Физическое воспитание в учебных заведениях дореволюционной России

Опубликовано 14.01.2013 17:17

После отмены крепостного права была осуществлена школьная реформа, которая стала настоятельной необходимостью в условиях быстро растущего тяготения народа к образованию. Однако физическое воспитание в гражданских учебных заведениях оставалось неудовлетворительным. Утвержденные 14 июля 1864 г, «Положение о начальных народных училищах» и 19 ноября 1864 г. «Устав для средней школы» явились в некоторой степени шагом вперед в деле развития физического .воспитания.

Гимнастика и игры в программах начальных народных училищ не предусматривались, в классических и реальных гимназиях они считались необязательными предметами. В гимназиях, где имелись преподаватели со специальной подготовкой, а также гимнастические залы, гимнастика, как одно из средств физического воспитания, применялась в обучении.

Прогрессивная общественность России не была удовлетворена школьными реформами, проведенными царским правительством. Передовые педагоги настойчиво требовали введения гимнастики в программу средних школ. В 1889 г. Министерство народного просвещения с целью улучшения физического воспитания в школах утвердило «Инструкцию и программу преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях». В этой инструкции определялись задачи физического воспитания, методики обучения, давался перечень физических упражнений, вводимых в программы в качестве обязательного предмета. Особое внимание в инструкции обращалось на подвижные игры, которые дополняли гимнастику. Проводить подвижные игры рекомендовалось во внеучебное время на свежем воздухе.

Включение физического воспитания в программу учебных заведений осложнялось отсутствием квалифицированных преподавателей. В связи с этим к преподаванию привлекались офицеры и даже унтер-офицеры, имевшие смутное представление о методике преподавания в учебных заведениях. То, что физическое воспитание заняло свое место в системе народного образования, имело большое значение для развития русской национальной культуры.

Прогрессивные взгляды на вопросы теории и практики физического воспитания выразили в своих трудах Е. А. Покровский, Е. М. Дементьев и П. Ф. Лесгафт.

Детский врач и редактор журнала «Вестник воспитания» Е. А. Покровский (1834—1895) много внимания уделял физическому воспитанию детей. В своем труде «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России» (1884 г.) он очень

подробно описал быт русского народа, его игры и методы закаливания. В физическом воспитании детей Е. А. Покровский отдавал предпочтение народным играм, которые способствуют укреплению организма ребенка и воспитывают у него самостоятельность. Он рекомендовал занятия греблей, плаванием, лыжным спортом. К гимнастике Е. А. Покровский относился отрицательно, считая, что гимнастические упражнения не оказывают такого широкого воздействия на организм детей, как игры.

Вопросы физического воспитания детей занимали значительное место в деятельности санитарного врача Е. М. Дементьева (1850—1918). В своих работах «Гимнастика или игры», «Физическое воспитание юношества в отношении к современной системе школьного воспитания» он выступал против чрезмерного увлечения и насаждения в России немецкой и шведской гимнастики, был пропагандистом широкого использования в практике физического воспитания детей народных игр и естественных упражнений. Сборник игр, который опубликовал Е. М. Дементьев, способствовал развитию в России футбола, тенниса и хоккея (с мячом). Гимнастика его не удовлетворила по тем же причинам, что и Е. А. Покровского. Относясь отрицательно к существующей системе воспитания в царской России, Е. М. Дементьев проявлял большую заботу о здоровье народа.

Выдающаяся заслуга в развитии науки о физическом воспитании в России принадлежит профессору П. Ф. Лесгафту. После окончания в 1861 Медико-хирургической академии, защиты диссертаций в 1865 и 1868 гг. и получения ученой степени доктора медицины и доктора хирургии П. Ф. Лесгафт занялся разработкой основ теории развития человеческого организма.

В 1874 г. он опубликовал свою первую статью, в которой рассматривал вопрос влияния естественной гимнастики на организм. Затем по предложению военного министра П. Ф. Лесгафт едет за границу, где в течение двух лет знакомится с постановкой физического воспитания и системой подготовки учителей гимнастики в ряде стран Западной Европы. Зарубежные системы гимнастики (немецкая, шведская) он подверг резкой критике, считая, что они не имеют ничего общего с научными системами и вредны для учащихся школ. В своей работе «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главная задача физического образования в школе» (1876 г.) П. Ф. Лесгафт раскрыл основные задачи физического воспитания. Свои взгляды на процесс физического воспитания он детально изложил в книгах: «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1-я часть—1888 г. 2-я часть — 1901 г.), «Семейное воспитание», «Основы теоретической анатомии» и других, которые до настоящего времени вызывают научный интерес анатомов, физиологов и педагогов физического воспитания. Основные положения этих трудов определили характерные черты системы физического образования, предложенной П. Ф. Лесгафтом.

П. Ф. Лесгафт справедливо считал, что образование включает систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие и в итоге способствует подготовке человека к труду на благо общества. Такое гармоническое развитие можно осуществить лишь при наличии строгого учета возрастных и половых особенностей человека, а также с помощью научно обоснованной системы физического образования, в которой основным средством физического воспитания являются естественные упражнения. К естественным физическим упражнениям он относил 6eг, прыжки, метания, борьбу, игры, экскурсии и простые гимнастические упражнения.

Весь смысл жизни П. Ф. Лесгафт видел в труде и борьбе, постоянном стремлении к совершенствованию организма человека. Считая, что к процессу обучения необходимо подходить сознательно, он рекомендовал при обучении избегать показа физических упражнений, что, по его мнению, заставит учащихся анализировать свои движения, сравнивать и различать их между собой. Процесс физического образования по П. Ф. Лесгафту сводился к тому, что на разных этапах обучения физические упражнения использовались в соответствии с задачами обучения и с учетом возрастных особенностей детей. Одним из первых П. Ф. Лесгафт обратил серьезное внимание на подготовку специалистов физического воспитания. Созданное по его инициативе в 1893 г. Петербургское общество содействия физическому развитию учащейся молодежи проводило занятия по физической культуре, устраивало экскурсии, прогулки, организовывало различные игры, в которых принимали участие дети не только из богатых семей, но из семей мелких служащих, рабочих.

В 1896 г. при Обществе было разрешено открыть Временные курсы для подготовления руководительниц физических упражнений и игр. Преподавание на курсах осуществлялось по системе П. Ф. Лесгафта. В 1905 г. П. Ф. Лесгафт преобразовал Временные курсы в Высшую вольную школу, которая должна была готовить педагогов по физической культуре. Лучшие ученые того времени, прогрессивные общественные деятели читали в этой школе лекции, встречались с молодежью на студенческих и рабочих собраниях. Увидев, какое влияние оказывает школа на передовую молодежь, царское правительство в конце 1907 г. закрыло ее.

П. Ф. Лесгафт не принадлежал ни к одной политической партии. Однако будучи передовым общественным деятелем, ученым и педагогом, он активно боролся за новую школу, за связь физического воспитания с умственным и нравственным воспитанием. Высоко оценивая его выдающуюся роль в создании системы физического образования, нельзя, однако, не видеть ее недостатки. Он не уделял должного внимания истории физической культуры русского народа. Самобытные народные виды физических упражнений, игры, развивающие силу и выносливость, остались незамеченными им. Кроме того, П. Ф. Лесгафт недооценивал значение показа в преподавании физических упражнений, отрицательно относился к спортивным соревнованиям и упражнениям на гимнастических снарядах. Несмотря на эти недочеты, труды П. Ф. Лесгафта представляют огромную научную ценность, а сам он по праву считается одним из основоположников отечественной науки о физическом воспитании.

В начале XX в. заметно усиливается деятельность студенческих спортивных кружков. С 1903 г. активизирует свою работу среди студенчества «Петербургский комитет для оказания содействия молодым людям в достижений нравственного и физического развития». В годы первой русской революции царское правительство приняло решение (март 1906 г.), запрещающее создавать студентам различные общества, в том числе и спортивные кружки. Однако возрастающий интерес к физическому воспитанию и активность студенческой молодежи обеспечили принятие новых институтских и университетских уставов, а также новых «Правил о студентах» (1907 г.), разрешающих создание студенческих кружков.

Первый студенческий спортивный кружок был создан в Петербурге в 1908 г. в политехническом институте. Позднее спортивные кружки появились в Электротехническом институте, Университете, Горном институте и др. В 1911 г. в Петербурге для руководства спортивными соревнованиями студентов города была создана студенческая лига. В Москве действовал студенческий спортивный кружок при Университете, в котором были открыты курсы атлетики и гимнастики. В 1914 г. для координации студенческого спорта в Москве создается Московская студенческая лига.

Надеясь изолировать студенческую молодежь от политической борьбы, Министерство просвещения и Министерство внутренних дел царской России не только разрешали создавать спортивные кружки, но и оказывали некоторым студенческим кружкам материальную помощь. Позднее, убедившись, что спорт не отвлекает студентов от политической жизни и тех волнений, которыми была охвачена вся Россия, чиновники перестали поддерживать спортивные студенческие кружки и выступили с требованием о запрещении их или установлении за ними строгого полицейского надзора.

По степени развития образования царская Россия значительно уступала странам Запада. Современники отмечали, что «такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,— такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» и что подавляющая часть населения страны жила в «каменном веке».

Министерство просвещения практически не принимало каких-либо кардинальных мер, чтобы улучшить постановку физического воспитания в школах страны. В большинстве школ не было ни учителей физической культуры, ни спортивных залов, отсутствовали единые программы обучения. Прогрессивная общественность, ученые, педагоги, врачи выражали беспокойство по поводу низкого уровня развития образования в стране, отсутствия должного физического воспитания.

Особую озабоченность в связи с низким уровнем физической подготовки молодежи стало проявлять военное ведомство. Это объяснялось прежде всего тем, что после поражения в войне с Японией царизм любыми путями стремился восстановить военный престиж России, воспитать молодежь в духе верности самодержавию, подготовить ее к военной службе. Поэтому чиновники из военного ведомства стали создавать различные спортивные, гимнастические и полувоенные организации. Наиболее распространенными формами занятий физическими упражнениями являлись отряды «потешных», скаутов, кружки сокольской гимнастики и др.

Довольно успешно осуществлялась военная и физическая подготовка в полувоенных отрядах «потешных». призванных возродить традиции подобных отрядов Петра I. Одним из организаторов «потешных» отрядов в России был чиновник Министерства просвещения, инспектор народных училищ Бахмутского уезда А. А. Луцкевич, который, обучив детей строю и гимнастике, за короткий срок создал своеобразное военное подразделение. Для пропаганды «ценного почина» Луцкевич со своими «потешными» был приглашен в мае 1910 г. в столицу на смотр. «Потешные» произвели хорошее впечатление на царя и военного министра Сухомлинова, что предрешило дальнейшую судьбу этих отрядов, которые рассматривались как одна из форм милитаризации школы и подготовки учащихся к военной службе. В «потешных» отрядах практиковалась военная муштра, дети механически заучивали строевые упражнения и ружейные приемы. Единых форм и методов физического воспитания в этих отрядах не существовало. Применялись в обучении «потешных» гимнастические упражнения из сокольской гимнастики, дополнявшиеся иногда играми и другими физическими упражнениями. Методика проведения занятий, их содержание строились без учета особенностей детского организма. Против системы воспитания детей и подростков в отрядах «потешных» выступила часть русской интеллигенции, особенно педагоги и врачи. Это привело к прекращению в 1914 г. деятельности отрядов «потешных».

Начиная с 1910 г. в России стали создаваться отряды скаутов из числа учащихся средних учебных заведений. Эта внешкольная форма милитаризации юношества получила широкое распространение во многих странах мира. Для вступления в отряды скаутов требовалось получить разрешение от администрации учебного заведения, заплатить членский взнос, приобрести форму. Все было предусмотрено для того, чтобы в отряды скаутов не попадали дети простого народа. Царское правительство рассчитывало готовить из скаутов впоследствии офицеров и интеллигенцию, верных богу и преданных государю.

В отрядах скаутов юноши должны были пройти политическую, военную и физическую подготовку. Они изучали военное дело, ориентирование на местности, топографию, приемы оказания первой помощи и др. Основным средством физической подготовки скаутов являлись упражнения сокольской гимнастики, легкая атлетика, подвижные и спортивные игры, военизированные походы. Педагогами назначались офицеры, чиновники из Министерства просвещения, специально подготовленные лица, а также скаутмастера из Англии.

Скаутское движение в России активно поддерживалось различными буржуазными обществами и правительственными учреждениями. Так, военное ведомство обеспечивало скаутов формой, выделяло инструкторов, устраивало сборы. По приказу Николая II на русский язык перевели книгу английского генерала Баден-Пауэля «Юные разведчики», а в 1910 г. по приглашению царя Баден-Пауэль посетил Россию. Если отряды «потешных» предназначались, главным образом для детей трудящихся, то отряды скаутов — для детей буржуазии и интеллигенции.

Широкое распространение среди учащихся учебных заведений получила сокольская гимнастика. развитию которой значительно содействовало Военное министерство и Министерство просвещения. Все сокольские кружки в России были объединены в «Союз русского сокольства». В 1914 г. в России состоялся I съезд «соколов», который способствовал не только усилению влияния сокольской гимнастики на молодежь, но и ее распространению. Занятия по сокольской гимнастике проводились в большинстве учебных заведений Министерства просвещения. Одновременно с кружками сокольской гимнастики создавались и другие гимнастические и спортивные организации, всемерно поощрялось создание, вначале в Петербурге и Москве, а затем и в других городах обществ содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ). Эти общества способствовали распространению гимнастики, игр, спорта среди молодежи, издавали учебные пособия по спортивным дисциплинам. Министерство просвещения поддерживало эти общества даже материально, считая, что они являются организациями, которые способны воспрепятствовать «моральной неустойчивости учащихся».

Однако, несмотря на усилия многих учителей, которые добросовестно работали с детьми, старались дать им необходимое физическое воспитание, уровень физического развития молодежи оставался низким. Вопросы улучшения физического воспитания в школах неоднократно обсуждались на различных съездах по вопросам народного образования. Так, на I Всероссийском съезде (1913—1914) по вопросам народного образования передовые педагоги выступили за «создание единой школы, которая бы содействовала физическому, нравственному, эстетическому и умственному развитию детей, готовила бы человека к разумному и честному решению вопросов личной и общественной жизни». На съезде было решено считать основными средствами физического воспитания игры, прогулки, гимнастику, экскурсии. Кроме того, участники съезда указали на необходимость ограничения детского труда на производстве. Однако все эти требования не могли осуществиться из-за недостаточного внимания правительства к вопросам физического воспитания учащейся молодежи, отсутствия необходимого количества квалифицированных кадров.

В целях содействия развитию системы образования, организации повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений и информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса был создан учебно-методический центр в городе Серпухове. УМЦ Серпухов проводит теоретико-методические консультации, занимается исследовательской работой по определению образовательных и методических проблем и их систематизации. В своей практической деятельности УМЦ Серпухов привлекает в качестве консультантов научных работников.

Источник: 30school.ru