Скачать:

Предварительный просмотр:

Особенности физического воспитания

младшего школьника в семье

Забота о настоящем и будущем самых дорогих для нас существ - наших детей всегда была и будет главной заботой, самым большим и ответственным семейным делом.

Физическое воспитание детей - важнейшая проблема всех времен и народов. Особенно остро эта проблема поставлена перед нашей страной, находящейся в состоянии социально-экономических и политических преобразований, оборотной стороной, которых является процветание алкоголизма, наркомании, рост количества правонарушений, падений нравственности.

Проблемы физического воспитания с точки зрения семьи и школы освещались в трудах отечественных ученых, педагогов и психологов: Л.И. Божович, Г.Н. Волкова, В.В. Гориневского, В.В.Давыдова, Н.К. Крупской, П.Ф. Лесгафта, П.А. Рудика, Д.В. Эльконина, а также якутских исследователей Е.В. Алаас, Б.Н. Попова, И.С. Портнягина, К.С. Чиряева, Н.К. Шамаева и других.

К сожалению, в настоящее время большинство семей практически не занимаются воспитанием своих детей, особенно их физическим оздоровлением в семейном кругу, в этом плане нет тесной взаимосвязи семьи и школы.

Обоснование актуальности исследовательского проекта:

Закон «Об образовании» РФ в ст. 18 гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, эстетического, нравственного, правового и интеллектуального развития личности ребенка в школьном возрасте». Семья это естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. Значимость физической активности   для   ребенка   определяется тем,   что   физическое   воспитание в семье становится одним из главных формирующих основ здоровья ребенка в целом. Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Все это делает своевременным и актуальным постановку проблемы физического воспитания детей в семейном социуме.

Школа и семья должны представлять собой единую воспитательную систему. Поэтому разрешение данной проблемы мы видим в попытке ее решения через различные формы работы с родителями по физическому воспитанию детей. Выбор темы так же обусловлен недостаточностью научных исследований, посвященных проблеме семьи в физическом воспитании детей.

Проблемой нашего исследования является изучение специфики физического воспитания младших школьников в семье.

Объект исследования - процесс физического воспитания младших школьников.

Предмет исследования - педагогические условия физического воспитания учащихся младших школьников в семье.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы физического воспитания младших школьников и разработать программу, ориентированную для родителей.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

    Дать      анализ      состояния      теоретико-методологической      основы

физического воспитания; Изучить   специфику   физического воспитания   младшего школьника

в семье;

    Выявить и экспериментальным путем проверить эффективные формы и

методы физического воспитания в семье; Разработать    программу    по    физическому    воспитанию    младших

школьников в семье; Составить рекомендацию для родителей по физическому воспитанию

младших школьников.

Гипотеза:         Процесс        физического        воспитания        младших

школьников в семье может быть наиболее эффективным, если реализовать педагогические условия, способствующие формированию двигательных навыков, в соответствии с возрастными особенностями.

Для достижения цели и учитывая гипотезу нашего исследования, мы использовали следующие методы исследования:

    проведение педагогического эксперимента; метод анкетного опроса; наблюдение; беседа; тестирование физических качеств младших школьников; сравнительный результат исследования.

Теоретическая и методологическая основы исследования базируются на теории индивидуального развития человека (Ананьев Б.Г.), концепции физической активности человека (Бальсевич В.К.), исследованиях по семейному физическому воспитанию ребенка (Лесгафт П.Ф.), дифференцированном подходе к физическому воспитанию детей и юношества (Волков В.В. Дорохов А.П.), на трудах якутских исследователей по семейному физическому воспитанию Шамаева Н.К. Портнягина И.С. Алаас Е.В. и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами программа и методические рекомендации по физическому   воспитанию   младших   школьников   в   семье   могут   быть

использованы учителями в работе с родителями, а также в массовой практике семейного воспитания.

Проблемы физического воспитания младших школьников

Физическое воспитание - вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям и управление развитием физических качеств человека. Когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой оборонной и иной деятельности говорят о физической подготовке.

Вопросам физической культуры и физического воспитания посвящено много трудов представителей отечественной педагогической мысли. Во взглядах на данную проблему известных в стране специалистов нам больше всего импонировало то, что физическое воспитание детей они рассматривали как органический компонент всестороннего гармонического развития личности.

Такие педагоги как Н.К. Крупская, Н.И. Болдырев [9], Е.П. Ильин [18], Л.И. Божович [8] и многие другие исследователи физическое воспитание рассматривают в разных аспектах.

До настоящего времени недостаточно разработаны и обоснованы программы по физическому воспитанию, учитывающие непрерывный и поступательный характер обучения в дошкольном и младшем школьном возрасте, особенности индивидуального развития, обусловленные влиянием наследственных и социальных факторов, а также внешней среды [5. С. 12].

Теоретико-методологические основы исследования базируются на теории индивидуального развития человека (Ананьев Б.Г.), общепсихологической модели деятельности человека (Леонтьев А.Н. Ломов Б.Ф.), теории учебной деятельности (Рубинштейн С.Л.), теории функциональных систем (Анохин П.К. Лурия А.П.), концепции физической активности человека (Бальсевич В.К.), принципах индивидуализации и дифференциации в физическом воспитании (Ильин Е.П.), гуманистических идеях отечественной теории физического воспитания и спорта (Ашмарин

Б.А. Булкин В.А. Выдрин В.Н. Лубышева Л.И. Лях В.И. Матвеев Л.П. Мейксон Г.В. Новиков А.Д. Пономарев Н.И. Решетень И.Н. Тер-Ованесян А.А. Филиппов С.С, Хан А.Н. и многие др.), дифференцированном подходе к физическому воспитанию детей и юношества (Волков В.В. Дорохов А.П. Шанина Т.А. и др.)

В последнее десятилетие специалисты уделяют большое внимание проблеме физического развития нашей молодежи, оздоровления труда и быта. В частности было предложено множество концепций развития физического воспитания в общеобразовательной школе. Изучив их, мы пришли к выводу, что более всего соответствует идеям П.Ф. Лесгафта и В.В.Гориневского, и отражает сущность физического воспитания, его роль и место в системе общего образования концепция, предложенная В.И. Ляховым, Г.Б. Мейксоном, Л.Б, Кофманом, иначе говоря, физическое воспитание рассматривается как обеспечение полноценного личного и гражданского становления человека.

Физическое воспитание всегда носит конкретно исторический характер. Его содержание и уровень развития обуславливается существующим способом производства и другими, производными от него. Формационными условиями: общественными потребностями, разделением труда, порождающим его функциональную неоднородность, отношениями собственности, обмена и распределения. Результаты физического воспитания, проявляясь в достигнутом уровне физической культуры, органически вплетаются в систему производительных сил, проявляясь в физической дееспособности людей, во всей многогранности их социальной жизни.

В настоящее время уже накоплены объективные данные о

возрастном развитии физических качеств (Б.А. Ашмарин, 1979, В.П.

Богословский, 1984; В.К. Бальсевич, 1988; и др.), но еще мало исследований,

посвященных      развитию      движений,        прежде    всего        основных,

начиная с первого класса и кончая выпускниками средней школы.

П.Ф. Лесгафт свою творческую деятельность посвятил физическому воспитанию детей. Жизненность его идей в области физического образования во многом обусловлено гармоническим сочетанием педагогического творчества с глубокими естественнонаучными знаниями. Эти позиции остаются достаточно прочными для решения насущных задач физической культуры в современных условиях становления нашего общества. [21. С. 98]

Одним из кризисных явлений существующей системы образования является разрыв между физической культурой, физическим воспитанием всей остальной системой образования. Физическая культура еще не стала частью общей культуры. Одной из причин существующего положения является отсутствие взаимных связей и механизмов взаимодействия в системе образования [7. С.36].

Вспомним сакраментальные слова И.М. Сеченова: «Все бесконечное

разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится

окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению». Но не

заказан и обратный маршрут - от организованной двигательной

активности к различным формам проявления        высшей        нервной

деятельности:        ориентировке  в  пространстве,  распознаванию  образов,

символов, определению фигур посредством родового сходства и видового отличия, к выявлению топологических и комбинаторных свойств предметной среды. В этом случае усвоение дидактической информации и решение воспитательных задач могут осуществляться не на фоне подавления двигательной активности детей, а наоборот, как ее результат. В этом случае средства и методы физической культуры могут быть использованы не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной и преобразующей деятельности детей. Особенности физического воспитания младшего школьника в семье мало изучены, поэтому, учитывая данную проблематику нам необходимо предварительно

рассмотреть      некоторые     отдельные      вопросы     темы     теоретического исследования [36. С.48].

К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей.

Семейное воспитание - это систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного воспитания - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкое конкретное усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи (БСЭ, т.23,стр.662).

Народные традиции физического воспитания представлены в исследованиях В.И. Прокопенко, С. А. Пушкарева, Н.К. Шамаева, И.С.Портнягина, Н.Д. Неустроева, В.П. Кочнева и др. как уникальный культурный пласт духовной жизни народов Севера, как воспитание, функционирующее в соответствии с климатическими, природными, социальными, этническими законами этого региона, оно не имеет мировых аналогов и представляет собой непреходящую ценность для мировой и отечественной культуры. Эти авторы выдвигают, несомненно, интересное положение: на одно из первых мест в национальных школах должно быть поставлено физическое воспитание как базовое, как основа всего воспитательного и образовательного процесса молодого поколения северян.

Результаты исследований доктора педагогических наук, профессора Н. К. Шамаева показали, взаимосвязь физической культуры с педагогическими и психологическими аспектами воспитания, национальной системы физического воспитания, традиционного семейного воспитания, сознательной дисциплины школьников, положительных традиций местного охотничьего промысла, методики подготовки целеустремленных, одаренных спортсменов. А также формируются новые, наиболее совершенные педагогические установки, которые могут помочь

успешному воспитанию подрастающего поколения в современных условиях [42,43].

Достаточно углубленно занималась вопросами семейного воспитания кандидат педагогических наук Е.В. Алаас в своей работе «Формирование основ традиционного семейного воспитания девочек» [2]. В ходе экспериментальной работы исследователь использовала весь комплекс научно-педагогических и этнических методов и приемов, что позволило определить модель традиционного семейного воспитания девочек. Полученные результаты позволяют заключить, что опыт и традиции семейного воспитания девочек у народа Саха служат прекрасным средством дополнения и обогащения научно-педагогических методов.

Наиболее интересно освещает традиционную систему физического воспитания из числа современных ученых известный этнопедагог, профессор И.С. Портнягин. Он одним из первых изучил и сформулировал якутское учение «Айыы».

Одна из талантливых исследователей детского воспитания А.А. Шадрина-Григорьева собрала свыше 100 якутских игр, квалифицировала их и сделала перевод на русский язык и выпустила в виде учебного пособия под названием «Якутские народные игры» [39]. Тем не менее, вопросы семейного физического воспитания в трудах этих авторов мало описаны и недостаточно анализированы.

Профессор И.И. Портнягин в своей работе «Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена» показал, насколько мощным средством формирования интеллектуальных качеств ребенка являются занятия физической культурой и спортом. Разработал и обосновал педагогические пути и условия формирования познавательных возможностей, умственных способностей детей с развитым практическим интеллектом в области физической культуры. Данная работа предлагает новый подход к общему нравственному,   интеллектуальному   и   физическому  развитию  ребенка  в

этническом  сообществе,  совершенствованию     эстетического  восприятия, готовит детей к будущей трудовой деятельности [28. С.89].

Таким образом, изучив и проанализировав труды видных исследователей по физическому воспитанию, мы пришли к выводу, что данная тема имеет достаточное теоретическое и методологическое обоснование, но проблемы физического воспитания в семье, первостепенная роль родителей в процессе затрагивается в меньшей степени. Хотелось бы отметить «Примерную программу семейного физического воспитания» Н.К.Шамаева.В ней учтены не только национальные традиции, их сочетание с общепринятым физическим воспитанием, но и особенности климата, возможность успешной адаптации пришлого населения к экстремальным условиям Севера. Но, данная программа не имеет возрастных разграничений для занятий, нацелена больше на работников физической культуры, чем для родителей [43. С.82].

1.2.    Особенности физического   развития в младшем школьном возрасте

Противоречия между социальной и биологической программами развития человека проявляются при организации двигательной деятельности детей, когда необходимо согласовать работу мышц тела с мануальными движениями. Социальные условия жизни, прежде всего труд, привели к доминированию ручных операций в двигательной активности человека. Сенсомоторные проекции мелких мышц рук и артикуляционной мускулатуры лица в коре головного мозга намного превышают соответствующие площади, связанные с крупными мышцами тела. Активное включение в двигательную деятельность крупных мышц тела и ног, их динамической, а не «подсобный», статический характер их работы необходимы для формирования «мышечного депо» (структурных и энзимных белков) [33. С.26].

В возрасте от двух до пяти лет происходит становление «схемы тела» — двигательного образа на основе формирования сенсомоторных комплексов. «Схема тела» или «модель тела» - функциональный орган, обеспечивающий как согласованную целостную деятельность многозвенной биомеханической системы с огромным количеством степеней свободы, так и ориентировку в окружающей среде. Весьма важная задача физического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы обеспечить участие крупных мышц тела и конечной в формировании «схемы тела». Это важно, во-первых, потому что «рефлексогенными зонами», стимулирующими активность вегетативных функций, рост функциональных резервов, являются, прежде всего, мышцы туловища и конечностей. К нервным центрам, регулирующим вегетативные функции, нет прямого входа, они не подчинены произвольным влияниям.   Поэтому   включение   в   кольцевое   управление   двигательной

является важным условием обеспечения жизнедеятельности развивающегося организма [11. С.53].

Во-вторых, периферические нервные центры вегетативной нервной системы, находящиеся за пределами головного и спинного мозга, испытывают непосредственное механическое влияние при перемещении крупных звеньев тела, на чем основываются некоторые восточные системы физического воспитания для управления физическим состоянием человека. Биомеханически обоснованная и методически разработанная школа базовых движений в какой-то степени может снять противоречие между биологической необходимостью и требованиями социальной среды.

Как правило, возрастные изменения у детей оцениваются по показателям размеров тела, веса, физической подготовленности, тогда как сущностью развития, его основным признаком является дифференцировка морфологической и функциональной структуры организма и личности. Поэтому наряду с развитием двигательных качеств приоритетным направлением в физическом воспитании детей может стать формирование культуры движений, сенсомоторных комплексов на основе дифференцирования информации различной модальности и ее интеграции с двигательной активностью. Такой подход предполагает обоснование педагогических средств, методов и технологий физического воспитания детей на принципах психологии физиологии и биомеханики двигательной активности, в соответствии с которым основным для оптимизации физического состояния является не количество движений, их взаимодействие как непосредственно между собой, так и в структуре основных учебных видов деятельности. Это положение основывается на результатах, полученных на основе исследования работоспособности, повышение которой может быть достигнуто не только в результате применения физических  упражнений,   но  и  применением  сенсорной  стимуляция  без Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма

на интенсивный рост и развитие. Быстрый скачкообразный темп роста и

развития ребенка приводит к несоответствию между структурой и функцией

органов     и     систем,     поэтому     организм     становится        чрезвычайно

чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести ограничение двигательной' активности, статические нагрузки, психические напряжения, связанные с учебной деятельностью.

В младшем школьном возрасте у ребенка отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К семи-восьми годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие [7. С. 131]. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка и доказывают тезис, что воспитательное воздействие на младшего школьника со стороны семьи именно в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на процесс формирования у ребенка личностных качеств. Формирования личностных особенностей, востребованных обществом от сформировавшейся личности.

В этом возрасте так же происходит значительные качественные и количественные изменения в костной и мышечной системе младшего школьника.

Костная система. Продолжается рост и окостенение скелета. Особенно активно идет формирование костей таза, кисти предплечья. Позвоночные хрящи остаются еще мягкими, эластичными, поэтому в этом возрасте очень важно обращать внимание на позу ребенка за партой и за столом, не разрешать носить тяжести. При нарушении этих правил могут возникнуть Так же не сформированы прочные, зубчатого типа, швы между покровными костями черепа, не закончено срастание решетчатой и височной кости, формирование костного слухового прохода, носовой перегородки. Поэтому черепно-мозговые травмы в этом возрасте чрезвычайно опасны, так как угрожают не только деформацией костей, но и повреждением мозга. Очень чувствителен к воздействиям деформирующих факторов и позвоночный столб, в котором костная основа еще окончательно не сформирована. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.

Мышечная система. Мышцы ребенка развиваются неравномерно. Большие мышцы формируются быстрее, малые - медленнее. Мышечный комплекс, составляющий брюшной пресс, состоит из анатомически сформированных мышц, но их фасции и сухожилия еще развиты слабо. При больших напряжениях мышц живота создаются предпосылки грыжеобразования в области белой линии, сухожильных отделов прямой мышцы живота, паховых колец. Поэтому следует избегать рывковых движений рук, ног и туловища, силовых упражнений. Следует осторожно применять упражнения на растягивание. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы шеи, груди и поясницы, а также межпоперечные мышцы и связки позвоночного столба образовали своего рода «естественный мышечный корсет». С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом положительного воздействия физических упражнений. Коррекция и профилактика нарушений осанки в обязательном порядке должна быть предусмотрена в процессе занятий физическими упражнениями.

При подборе упражнений учитель должен учитывать особенности формирования стопы, развитие которой протекает достаточно интенсивно. По данным Н.Т. Лебедева в 6 лет плоские и уплощенные стопы встречаются

игры [19. С.15]

Морфо-функциональные особенности младших школьников обусловливают развитие их движений. Продолжается интенсивное развитие двигательного аппарата. В связи с началом обучения в школе у ребенка совершено изменяется содержание повседневной двигательной деятельности. Он овладевает новыми произвольными движениями (рисованием, лепкой, письмом и т.д.) на уроках физкультуры - неизвестными ранее физическими упражнениями. Все это служит толчком для образования множества условно-рефлекторных связей - основы двигательных навыков.

Скорость научения ребенка движениям зависит от уровня податливости его внешним воздействиям. В процессе индивидуального развития у детей отмечаются этапы повышенной чувствительности к физической нагрузке различной направленности. Например, в 6 - 8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в 9-11 лет; с 8 - 9 лет интенсивно нарастает скорость бега и плавания. В период от 8 до 12 лет дети могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации благодаря интенсивному развитию пространственной ориентировки, улучшению анализа тактильно- кинестетических сигналов. Исключение составляет лишь показатель гибкости, прирост которого в этот период начинает замедляться. [36. С.15]

Таким образом, возраст от 7 до 10 лет можно назвать благоприятным для закладки практически всего спектра физических качеств и координационных способностей, реализуемых в физической активности человека. Если такой закладки в этот период не произошло, то время для формирования физической и физиологической основы будущего физического потенциала человека можно считать безвозвратно упущенным. И в этом процессе велика роль влияния семьи на младшего школьника. Если ребенок видит, что его семья заинтересована в развитии своих физических качеств, он будет брать

формирования полноценной физической подготовки и моторного развития ребенка этого возраста - основу его будущего здоровья решить невозможно. Родителям необходимо помнить, что физическая активность человека, как основной элемент его физической культуры, формируется в своих главных социальных, психологических и биологических компонентах именно в этот, ключевой для развития моторики, период жизни ребенка, и не надо жалеть ни сил, ни времени для правильного физического воспитания детей.

К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров - разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей.

1. 3. Физическое воспитание младших школьников в семье

Совместная деятельность родителей и детей в процессе физического воспитания - важный фактор сплочения семьи, укрепления нравственного климата, создания добрых традиций, общих интересов. Чехословацкие ученые в хорошо продуманных и достоверных экспериментах показали, что семейная форма физического воспитания не только положительно воздействует на физическое развитие детей и улучшает состояние их здоровья, но и прямо влияет на нравственный климат в семье, отношение родителей друг к другу, способствует повышению их роли в воспитании будущего гражданина.

Но физическое воспитание ребенка - непростое и нелегкое дело. Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, характеризующихся всеми общими признаками педагогического процесса.

Отличительные особенности физического воспитания определяются, прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. Родителям необходимо многое знать и уметь, прежде чем приступить к занятиям со своим ребенком. Движения человека, как основа его физической активности, сами по себе достаточно сложны. Непрост и процесс их формирования и совершенствования, процесс обучения и тренировки.

Детский сад и школа не могут без помощи семьи решить задачи физкультурного воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Так, уроки   физкультуры   в   школе,   по   данным   профессора   Н.   Лебедевой,

110/.

к   нарушению    осанки,    избыточному   весу,    заболеваниям    сердечно   -сосудистой системы даже у младших школьников [19. С.62].

Недостаточная физическая активность детей особенно опасна в периоды активного роста тела ребенка и подростка, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания и ростом силового потенциала ребенка. Такие диспропорции развития часто являются основными причинами ухудшения здоровья детей, снижения у них жизненного тонуса. Правильно же организованный двигательный режим, разумное чередование различных физических нагрузок и закаливание позволяют смягчить отрицательные последствия акселерации, не допустить возникновения заболеваний, помогают организму лучше сбалансировать процессы роста и физиологического созревания.

Для того чтобы успешно и безошибочно вести ребенка по ступеням физического совершенства, необходимо знать основные правила тренировки. Причем не просто понять их суть, но и усвоить, что необходимо учитывать в процессе физического воспитания ребенка.

Знание простейших законов биомеханики поможет родителям правильно подобрать упражнения и условия их выполнения при воспитании физических качеств и при обучении ребенка новым для него движениям. Знание основных правил регулярных занятий физическими упражнениями поможет определить оптимальный режим физических нагрузок, успешно руководить процессом развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости ребенка, гармоничным физическим совершенствованием [35. С.98]. Родителям, заботящимся о физическом воспитании своих детей, важно правильно организовать режим двигательной активности ребенка, полностью соответствующей его возрастным, половым и индивидуальным особенностям и реальным условиям, в которых осуществляются занятия.

прежде всего, движения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной. Известный физиолог профессор И.В. Муравов считает, что «. наиболее естественным из всех известных воздействий, способных реконструировать телосложение, является физическая тренировка. Самый же благоприятный период ее влияния на организм - детские годы. Чем раньше начаты занятия физическими упражнениями (пока не в форме спортивной тренировки, а в виде подготовительных занятий), тем больше выражен преобразующий эффект этих занятий».

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая поставляет для первоклассников минимально 200, и максимально до 9000 движений в час (Н.Т. Лебедева) [19. С.54].

В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня. В детском возрасте закладываются основы будущего здоровья взрослого человека и, что самое важное, основы не только биологические, но и психологические. Только приучив постоянно заботиться о своем здоровье,

упражнения, выработав у него чувство дискомфорта, возникающие из-за отсутствия должной физической активности, можно рассчитывать, что в будущем он останется верен, воспитанной в детстве потребности движениям, ставшей также привычной, как умывание по утрам. Упущенное воспитание, в детстве трудно, а порой и невозможно восполнить в   более    зрелом   возрасте [5. С. 15].

Однако закладкой фундамента будущего здоровья не исчерпывается значение физкультурных занятий с ребенком в раннем возрасте. Огромна роль физической активности в воспитании навыков и умений, обеспечении высокой работоспособности, необходимых ребенку уже в первом десятилетии жизни. Процесс учебы в школе постоянно усложняется и требует от ребенка значительного умственного и нервно-психического напряжения. Успешно противостоять ему может только хорошо физически подготовленный и организованный ребенок. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями решают одновременно задачу повышения работоспособности и воспитывают умение экономно и целесообразно распределять свои силы, способствуют выработке внутренней дисциплины и собранности.

Сохранение и укрепление здоровья не возможны без соблюдения правил личной гигиены - комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью. Очень важно воспитывать у младших школьников навыки личной гигиены и, в первую очередь, поддержанию чистоты тела и одежды. Правила личной гигиены просты, легко выполнимы, однако, чтобы они стали привычкой младшего школьника, необходимо родителям обучать и закреплять их повседневно.

Важное место в физическом воспитании ребенка занимают гигиенические процедуры и закаливание. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:

    постепенность; систематичность; комплексность - закаливание будет эффективным, если в комплексе

используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

-        учет индивидуальных особенностей - при закаливании необходимо

принимать во внимание и возраст, и пол, и состояние здоровья, а также

местные климатические условия и привычные температурные режимы.

Перечисленные принципы закаливания справедливы как для взрослых, так и для детей, однако при закаливании младших школьников в первую очередь следует помнить, что у них каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие.

Освоение программ физического воспитания в семье, рассчитанных на детей с момента рождения до 13-14 - летнего возраста, поможет ребенку, вырасти здоровым, разносторонне физически подготовленным, готовым к преодолению всяческих трудностей и сложностей взрослой жизни.

Как показывает практика, дети с повышенным двигательным режимом, то есть активно занимающиеся физической культурой и спортом, лучше своих сверстников успевают в общеобразовательной школе. Кроме того, у школьников, активно занимающихся физическими упражнениями, повышается устойчивость к простудным заболеваниям.

Таким образом, социальная значимость эффективного физического воспитания в детские и юношеские годы не исчерпывается вышеупомянутыми, может быть лежащими на поверхности особенностями феномена физической активности. Глубочайший смысл формирования нового человека заключается в том, что его следствием является новое общность людей, новое поколение, отличающееся более глубоким пониманием личностных и социальных ценностей. Благодаря этому, устойчивые    мотивации    физического    совершенствования,    воспитанные

в каждом отдельном человеке, превращаются в систему общепринятых представлений, нормы поведения, определяющие общественную престижность высокого уровня здоровья и физического совершенства человека, важный критерий оценки «качества» его личности.

Поэтому решающим аспектом физического воспитания школьников является целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации физической закалки, устойчивой привычки постоянно заботиться о своем физическом здоровье, работоспособности; привитие навыков организации режима повседневной физической активности. Именно закладка основ такого рода личностных мотиваций, этой формы культурных потребностей учащихся будет в дальнейшем способствовать активному поиску будущим взрослым человеком своих путей в организации процесса физического совершенствования. Невозможно оценить роль родителя в этом случае, но не как стороннего наблюдателя с контролирующей функцией, а самого непосредственного участника процесса, обладающего достаточными знаниями и уровнем физической подготовки.

Выводы к главе:

Одной из основных проблем семейного физического воспитания является падение интереса детей к физической культуре и спорту, подвижным играм, активным формам отдыха. Причины этого мы видим:

1.        Нацеливание учителей физкультуры, тренеров, работников физической

культуры  и  спорта в «высшее мастерство»,  что  отлучило  их от массового детского спорта.

    Главная    сдерживающая    сила    разрешения    этой    проблемы    -

психология  взрослых,  проведших  жизнь  вне  массового  спорта и

физкультуры и прививающих такое же отношение своим детям. Переориентация   детских   интересов:   увеличивается   число   детей,

имеющих излишний вес, недостаточное и негармоничное развитие

мускулатуры,   нарушение   осанки   и    многие    другие    отклонения

в физическом развитии и состоянии здоровья.

    Резкая смена представлений   родителей о формах и степени заботы

семьи   в   физическом   воспитании   ребенка.   Так,   в   психологии

родителей   существует   водораздел    при   переходе от дошкольного

к     школьному    периоду:     снижается     ответственное    отношение

к       воспитанию     своего   ребенка   в   целом,   возлагая   решение

проблем на школу. Слабая    постановка      работы       по      физическому      воспитанию

в общеобразовательных школах по внедрению новых форм и методов

для работы с родителями.

Таким   образом,   самое   главное,   на   наш   взгляд,   возродить   престиж физического   совершенства   и   выработать   у детей желание и потребность

в регулярных физических тренировках. Нужно стремиться, чтобы семья была ведущим звеном, объединяющим все возможности, имеющиеся в школе, вне школы и дома. Думается, что в этом ключ к решению проблемы.

Заключение.

Развитие и совершенствование физической культуры семьи является одним из самых перспективных направлений в формировании физической культуры каждого человека. Именно здесь должно складываться понимание жизненной важности физической активности, вырабатываться привычки к регулярным обязательным занятиям физическими упражнениями. Задача состоит в том, чтобы использовать все имеющиеся возможности и в будущем развить новые формы совершенствования этой важной отрасли физического воспитания.

Данная работа по составленной методике выявила следующие особенности физического воспитания младшего школьника в семье, которые заключаются:

1.        В формировании двигательных навыков, которое зависит от условий,

отношения родителей к физическому воспитанию, от желания самого ребенка.

2.        В     развитии      физических     качеств,      которое     зависит     от

морфофункциональных      особенностей      организма     ребенка      и

теоретической подготовки родителей.

3.        В укреплении здоровья, которое зависит от мировоззрения родителей

и социального благополучия семьи.

Совместные занятия родителей с детьми пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей, способствуют развитию двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями. Важным в физическом воспитании младшего школьника в семье является эмоциональная сторона, которая способствует взаимопониманию в семье, взаимовыручке, гордости за членов своей семьи. Нужно подчеркнуть, что наиболее существенным моментом в физическом воспитании ребенка в этот период является формирование личностного отношения его к физическим занятиям, воспитание у него активной позиции по отношению к своему

Библиография:

    Азаров   Ю.П.   Семейная   педагогика.   -   М:        Политическая

литература, 1985. Алаас   Е.В.   Формирование   основ   традиционного      семейного

воспитания девочек: Автореф. дисс.к.п.н. Якутск, 1996. - 22с. Ашмарин   Б.А.   Теория   и   практика   физического   воспитания.

Учебник для факультетов физического воспитания. — М: Просвещение,

1990.-360с. Бальсевич   В.К.   Проблемы   физического   воспитания   младших

школьников. // Советская педагогика. - 1983г. - №8. - 12с. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.:

Физкультура и спорт, 1988. - 208с. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. - М. Физкультура

и спорт, 1985. -103с. Бережков Л.Ф. Физическое развитие детей школьного возраста. -

М: Медицина, 1988. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -

М. Просвещение, 1968. - 464с. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы

теории. - М. Педагогика, 1973. - 224с. Борисова О. Физическое воспитание детей в семье. - 1985. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М: Просвещение,

1986.-128с. Валик Б.В.  Подарим детям здоровье.// Физическая  культура в

школе.-1990-№1.- 58с. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.  - 2-е изд.,

перераб. и доп. - М. физкультура и спорт, 1989. - 109 с.

    Веселая        физкультура:        Учеб.        для        учащихся        1кл.

четырехлет.нач.шк./ Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев, Т.Ю. Торочкова, Р.Я.

Шитова. - 3-е изд. - М. Просвещение, 2000. - 64с. Виккулов А.Д. Бутин И.М. Развитие физических способностей

детей. - Ярославль, 1996.- 64с. Глазырина Л.Д. Лопатин Т.А. Методика преподавания физической

культуры в 1 - 4 классах. -  М: Физкультура и спорт, 2003. - 208с. Гребенников И.В. школа и семья. - М: Просвещение, 1985. Гуреев Н.В. Активный отдых. - М: Советский спорт, 1991. - 59с. Демидов В.М. Применяя метод доверия. // Физическая культура в

семье. - 1991 - №1 - 47-52с. Захаров СИ. Валаамов М.И. Максимова Н.Е. Григорьев И.Ю.,

Сивцева Н.С.  Республиканский физкультурный  комплекс  нормативов

/ 2-е изд. доп. испр. - Якутск: Программно-методический отдел УФВС МО PC (Я), 2000.-32с.

    Ильин    Е.П.    Психология    физического    воспитания.    -    М.:

Просвещение, 1987.-287с. Ковалько   В,И.   Здоровьесберегающие   технологии   в   начальной

школе.  1 - 4 классы. - М. «ВАКО», 2004. - 296с. Курова В.Г. Физическое воспитание школьников в семье. -   М.:

Просвещение. - 1970. - 36с. Лесгафт     П.Ф.     Психология     нравственного     и     физического

воспитания. М. Воронеж. 1998. - 410с. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный

курс/ Пер.с нем. Под ред. М.Я.Виленского и О.С. Метлушко. - М.:

Аспект Пресс, 1995.-318с. Масленников    М.Н.    Леонтьева    Т.Н.    Родительский    час    в

спортивном зале. // Физическая культура в школе 1990 - №1. - 54с.

    Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. Якутск, 1999. -

136с. Никитин Б.П. Никитина Л.А. Мы и наши дети. М. Просвещение,

1989. Нилушаев С. Физическое воспитание и здоровье. // Физическая

культура в школе. - 1993 - №3 - 2-4с. Определение физической подготовленности учеников. Под ред.

М.И. Ежова. - М: Педагогика, 1973. - 103с. Папа, мама, я - здоровая семья. /Ком. по делам семьи и детства

при Президенте PC (Я), Департамент по охране генофонда народов PC

(Я), Пединститут Якут.гос.ун-та, каф.  Социальной педагогики; Сост.

Л.С. Григорьева; Отв. ред. Р.Я. Антонова - Якутск: Бичик, 2000. - 80с. Платонова Т.В. Теория и методика физического воспитания детей

дошкольного возраста. Учебно-метод. комплекс. - Якутск: Изд-во ИРО

МО PC (Я), 2001. -104с. Портнягин     И.И.      Интеллектуальное     развитие     школьника-

спортсмена. - М. Academia, 1999. - 96с. Портнягин   И.С.   Портнягин   И.И.   Педагогические   мысли   о

народной педагогике. -Якутск: Бичик, 2001. - 155с.

3 5.        Прокопенко    В .И.     Этнопедагогические    основы    физического

воспитания. Дисс. на соиск. учен. ст. докт. пед. наук. - М. 1995.

    Пушкарев     С.А.     О     некоторых     особенностях     физического

воспитания   детей   школьного   возраста  в  районах   крайнего   Севера:

Автореф. дисс.к.п.н. -Мурманск, 1970. -31с. Региональная   комплексная  программа  физического   воспитания

учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. / СИ. Захаров,

М.И. Варламов, Н.Е. Максимова, Е.Алаас, Г.А. Кузьменко. МО РС(Я). -

Якутск, 1999.-104с.

38.        Светов А.  Школьникова М.  «Физическая  культура в семье».  - М:

Физкультура и спорт, 1973 г.

    Семенова И.И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. -

М.:- 1991. Семья спортивная. Под ред. А.Н. Воробьева. - М. Физкультура и

спорт, 1987. -95с. Степаненкова    Э.Я.    Учебное    пособие.    Теория    и    методика

физического воспитания и развития ребенка. - М. 2001г. Фомин      Н.А.      Вавилов     Ю.Н.      Физиологические      основы

двигательной активности. - М. Физкультура и спорт, 1991. - 224с. Холодов Ж.К. Кузнецов B.C.  Теория и методика физического

здоровья и спорта. - М. Физкультура и спорт, 2000. Холодов Ж.К. Попов В.П. Мама, папа и я - физкультурная семья.

-М. физкультура и спорт, 1989. Шадрина А.А. Якутские народные игры. - Якутск, 1990. 212с. Шамаев    Н.К.    Как    заниматься    самостоятельно    физической

культурой в условиях Якутии. -Якутск, 1991.-39с. Шамаев   Н.К.   Нравственное  развитие   школьников   в   процессе

традиционного физического воспитания. - М. Academia, 2000. - 205с. Шамаев Н.К. Особенности методики физического воспитания в

условиях Севера. -Якутск, 1996. - 112с. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на национальных

традициях. - Якутск, 2003. - 94с. Шитикова Г.Ф. Если хочешь быть здоровым. - М. Просвещение,

1978. Шишикина В.А. Движение плюс движение. - М. Просвещение,

1992.-95с. Элементы  валеологического  мониторинга для  образовательных

учреждений: Метод, пособие для педагогов-валеологов, преподавателей

физической культуры, учителей ОБЖ, средних мед. работников  школ и

дошкольных учреждений. -Новосибирск: «Аспект», 1997. - 102с.

Источник: nsportal.ru