Основные понятия и термины физической культуры и их краткая характеристика (физическая культура, физическое воспитание, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическая подготовка)

Основные понятия и термины физической культуры и их краткая характеристика (физическая культура, физическое воспитание, физическая рекреация, двигательная реабилитация, физическая подготовка).

Физи́ческая культу́ра  — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра  — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

^ Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств. Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

В физическом воспитании выделяют две стороны: физическое образование и развитие физических качеств.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

^ Физическая рекреация

Рекреация (лат. — recreation, — «восстановление») — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

^ Физическая реабилитация  — (англ.  Physical therapy ) это использование с лечебной и профилактической целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности больных и инвалидов. Она является неотъемлемой составляющей частью медицинской реабилитации и применяется во все её периоды и этапы. Физическую реабилитацию применяют в социальной и профессиональной реабилитации. Её средствами являются: лечебная физическая культура, лечебный массаж, физиотерапия . механотерапия, трудотерапия . Назначение средств физической реабилитации, последовательность применения её форм и методов определяются характером течения заболевания, общим состоянием больного, периодом и этапом реабилитации, двигательным режимом.

^ Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Она подразделяется на общую и специальную.

^ Общая физическая подготовка предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей и систем организма спортсмена, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной спортивной тренировке общая физическая подготовленность связывается не с разносторонним физическим совершенством вообще, а с уровнем развития качеств и способностей, оказывающих опосредованное влияние на спортивные достижения и эффективность тренировочного процесса в конкретном виде спорта. Средствами общей физической подготовки являются физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм и личность спортсмена. К их числу относятся различные передвижения — бег, ходьба на лыжах, плавание, подвижные и спортивные игры, упражнения с отягощениями и др.

Общая физическая подготовка должна проводиться в течение всего годичного цикла тренировки.

^ Специальная физическая подготовка характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения; в избранном виде спорта. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения: и специально подготовительные упражнения.

Физическая подготовленность спортсмена тесно связана с его спортивной специализацией. В одних видах спорта и их отдельных дисциплинах спортивный результат определяется прежде всего скоростно-силовыми возможностями, уровнем развития анаэробной производительности; в других — аэробной производительностью, выносливостью к длительной работе; в третьих — скоростно-силовыми и координационными способностями; в четвертых — равномерным развитием различных физических качеств.

^ Физ. Культура как учебная дисциплина (цель, задачи, знания, умения, общекультурные компетенции).

Цель курса – формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообраз­ных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональ­ной деятельности.

^ Задачи курса. Для достижения поставленной цели предусматривает­ся решение следующих воспитательных, образователь­ных, развивающих и оздоровительных задач: 1) понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональ­ной деятельности; 2) знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; 3) формирование мотивационно-ценностного отноше­ния к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни; 4) овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; 5) обеспечение обшей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психо­физическую готовность студента к будущей профес­сии; 6) приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

^ Физ. Культура как способ развития телесности и духовности человека (определение телесности и духовности, их соотношение в индивиде).

В начале данных процессов человек выступает просто как живой организм, биологическое тело, далее - превращается в субъекта деятельности. Двигательная активность этого субъекта организуется. Телесность начинает выступать как определенный тип единства природного и социального, как чувственное, но обладающее сверхчувственными характеристиками (вследствие социокультурных трансформаций) образование.

Следует подчеркнуть, что "телесность" есть категория, обозначающая то, чем становится естественно данное человеческое тело в ходе его социальных модификаций, поэтому эту категорию, безусловно, нельзя рассматривать вне сопряжения с другой очень важной категорией - "духовностью". Эти понятия, как и обозначаемые ими феномены, взаимосвязаны. В телесности присутствуют элементы духовности, вместе с тем телесность является формой бытия духовности в физическом мире.

Таким образом, физическую культуру следует рассматривать как область культурных явлений, связанных с развитием человеческой плоти в человеческую телесность (имеющую надбиологический субстрат) и включением природного индивида в мир культуры. Ведь область культурных явлений сопряжена с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Поэтому к последнему следует относиться как к специфической культурной ценности, его улучшения и совершенствования необходимо добиваться.

Физическая культура не является однородным и аморфным образованием, напротив, она гетерогенна, сложно структурирована, находится в процессе постоянных изменений и преобразований. Она включает в себя разнообразные способы деятельности, связанные с формированием, развитием и совершенствованием человеческой телесности. Они образуют сферы физической рекреации, реабилитации, образования (освоения оптимальных и эффективных способов управления своими движениями), воспитания. Представляется, что спорт, имеющий свои ярко выраженные особенности по отношению к каждой из этих сфер, но качественно однородный по отношению к физической культуре как целостности, входит в состав ее компонентов и не может рассматриваться в качестве образования, внешнего для физической культуры.

Физическая культура в целом и в каждой своей сфере включает в себя способы деятельности, осуществляющей социальное преобразование тела человека, развитие двигательных способностей, физическое совершенствование и становление определенных личностных качеств.

Спорт же выступает как особое средство этой деятельности. Благодаря спорту индивид (человечество) узнает о пределах допустимого в физическом развитии, в совершенствовании человеком своей двигательной активности, физической силы, выносливости. Вместе с тем именно в этой области индивид раскрывает свои природные возможности и необходимые для их проявления духовные силы в максимальном выражении.

Таким образом, в сфере спорта в определенной мере осуществляется открытие и манифестация границ человеческого бытия. И это свое предназначение (сущность) спорт реализует в рамках физической культуры, а не вне них.

Ведь физическая культура есть сфера, определенная, с одной стороны, природой (эту сферу индивид начинает осваивать сразу же после рождения, будучи еще естественным, не социализированным существом), а с другой стороны смыслом всех ее интенций является совершенствование человеческой телесности.

И хотя это совершенствование является бесконечным процессом (как в онто-, так и в филогенезе), тем не менее в каждый данный момент социального времени этот процесс конечен. Эта конечность определяется с помощью спортивного достижения, рекорда, факта преодоления спортсменом соперников и самого себя. Именно поэтому спорт не просто часть физической культуры, он - важнейший инструмент ее саморазвития.

Таким образом, место спорта в онтологическом пространстве культуры вообще и физической культуры в частности определяется прежде всего его способностью выявлять границы предельной реализации возможностей, которыми обладает человеческая телесность .

^ Виды физической культуры и их краткая характеристика.

Широко понимаемая физическая культура включает в себя: 1) собственно физкультуру, т.е. любительские занятия физическими упражнениями; 2) спорт как профессиональное занятие физическими упражнениями с целью добиться наивысших достижений и получать за свою деятельность заработную плату, гонорар; 3) культивирование здорового образа жизни, отказ от алкоголя и курения, регулярные занятия физкультурой; 4) специализированные виды украшения или совершенствования тела, например, культуризм (бодибилдинг), пластическая хирургия лица и косметика, татуировка и художественная роспись, похудание (включая такие экзальтированные формы похудания, как упражнения йогов и религиозный аскетизм) и лечебное голодание; 5) спортивные, любительские и профессиональные танцы, в том числе конкурсы и соревнования танцоров, народные пляски и хороводы, дансинги и дискотеки, брейк-данс и т. п.; 6) современная и традиционная медицина, направленные на избавление организма от физических недугов, травм, недомоганий,

^ Общие и специфические функции физ. Культуры и их краткая характеристика.

специфическими функциями физической Культуры правомерно считать лишь такие, в которых выражаются ее особенности, отсутствующие у других видов общей культуры.

Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности.

^ Функции частного характера (специфические):

образовательные. выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;

В системе образования и воспитания (детский сад, школа, профессионально-техническое училище, техникум, лицей, колледж, высшее учебное заведение) эта функция выражена наиболее ярко. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.

прикладные - имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной важности. Имеется немало профессий, которым обучают в системе ПТУ, техникумах, институтах, университетах требующих достаточно хорошей профессиональной прикладной подготовки. Она включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых имеет немаловажную роль для развития профессионально важных способностей. Таким образом, физическая культура выступает здесь как фактор профессионально-прикладной физической подготовки.

спортивные. проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

Занятия физическими упражнениями без стремления к превышению превращаются в обычную игру, или, физическое воспитание, где целью и мотивом выполняемых движений может быть получение удовольствия, укрепление здоровья, снятие утомления и др. но не максимальное развитие своих способностей. Упражняясь подобным образом, человек обычно не проявляет максимальных усилий систематически, и вполне естественно, что такая деятельность, не вызывающая предельных усилий, не может служить эффективным средством совершенствования его физических сил. Таким образом, исключение из спорта соревновательных начал превращает его в другую реальность.

рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Так оздоровительно-рекреативная функция в наибольшей мере выражена у людей, использующих физическую культуру с целью восстановления физических кондиций. Соответствующим образом подбираются физические упражнения и методики, выдерживается

моторная плотность, обеспечивается врачебный контроль и т.д.

С точки зрения диалектики, основными признаками выделения тех или иных функций и форм физической культуры могут браться лишь свойства, объективно присущие ей в действительности, реальные отношения с другими сферами жизни.

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и другие.

^ Характеристика развития организма человека на протяжении всей жизни (этапы развития, возрастные градации человека).

Каждому человеку присуще индивидуальное развитие — онтогенез. начинающийся с момента его зарождения и до естественной смерти. В онтогенезе различают такие периоды: предзародышевый — развитие половых клеток и оплодотворение яйцеклетки; эмбриональный (зародышевый) — преобразование зиготы в зародыш и его развитие к моменту рождения плода; постэмбриональный (послезародышевый) — с момента рождения и до полового созревания; период развития взрослого человека — от сформировавшегося организма к его старению и смерти.

Таблица 1.5.4. Основные периоды жизни человека (по Н.П. Гундобину)

Источник: ignorik.ru