф. Лесгафта), Г.К. Бирзин, В.Е. Игнатьев, А.А. Зикмунд (ректор института, первым возглавивший кафедру), Л.В. Геркан, В.К. Стасенков и другие. Первый период деятельности кафедры (который условно можно датировать двадцатыми-началом тридцатых годов), естественно, был связан с уточнением границ ее учебного предмета и начальным формированием его содержания преимущественно на основе сложившихся к тому времени предпосылочных материалов. Примечательно в этой связи, что в первых кафедральных программах весьма большое место (более 70 учебных часов) уделялось оценочному освещению со сравнительным анализом существовавших в мире и в стране различных систем использования физических упражнений (гимнастических, игровых, спортивных), а также сводной характеристике смежных (в частности, гигиенических и биологических) научно-прикладных сведений.

Но уже и в этот период особое внимание сосредоточивалось на формировании общей теоретико-методической концепции физической культуры. Одной из важнейших предпосылок явилось то, что в прошлом уже сложился выдающийся отечественный опыт концептуального осмысления явлений физической культуры с широких культурно-вопитательных и образовательных позиций, представленный прежде всего интереснейшей концепцией П.Ф. Лесгафта о "физическом образовании". По сути уже в 20-е годы кафедрой первой в мире была предпринята попытка создания курса общей теории физической культуры [1,2]. То, что ее не удалось завершить в это время обусловлено отнюдь не творческим потенциалом кафедры, а дефицитом конкретно-исследовательских данных, необходимых для содержательных теоретических обобщений, и другими причинами, в том числе общесоциального характера.

С 30-х годов - что условно можно считать началом следующего периода в деятельности кафедры - ее главное внимание сконцентрировалось на разработке и преподавании теории и методики физического воспитания как обобщающей научно-прикладной дисциплины, освещающей основные закономерности физического воспитания - главного канала направленного функционирования физической культуры в обществе. Такое как бы суживание первоначальной ориентации кафедры оправдывалось, кроме упомянутых выше обстоятельств, практическими запросами создания в стране единой системы физического воспитания. Сотрудники кафедры, особенно возглавивший ее в 30-е годы А.Д.Новиков, активнейшим образом участвовали в определении и разработке концептуальных и практически-конструктивных положений, относящихся к идейно-теоретическим, программно-нормативным и научно-методическим основам возникавшей системы физического воспитания основных контингентов населения.

В этом отношении, прежде всего в идейно-концептуальном, выдающееся значение имели труды А.Д.Новикова, подытоженные в монографии "Средства и методы физического воспитания", увидевшей свет в 1941 г. (переиздана в обновленном варианте в 1949 г. под названием "Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями)" [6,7]. Здесь с философско-методологической проницательностью обсуждены краеугольные положения концепции физического воспитания в широком смысле этого слова, очерчены принципы, из которых следует исходить в строительстве новой для того времени системы физического воспитания. Вместе с тем обоснованы и раскрыты прикладные положения, которые вошли в комплекс "Готов к труду и обороне СССР", ставший программно-нормативной основой советской системы физического воспитания. Эти и другие труды А.Д.Новикова, много лет возглавлявшего кафедру (с перерывами - более четверти века), несомненно, составили не одну яркую страницу в мировом фонде непреходящих знаний о физическом воспитании, в то же время они выделяются и своей конкретной прикладностью. В тот же период появились незаурядные труды и других сотрудников кафедры. Среди них особенно значительную роль в формировании дидактических и общеметодических основ физического воспитания сыграли работы многолетнего ведущего сотрудника кафедры В.В.Белиновича - "Основы методики физической культуры" и другие, опубликованные в последующие периоды [5,8,10].

В целом приложенные кафедрой в 30-е годы творческие усилия по большинству крупных разделов проблематики ее предмета во многом обусловили становление обобщающего курса высшего физкультурного образования. Первая унифицированная программа по теории и методике физического воспитания для высших специальных учебных заведений (подготовленная совместно сотрудниками двух основных институтов физической культуры страны в 1938 г.) включила общие основы методики физического воспитания и организационно-методические аспекты так называемой "физкультурной работы", осуществляемой с детьми различного возраста (в дошкольных и школьных учреждениях), вузовской молодежью, участниками добровольного физкультурного движения (в самодеятельных физкультурно-спортивных организациях) и военнослужащими. Таким образом, предмет получал не только теоретико-познавательную, но и конкретно-прикладную ориентацию. Это подчеркивалось и тем, что на кафедры теории и методики физического воспитания возлагались обязанности по обеспечению производственной практики будущих специалистов (в дошкольных учреждениях, школе, вузах и ДСО). Этим гарантировалось единство "теории" и "практики", органический переход одного в другое, что стало характерным для отечественной системы профессионально-физкультурного образования.

Начавшаяся в 40-х годах мировая война отодвинула воплощение перспективных творческих планов кафедры, но не смогла полностью прервать творческую активность наших специалистов. Значительная часть кафедральных сил переключилась на решение насущных проблем военно-прикладной физической подготовки и лечебной физической культуры как фактора ускорения послераневого восстановления (реконвалесценции). Участвовавшие в этом патриотическом и гуманном деле сотрудники кафедры (А.Д.Новиков, В.В.Белинович, Б.С.Граменицкий, Н.Н.Пашкевич и другие) с честью выполнили долг гражданина и специалиста. Вернувшиеся из армии по окончании Великой Отечественной войны ведущие работники кафедры вместе с другими ее сотрудниками продолжили начатое перед войной наращивание творческих усилий. Так, уже в первые послевоенные годы появились известные монографии А.Д.Новикова и В.В.Белиновича [7,8]. С пополнением же состава кафедры вновь подготовленными на ней и приглашенными работниками ее созидательная активность, несмотря на все послевоенные трудности, возросла как никогда прежде.

Как хорошо известно, в развитии отечественного физкультурно-спортивного движения с конца 40-х годов начался новый этап, ознаменованный широким выходом советских спортсменов на международную спортивную арену, в том числе олимпийскую. Это и создававшиеся для успеха на международной спортивной арене условия, конечно, не могли не сказаться не только на спортивной практике, но и на разработке непосредственно связанных с нею теоретико-прикладных проблем. Внимательно анализируя и нетривиально обобщая первый опыт выступления ведущих наших спортсменов на Олимпийских играх и других крупнейших соревнованиях, кафедра подготовила и провела Всесоюзную дискуссию по актуальным и общезначимым проблемам спортивной тренировки (1956 г.), развернула интенсивную исследовательскую деятельность по этим проблемам, результаты которой нашли отражение в известных публикациях [9,11,12,18 и многие другие], что позволило со временем разработать и ввести в практику преподавания (с 1967 г.) новый относительно самостоятельный учебный курс - "Основы спортивной тренировки", переросший позже в "Теорию спорта".

Наряду с этим в сфере интересов кафедры в 50-е годы возникли тревожные явления, обусловленные общей идеологической конъюнктурой в стране. Под флагом "борьбы с космополитизмом" и с "биологизацией" социальных теорий некоторыми не в меру услужливыми, дилетански и искаженно мыслящими поборниками "разностных дискуссий" была предпринята попытка коренного пересмотра разработанного содержания теории физического воспитания - попытка, которая на деле не внесла ничего хоть сколь-нибудь конструктивного, но немало навредила развертыванию подлинного дела, да и здоровью ряда видных теоретиков физического воспитания. Тем не менее к исходу 50-х годов кафедра вышла из этого зрящно навязанного испытания не утратившей творческого потенциала, а в чем-то и окрепшей.

Можно считать, что в последующие два десятилетия ею сделаны решающие шаги в относительно завершенной разработке современного содержания общей теории и методики физического воспитания и ее профилированных аспектов (ориентированных в возрастном отношении и по сферам жизнедеятельности). Как бы в виде ответа делового свойства на упомянутые дискуссии кафедрой уже в 1958-1959 гг. опубликованы "Очерки по теории физического воспитания" (под общей редакцией А.Д.Новикова; авторы - В.В.Белинович, Н.Н.Ефремов, В.М.Колоколова, Л.П.Матвеев [11]), официально допущенное учебное пособие для институтов физической культуры "Теория физического воспитания" [12], монографические работы по отдельным проблемам [10 и др.]. В эти же, предшествующие и последующие годы не прекращалась настойчивая, нередко самоотверженная работа по углублению, пополнению, конкретизации и совершенствованию изложения всех основных разделов курса, что обеспечивалось объединением на кафедре специалистов не только по общетеоретическим проблемам, но и по конкретно-профилированным аспектам теории и методики физического воспитания, в частности, методике физического воспитания детей (Е.Г.Леви-Гориневская, М.М.Канторович, Н.А.Лупандина, В.Г.Яковлев, В.Г.Якубовская, Л.А.Петрова и другие), методике вузовского физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовке (Щукин, Ефремов и другие), организационно-методическим аспектам массового физкультурного движения (Б.С.Граменицкий и другие).

На протяжении 60-70-х годов силами кафедры на базе развертывания научных исследований, включая опытно-фактологические и экспериментальные, удалось детально разработать и монографически, а также в иной форме осветить немало ключевых концепций как входящих в предмет теории и методики физического воспитания, так и выводящих за его пределы. Из них наибольшую известность получили концепция системы построения спортивной тренировки [18,28 и др.] и широко обзорная интегративная монография по теории воспитания физических (преимущественно двигательных) качеств индивида [20 и др.]. Такому ускоренному и в то же время последовательно исследовательскому продвижению в разработке кафедральной проблематики во многом способствовали неуклонно расширявшееся приобщение к решению ее комплексных проблем исследователей, не довольствующихся эмпирически обуженным взглядом на явления физической культуры и спорта и стремящихся к неограниченному познанию, выводящему за пределы традиционно сложившихся представлений, а также создание при кафедре неплохо аппаратурно оснащенных отделений проблемной научно-исследовательской лаборатории института (в 1968 г.), которую в целом возглавил представитель кафедры (к глубокому сожалению, в последние годы лаборатория неоправданно реорганизована и отделена от кафедры).

Вся совокупность предпосылок, созданных на кафедре и синтезированных в порядке обобщения данных столь же ускоренно развивавшихся смежных отраслей научного знания и практического опыта, дали возможность кафедре подготовить первый в истории отечественного высшего физкультурного образования официальный учебник по предмету теории и методики физического воспитания [21,22] и усовершенствовать его во втором издании [26,27]. Многим стало казаться, что содержание и структура самой обобщающей дисциплины в системе физкультурного образования теперь чуть ли не окончательно определились. Но такова уж диалектика, что по мере углубленной разработки предметной и смежной проблематики теории физического воспитания основным разработчикам становилось все более очевидным определенное противоречие между логически строгими границами ее предмета и теми запросами, какие предъявляют к ней как к самой обобщающей дисциплине в сфере физической культуры и спорта. Иначе говоря, в сложившемся виде теория физического воспитания вполне правомерно отображала и отображает, как указывает уже ее наименование, именно физическое воспитание, являющееся основным, но далеко не единственным "каналом" направленного функционирования физической культуры в обществе, потребности же физкультурной практики и необходимость целостного осмысления ее обязывали и обязывают формировать более интегративный комплекс знаний, который охватывал бы не какие-либо отдельные формы и функции физической культуры, а всю ее в общей сущности. Отсюда возникал вопрос - кто и какая научно-учебная дисциплина должны взять на себя решение проблем такого целостного отображения физической культуры?

Состоявшиеся в 70-80-х годах по инициативе кафедры представительные дискуссии и стимулированные ими проблемные публикации в принципе наметили ответ на этот вопрос. Едва ли можно было сомневаться, что взять на себя решение проблем формирования новой учебно-научной дисциплины, которая содержала бы теоретико-прикладное (то есть теоретико-методическое) ядро общей теории физической культуры, реально могут, главным образом, кафедры, профессионально занимавшиеся общей теорией и методикой физического воспитания. Исходя из этого, кафедра Центрального института подготовила программу такой дисциплины ("Теория физической культуры", программа для институтов физической культуры, составитель Л.П.Матвеев. - М. РИО ГЦОЛИФК, 1980), в соответствии с которой началось преподавание нового курса в инфизкультах страны. Это не означало аннулирования курса теории и методики физического воспитания - он вошел основной составной частью в содержание формирующегося комплексного учебного предмета. Понятно, что потребовалась чрезвычайно интенсивная работа, чтобы обеспечить насыщение его новым содержанием. Тяжесть ее легла преимущественно на кафедру, явившуюся инициатором создания нового курса.

Как и раньше, кафедра не ограничивалась в этой работе лишь своими возможностями. В сжатые сроки с вовлечением специалистов родственных кафедр и других учреждений была подготовлена серия публикаций по проблематике общей теории физической культуры. В их числе - первое учебное пособие по новому курсу - "Введение в теорию физической культуры" (подготовлено Л.П.Матвеевым с участием А.М.Максименко, В.С.Келлера и других [30] и международный монографический сборник трудов "Очерки по теории физической культуры" [31], созданный с участием видных специалистов нашей страны, Болгарии, Венгрии, Германии, Польши и Чехословакии). Настойчивые усилия кафедры по определению контуров и адекватного содержания общей теории физической культуры сочетались с углубленной разработкой отдельных крупных проблем и разделов преподаваемых дисциплин. Пристальное внимание было уделено, в частности, социологическим проблемам физической культуры (А.М. Максименко и другие), проблемам теории и методики обучения двигательным действиям (М.М. Боген и другие), теории и методике дошкольного и школьного физического воспитания (А.А. Губанова, Б.А. Сироткина, А.П. Матвеев и другие), детско-юношеского спорта (В.П. Филин и другие), профессионально-прикладной физической подготовки (Б.И. Загорский), методическим основам массовых форм физической культуры взрослого населения (С.А.Гониянц и другие) и особенно общей теории спорта (о чем будет сказано отдельно). Это выразилось, кроме прочего, в создании и публикации монографий и монографических учебных книг [29,32-34 и др.], а также большой серии установочных материалов [в частности - 35]. Своего рода общеподытоживающим продуктом развернутой работы по созданию новой комплексной учебно-научной дисциплины явился первый в истории высшего физкультурного образования официально утвержденный учебник, излагающий ее основное содержание, который опубликован в 1991 г. - "Теория и методика физической культуры" [36].

Такими представляются в сжатом обзоре этапы пути, пройденного кафедрой со времени своего становления, и результаты ее деятельности 1. Разумеется, за пределами этого обзора осталось очень многое из того, что реально составляло непростую жизнь кафедры, ее искания, огорчения и успехи, педагогическую, научно-исследовательскую, просветительскую и общественную деятельность. За время своего существования кафедрой сделано столько, что только перечень публикаций ее сотрудников (монографий, учебников, учебных пособий, научных статей и т.д.) охватывает несколько тысяч наименований. Ее публикации переведены и переводятся едва ли не во всем мире. Кафедрой и с ее помощью подготовлены несколько сотен кандидатов наук и десятки докторов наук (см. приложение 2). Она является по своему профилю головной кафедрой в стране и центром повышения научно-педагогической квалификации специалистов, который привлекателен для отечественных и зарубежных специалистов. В своем нынешнем составе кафедра имеет 4 доктора наук - профессора, 14 кандидатов наук, из них 11 доцентов. Двое из ведущих работников кафедры (Л.П. Матвеев и В.П. Филин) удостоены звания "Заслуженный деятель науки РСФСР", а один из них отмечен почетным академическим званием и за рубежом. Качественный состав кафедры, ее историческое наследие и современный творческий задел дают основание рассчитывать на хорошие перспективы.

О перспективах

В ближайшей перспективе кафедра рассчитывает по своему стержневому профилю осуществить относительно завершенную разработку общей теории и методики физической культуры преимущественно в научно-прикладном аспекте. Наряду с этим форсировать разработку общей теории спорта и интегративных теоретико-методических концепций, ориентированных на рационализацию основных форм физической культуры, охватывающих подрастающее поколение и взрослое население.

В предвидение очередной перестройки системы высшего образования в стране кафедре как учебно-научному подразделению института предстоит дифференцировать преподавание своей комплексной профилирующей дисциплины применительно к базовой бакалаврской ступени и избираемой будущими специалистами специализации на магистерской ступени высшего образования. Не исключено, что это будет связано с созданием субкафедральных подразделений, одно из которых специализировалось бы в разработке комплексной теоретико-методической проблематики базовой физической культуры, представленной в основном в дошкольных и школьных учреждениях, и распространенных форм физкультурной деятельности взрослого населения, другое - концентрировалось бы на разработке интегративной теории и методики спорта.

Касаясь главного направления предстоящей деятельности кафедры, уместно подчеркнуть, что доминирующим в нем должен быть обобщающий теоретико-методологический и общественно-методический системный подход. Именно широко обобщающая системная интегративность и вместе содержательная прикладность должны быть свойственны подходу, специфичному для той деятельности, которой призвана заниматься теоретико-профилирующая кафедра профессионального образования. Это не исключает, конечно, иных подходов, но при условии подчинения их главному. Опираясь на него, предстоит хорошо разобраться в различного рода ментальных веяниях, которым стали подвержены в последние годы многие в сфере физкультурного движения и вокруг него. Речь идет, в частности, о ставших модными увлечениях так называемыми "нетрадиционными" (по сути же как раз традиционными для определенных мировых регионов) "системами" упражнений, психофизической регуляции и саморегуляции, ухода за телом и т.д. Дело, конечно, не в том, чтобы предвзято отрицать или изгонять их как в свое время стремились делать, а в том, чтобы с помощью четкого сравнительного анализа сквозь призму целостного научно-профессионального мировоззрения, базирующегося на всем богатстве накопленных в соответствующей отрасли науки достоверных сведений, корректно оценить упомянутые явления, выяснить, что они в действительности привносят (если привносят) полезное либо не полезное и только на такой основе определить отношение к ним.

В качестве центральной задачи на ближайшие годы для большинства основных сотрудников кафедры намечена разработка общей теории спорта и "технологии" (целостной методической системы) построения тренировки квалифицированных спортсменов. Выдвигая эту задачу, кафедра исходит не только и не столько из престижной значимости спорта, сколько из его уникальной роли в проторении новых путей к высотам реализации человеческих возможностей. Вместе с тем учитывается не малый кафедральный потенциал и созданный исследовательский задел в решении этой задачи.

Современное состояние теории спорта можно охарактеризовать как в определенной мере парадоксальное: наиболее разработанным ее разделом, о чем уже говорилось, является теория спортивной тренировки, теория же спортивного соревнования и соревновательной деятельности спортсмена, призванная отображать сущность самого ядра спорта, вплоть до самого последнего времени оставалась почти совершенно неразработанным разделом его теории, долгие годы не подвергавшимся основательным исследованиям. Весьма слабо разработана и проблематика некоторых других проблемных "блоков" теории спорта. Устранить допущенные здесь несоразмерности и "белые пятна" обязывают как практические потребности, так и логика развития целостной теории. С учетом этого кафедрой была разработана первая программа, официально принятая и введенная в действие на спортивно-специализированных факультетах инфизкультов ("Теория спорта": Программа для спортивных факультетов институтов физической культуры. М. РИО ГЦОЛИФК, 1980). Руководствуясь ею, группа авторов предприняла спешную попытку подготовить учебную книгу по курсу теории спорта, в результате чего такая книга и вышла в свет ("Теория спорта" под ред. В.Н. Платонова, допущено в качестве учебника для институтов физической культуры. Киев: "Вища школа", 1987). Сама по себе эта крайне трудоемкая попытка заслуживает, конечно, одобрительного отношения, тем не менее в ее итоге диспропорций в освещении проблематики теории спорта не удалось устранить (не говоря уже о спорных положениях, недоработках и иных недостатках, свойственных почти каждой крупной работе, особенно, если она выполняется поспешно).

Не прекращая углублять теорию спортивной тренировки и разработку ее "технологических" приложений, варьирующих в различных условиях спортивной практики, предстоит сосредоточить особенно активные творческие усилия на создании фундаментальной концепции спортивно-соревновательной деятельности в ее органическом соотношении со спортивной деятельностью в целом. В частности, здесь требуется разработка основополагающих представлений об истоках и динамике соревновательных мотивов и личностных целевых установок, о технике и тактике спортивного состязания как средствах его ведения, производных от главной линии соревновательного поведения, о закономерных соотношениях собственно соревновательной деятельности и подготовительных форм моделирования ее граничных параметров соревновательных нагрузок и принципах их регулирования, рациональных вариантах системы соревнований в различных условиях спортивной практики. Предстоит серьезно продвинуться в решении и ряда других проблем теории спорта, в том числе проблем системного использования дополнительных (внетренировочных и внесоревновательных) факторов и условий спортивных достижений, проблем оптимизации спортивной деятельности на различных этапах многолетнего процесса спортивного совершенствования, ее дифференциации в сфере ординарного (общедоступного) спорта и профессинализированного спорта высших достижений и т.д. Без всего этого едва ли можно рассчитывать на радикальный прогресс общей теории спорта и ее достаточно продуктивное приложение в частных отраслях знаний о спорте и в его практике.

В порядке развертывания исследований по названным проблемам на кафедре уже выполнена серия работ, уточняющих концептуальные представления и давших новые фактологические материалы. Они касаются, наряду с прочим, истолкования феномена спорта в его генезисе, его личностной и социальной сути, содержания и структуры спортивно-соревновательной деятельности, тенденций дифференциации современного спортивного движения, таксономии типологических групп видов спорта, дискутируемых и других проблем построения спортивной тренировки с конкретизацией по группам видов спорта. Общим публикационным выражением этой работы явились, кроме других публикаций, находящиеся в издании "Очерки по теории спорта" в трех частях (авторский коллектив: Л.П.Матвеев, Ф.П.Суслов, А.П.Скородумова, В.П.Филин, А.А.Красников, А.М.Максименко, В.С.Рубин, В.Е.Лищенко, А.А.Захаров, С.И.Вовк). Ясно, что возможности и темпы дальнейшего продвижения по всему фронту исследовательских работ кафедры будут во многом зависеть от ее материально-технического и иного обеспечения.

Приложение 1

Библиографический список основных монографий, учебников, учебных пособий и принципиальных материалов, созданных на кафедре или при ведущем участии сотрудников кафедры (в хронологической последовательности с 20-х годов по 1992 год)

1-4. Программа и материалы по курсу теории и общей методике физической культуры. В сборниках: Государственный центральный институт физической культуры Наркомздрава. Сборник конспектов и программ. М. ГЦИФК, 1927; Государственный центральный институт физической культуры. Сборник программ и материалов. М. ГЦИФК, 1930; Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов, конспектов и программ. М.-Л. Физкультура и туризм, 1931; Государственный центральный институт физической культуры. Сборник материалов по учебным дисциплинам, 1932/33 учебный год. М. Физкультура и туризм, 1934.

5. Белинович В.В. Основы методики физической культуры. Материалы для институтов и техникумов физической культуры. М. Физкультура и спорт, 1939.

6. Новиков А.Д. Средства и методы физического воспитания. (К вопросу о систематизации средств и методов физического воспитания). М.-Л. Физкультура и спорт, 1941.

9. О периодизации спортивной тренировки. (Материалы к дискуссии, подготовлены Л.П. Матвеевым). М. ГЦОЛИФК, 1956.

12. Теория физического воспитания. Учебн.пособ. для институтов физич.культуры/Под общ.ред. А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева. М. ФиС, 1959.

15-17. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту /Редакционная коллегия. В трех томах. М. ФиС, 1961. (1 том), 1962 (2 том), 1963 (3 том). (Статьи по предмету теории и методики физического воспитания).

18. Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. М. ФиС, 1964 (1-е издан.), 1965 (2-е издан.); (переведена в последующие годы во многих странах).

19. Учебник спортсмена /Составитель А.О.Романов. М. ФиС, 1964.

20. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. (Основы теории и методики воспитания). М. ФиС, 1966 (1-е изд.), 1970 (2-е изд.).

21-22. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры под общ. ред. А.Д.Новикова и Л.П.Матвеева. М. ФиС, 1967 (1 том), 1968 (2 том).

23. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт (применение математических и кибернетических методов в науке и спорте и в спортивной практике). М. ФиС, 1969.

24. Планирование и построение спортивной тренировки. (Сборник научно-методических работ проблемной НИЛ под общ.ред. Л.П.Матвеева). М. Изд-во "Динамо", 1972.

25. Советская система физического воспитания /Под общ.ред. Г.И.Кукушкина, Л.П.Матвеева и др. М. ФиС, 1975.

28. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособ. для институтов физич.культуры. М. ФиС, 1977 (в последующие годы переведено более чем в 20 странах мира).

30. Введение в теорию физической культуры. Учебн.пособ.для институтов физической культуры/Под общ.ред. Л.П.Матвеева. М. ФиС, 1983.

31. Очерки по теории физической культуры. Труды ученых соц.стран/Составитель и общий редактор Л.П.Матвеев. М. ФиС, 1984 (одновременно изданы в издательствах 6 стран).

32. Физическая культура. Учебник для проф.-тех. учебных заведений/Авторский коллектив, руководитель - Б.И.Загорский. М. Высшая школа, 1984.

34. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. Учебн. пособ. для институтов и техн. физической культуры. М. ФиС, 1987.

35. Программа физического воспитания населения СССР (основные исходные положения). Утверждена Госкомитетом СССР по физической культуре и спорту и другими заинтересованными госкомитетами и министерствами 18.01.1990 г. М. Госкомитет СССР по ФК и С. (В создании программы непосредственно участвовали Л.П.Матвеев, С.А.Гониянц, другие сотрудники ГЦОЛИФКа).

36. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. М. ФиС, 1991.

Приложение 2

Численность кандидатских и докторских диссертаций, подготовленных по кафедре (с 1930 по 1991 г.)

Источник: lib.sportedu.ru