АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА И СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРОВ

Адаптивная физическая культура в Российской Федерации в настоящее время представлена в системе среднего (как для базового, так и повышенного уровней), высшего (как специальность и как часть направления) профессионального образования; в специальности научных работников; как сфера профессиональной деятельности (должности тренер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре). Все это позволяет сделать вывод о том, что на данный момент в нашей стране сформированы концептуальные основы образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры [1].

Адаптивная физическая культура включает следующие компоненты: адаптивный спорт, адаптивное физическое воспитание, адаптивную двигательную рекреацию, физическую реабилитацию. Адаптивное физическое воспитание - это одно из новых и самых массовых направлений в отечественной системе образования и науки, которое рассматривает основы физического воспитания лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов различных возрастных и нозологических групп. Основной целью адаптивного физического воспитания является формирование у занимающихся осознанного отношения к своим физическим возможностям, развитие двигательных умений и навыков, психологических качеств, обеспечивающих адаптацию лиц с отклонениями в состоянии здоровья к воздействию окружающей среды, обществу и различным видам деятельности.

Адаптивное физическое воспитание является основным видом адаптивной физической культуры, так как занятия по нему проводятся преимущественно в образовательных учреждениях и являются обязательными для всех обучающихся. Программный материал дисциплины адаптивное физическое воспитание, по которой проводятся занятия, включен в федеральные компоненты образовательных стандартов [2, 3].

Как педагогический процесс адаптивное физическое воспитание в России осуществляется в системе специального образования - с лицами, имеющими отклонения в состоянии развития; в системе массового образования (школы) - с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и отнесенными к категории занимающихся физическими упражнениями в специальных медицинских группах [2, 3, 5].

Организация процесса адаптивного физического воспитания в системе специального (коррекционного) образования осуществляется в следующих учреждениях: дошкольные образовательные учреждения (детские сады комбинированного и компенсирующего вида); специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII видов (школы) для лиц с отклонениями в развитии; образовательные учреждения начального профессионального образования: специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); единственное в мире специализированное учреждение высшего профессионального образования - Московский государственный гуманитарный институт-интернат [5].

Средние образовательные учреждения (школы) представлены учащимися, имеющими соматические нарушения временного или постоянного характера (т.е. хронические заболевания) и занимающиеся по специальным программам в медицинских группах.

Среднее профессиональное и высшее профессиональное образование обучающиеся получают в специальных средних образовательных учреждениях, в различных формах интеграции в учреждениях общего назначения, как среднего, так и высшего профессионального образования.

Кроме того, к системе специального образования относятся и классы компенсирующего обучения, и специальные (коррекционные) классы, которые в последние годы открываются в массовых школах (т.е. инклюзивное обучение), но на данный момент в основном только для детей с задержкой психического развития.

Перечисленные учреждения специального образования реализуют основные и дополнительные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также начального среднего и высшего профессионального образования, которые регламентируются государственными образовательными стандартами, но во многих учреждениях проводятся и по авторским программам, одобренным на уровне федерального компонента [3,5].

Занятия по адаптивному физическому воспитанию во всех перечисленных образовательных и профессионально образовательных учреждениях предусмотрены не менее трех раз в неделю. Они проводятся в различных формах, но основной формой являются физкультурные занятия. Так в дошкольных образовательных учреждениях занятия по АФВ проводятся в форме уроков и занятий ритмикой; то же самое можно сказать в отношении средних образовательных и специальных (коррекционных) учреждений; в сузах и вузах предусмотрены лекции, практические и методические занятия. Кроме того, предусмотрены занятия адаптивным физическим воспитанием в режиме учебного дня, способствующие повышению умственной и физической работоспособности.

Изучив сферы реализации и применения адаптивного физического воспитания для обеспечения качественного образования выпускников Волгоградской государственной академии физической культуры по специальности «Адаптивная физическая культура» и направлению подготовки «Адаптивное физическое воспитание», в рамках образовательной программы включены следующие дисциплины: «Адаптивное физическое воспитание дошкольников», «Адаптивное физическое воспитание школьников», «Адаптивное физическое воспитание студентов». Каждая из перечисленных дисциплин входит в профессиональный цикл.

В процессе овладения перечисленными учебными дисциплинами у студентов формируется комплекс теоретических и практических знаний, умений и навыков в области организации и проведения занятий адаптивного физического воспитания с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов различных возрастных и нозологических групп.

Основными задачами изучения перечисленных дисциплин являются:

- обеспечить освоение студентами знаний особенностей средств, методов, методических приемов и форм организации занятий адаптивным физическим воспитанием;

- сформировать комплекс теоретических знаний в области методики адаптивного физического воспитания лиц с отклонениями в состоянии здоровья различных возрастных и нозологических групп;

- обеспечить освоение студентами знаний основ методик коррекционнооздоровительного воздействия с учетом основных показаний и противопоказаний, используемых в процессе проведения занятий для повышения двигательной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечить освоение студентами знаний образовательных программ, реализуемых в различных системах специального и массового образования - с лицами, имеющими отклонения в состоянии развития;

- сформировать у студентов навыки проведения врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидов.

Для обеспечения более качественного освоения программного материала предусматриваются лекционные, практические занятия, индивидуальная и самостоятельная работа, также предусматривается научно-исследовательская деятельность, которая реализуется при написании курсовых работ.

При составлении программ дисциплин «Адаптивное физическое воспитание дошкольников, школьников, студентов» учитываются современные тенденции в совершенствовании процесса подготовки бакалавров по специальности «Адаптивная физическая культура» и профилю подготовки «Адаптивное физическое воспитание».

Таким образом, можно констатировать тот факт, что выпускники бакалавры по специальности «Адаптивная физическая культура» и профилю подготовки «Адаптивное физическое воспитание» овладевают всеми необходимыми навыками для осуществления своей профессиональной деятельности во всех сферах, реализуемых процесс адаптивного физического воспитания.

1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» и 0323 «Адаптивная физическая культура» / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. Советский спорт, 2000. - 240 с.

2. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: 2 т / Т.Ю. Кру- цевич. - Киев, 2003. - 427 с.

3. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М. Советский спорт, 2003. - 448с. ил.

4. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М. Советский спорт, 2007.- 608 с. ил.

________________________

Дробышева С.А.

Волгоградская государственная академия физической культуры

Источник: vuzirossii.ru