Скачать:

Предварительный просмотр:

Г.Г. Черных.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.

Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения,  воспитывается понимание простоты и изящества движений. Всё это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов, представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Эстетическое воспитание призвано формировать у людей эстетические потребности. При этом важно не только сформировать способности наслаждаться, понимать красоту в её многообразных проявлениях, но и  главным образом воспитать способность воплотить её в реальных действиях и поступках. Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого.

Предметом изучения эстетики физической культуры может являться – эстетическое содержание и эстетические ценности; законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта. [3,4]

Эстетическая подготовка – это педагогический процесс,  направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культуры и спортом,  на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно-воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты».

В процессе физического воспитания решаются как общие, так и специальные задачи эстетического воспитания:

– это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности;

- это воспитание правильного понимания внешней и внутренней красоты человека, исходя из единства эстетического и этического, нравственного;

- понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности;

- понимания красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций и т.д. [1, 4]

Для решения как общих, так и  специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом учитель должен быть вооружён знаниями, разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:

- эмоционально-выразительное объяснение физического упражнения, образное слово;

- технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;

- вдохновляющий пример в действиях и поступках;

- практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями. [1]

Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определённые эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определённых условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им с особой, эстетической точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развития у человека эстетических взглядов, теорий, которым он придерживается, эстетические категории, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность. [4]

Эстетическую культуру характеризуют следующие компоненты.

Прежде всего, это достаточная широта эстетических представлений  в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмыслению и освоению многообразных эстетических проявлений. Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки.

Человек с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус,  свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.

Одним из наиболее главных показателей эстетической культуры личности будет являться эстетика деятельности,  выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и отдельных действиях занимающихся. Все названные компоненты физической культуры должны развиваться и совершенствоваться в процессе эстетической подготовки учащихся.

Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Потому как учителю физической культуры во взаимодействии с учеником сопутствует и неотъемлемый психологический компонент – способность к восприятию.

Восприятие основывается на живом созерцании, представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств человека. Здесь особое значение имеет тонкая чувствительность к цвету, звуку, форме, только она обеспечит богатство видения, достижение степени развития предмета. На основе чувствительных анализаторов базируется способность воспринимать целостные характеристики предмета -  гармонию и дисгармонию частей и свойств, меру и конкретные проявления их (симметрию, пропорции, ритм,  гармоничное цветосочетание и противоположное им). Без этой способности нельзя определить степень совершенства предмета и создать эталонные образы совершенства, необходимые для оценки воспринятого. Совершенство всегда целостная характеристика предмета, максимальное единство его формы и содержания.

На качестве эстетического восприятия сказывается способность ассоциировать. сопоставлять воспринимаемое с сохранёнными памятью образами представления, со знаниями. Чем богаче у человека запас эстетических представлений и знаний, чем более развита способность ассоциирования образов восприятия с ними и с явлениями, ранее оцененными, особенно из других сфер деятельности, тем быстрее, точнее,  человек оценит красоту воспринимаемого.

Поэтому, подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать, что связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.

Литература:

    Глушак Н.М. Эстетическое воспитание и урок физической культуры.// Физическая культура в школе. - № 11, 1974. Клименко В.В. Омельчук В.Ф. Физкультура и эстетическое воспитание. Киев Рад. Шк. 1987, 135 с. Сараф М.Я. Столяров В.И. Введение в эстетику спорта. Учебное пособие для институтов физкультуры. – ФиС. – М.,1986, 340с. Френкин А.А. Эстетика физической культуры. М. ФиС, 1983.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Источник: nsportal.ru