Скачать:

АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Программа по физическому воспитанию для учащихся 5-12 классов коррекционных школ III, IV видов

Авторы: кандидат педагогических наук В. В. Андреев, кандидат педагогических наук Н. А. Шурышев, учитель адаптивной физической культуры высшей категории А. В. Запольский, учитель-дефектолог высшей категории О. А. Андреева.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стратегическое направление и особенности адаптивного физического воспитания обучающихся в школах III, IV видов обусловлены выполнением ряда специфических функций и реализуемых с  учётом требований состояния здоровья учащихся, обеспечивающих достаточную двигательную активность в профилактике заболеваний, совершенствование личности укреплением здоровья и подготовкой к самостоятельной, взрослой жизни.

Наблюдается тенденция необходимости включения в процесс адаптивного физического воспитания учащихся с депривацией зрения средств оздоровительной коррекционно - развивающей направленности с учётом состояния их здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности, индивидуально-психологических особенностей личности.

Школьники с нарушениями зрения имеют более низкий уровень физического состояния в сравнении со сверстниками из общеобразовательных школ. Возрастная динамика развития двигательных способностей (качеств) у школьников с депривацией зрения и учащихся общеобразовательных школ имеет схожий характер развития, но у детей с нарушениями зрения при исследовании обнаружено абсолютное отставание по всем показателям.

В настоящее время занятия по адаптивной физической культуре строились на основе программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, которая не учитывает особенности и трудности овладения требованиями на суженной сенсорной основе детей.

Уроки по адаптивной  физической культуре в школах III, IV видов содержат нагрузку два академических часа в неделю, но коррекционным образованием предусмотрены дополнительные два часа в неделю во внеурочное время. Для достижения целей и задач адаптивного физического воспитания детей с депривацией зрения существует необходимость переноса одного часа занятий из внеурочного времени в основное, где недельная нагрузка по адаптивной физической культуре будет составлять 3 часа, аналогично общеобразовательным школам. Трёхчасовая недельная нагрузка может позволить не только освоить минимум знаний, навыков и умений, но и способствовать в короткие сроки корректировать двигательные качества (способности) и двигательные нарушения школьников с депривацией зрения. Оставшийся дополнительный час в неделю во внеурочное время целесообразно использовать в отношении отдельного контингента детей, особо нуждающихся в тех или иных формах коррекции, применяя индивидуальную оценку.

При реализации адаптивного физического воспитания решаются следующие основные задачи, направленные на:

    приобретение минимума необходимых знаний в области физической культуры; воспитание потребности в двигательном режиме; формирование и развитие психических процессов и свойств личности; укрепление здоровья и социализация в обществе; коррекция и развитие двигательных способностей (качеств); коррекция двигательных нарушений; профилактика и устранение вторичных отклонений, связанных с основным офтальмологическим заболеванием.

Программный материал соответствует форме структурирования  комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных школ  (В. И. Лях, 2004) и авторизован в отношении учащихся  с депривацией зрения.

Программа состоит из двух основных частей базовой и вариативной. Освоение базовых основ является необходимостью для каждого учащегося и может быть общегосударственным стандартом по адаптивной физической культуре для школ III, IV видов. Базовая часть обусловлена применением для детей, не имеющих противопоказаний к нагрузкам и отдельным видам физических упражнений, а также в отношении детей, имеющих противопоказания, что обусловлено применением различных средств и методов на занятиях и отдельной дифференцированной оценкой физической подготовленности учащихся. Вариативная часть используется при необходимости учёта индивидуальных способностей детей, национальных и местных особенностей работы школ, географического расположения региона.

Настоящая программа содержит в себе 2 раздела, которые основываются на формы адаптивной физической культуры в 5-10 и 11-12 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в коррекционных школах III, IV видов. Все разделы состоят из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия в режиме дня. В программе представлена определённая форма тестирования, позволяющая с помощью нормативов дифференцированной оценки определять уровень развития двигательных способностей (качеств) школьников, имеющих депривацию зрения, с учётом пола и возраста.

Источник: nsportal.ru