Скачать:

Предварительный просмотр:

«Маленькие дети… играют, как птица поет». Эти слова емко и образно  выделяют главное: игра – естественное состояние ребенка, его основное занятие. Принадлежат они Н.К.Крупской, взгляды которой на сущность  игры легли в основу дошкольной  педагогики.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны.

Их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные.

Подвижные игры:

Собственно подвижные: сюжетные, бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Спортивные: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, городки, хоккей.

Но я обратила внимание на то, что народные игры почти исчезли сегодня из детства. Сохранение и возрождение национальной культуры является ныне одной из первостепенных задач. Что бы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.  Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так у меня возникла необходимость в создании кружка русских народных подвижных игр.

Я поставила перед собой задачи:

1.Провести анализ литературы.

2.Определить взаимосвязь физического воспитания с возможностями  народных традиций.

3.Изучить имеющийся опыт.

Свою работу начала с изучения методической литературы. Наряду с  изучением методических новинок изучила подвижные игры, их  организацию. Моей настольной книгой стали «Русские народные подвижные игры»  М.Ф.Литвиновой.

Затем была начата работа по созданию условий для проведения игр: с этой  целью были переоборудованы игровые уголки в группах, продумано их  эстетическое оформление, рациональность расположения игрового  материала.

Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, я рассказываю им об  истории ее создания.

Выяснилось, что детям непросто передавать характерные для некоторых  животных движения. Для этого я старалась побольше рассказывать о  повадках животных  -  персонажах игр, таких, как «У медведя во бору»,  «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк» и т. д. Воспитатели читали вслух сказки, народные  потешки, вместе с детьми мастерили все необходимые атрибуты.

В старших группах, разучивая с детьми игры, рассказывала о разных  народах населяющих Россию, знакомила с историей и традициями этих  народов.

Народные подвижные игры выбирала в соответствии с теми задачами по  физическому воспитанию, над которыми работала в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в  соответствии с рекомендациями программы и на основе принципа сходства  используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач.

Только после этого начал работу кружок «Русские народные подвижные  игры». Я поставила перед собой задачу:

Вызвать у детей интерес к народным играм. Научить самостоятельно их организовывать.

Т.к. игра является основным видом деятельности детей, то при  составлении плана я решила более эффективно использовать подвижные  игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка,  но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемы для детей игры с простым и доступным сюжетом, а  также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных  двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях я  подбирала с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям  детей. Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, метание,  подлезание. Весь игровой материал старалась распределить в определенной  последовательности, с учетом сложности движений.

В период освоения детей с новой обстановкой подвижные игры позволяли  научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на  друга, ориентироваться в пространстве (игра «Пятнашки обыкновенные»).

В дальнейшем я старалась подбирать подвижные игры и игровые  упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее  развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывала,  развитие каких двигательных навыков и умений требует особого  внимания  в данный период.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В  этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, я  приучаю детей действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение  этих задач, прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы  сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснять игру я старалась  эмоционально и выразительно и принимала непосредственное участие в  игре,  проявляла  заинтересованность  действиями детей. Все это помогло   активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и  снова.  Выполняя ту или иную роль в игре, я не только подсказывала, как нужно  двигаться, но и показывала образец правильного выполнения движений.

Так  в  игре « Петушиный бой» показывала, как нужно прыгать на одной ноге и  толкать друг друга плечом, поощряя при этом детей, наиболее удачно  выполняющих движение.

Учитывая, что двигательные возможности старших детей большие, в игре  предлагала каждому поупражняться в движениях. Старалась не  ограничивать пространство для движений. Не сокращать время активных  действий, увеличила дозировку бега и подпрыгиваний в играх.

Дошкольники хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако  наблюдения показали, что интерес детей к игре,  двигательная активность  заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного  времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство  заставило меня более серьезно подходить к варьированию игр.

Для обеспечения интереса детей к подвижным играм необходимо время от  времени вносить изменения в их содержание: усложнять, дополнять  движения и т.д. Различные варианты проведения подвижной игры  предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений  детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Например, всем знакома игра «Хитрая лиса». А варианты у нее могут быть  такие:

    Ведущий дотрагивается до 2-х или 3-х детей, которые становятся водящими. Вводится ограничение для лисы: салить левой рукой. В игру играют не дети, а разные животные: зайцы, утки, медведи и  так  далее, - поэтому двигаться они во время игры должны в соответствии с  образами.

Интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини - сказки  мной  был позаимствован у преподавателя МПГУ Э.Я.Степаненковой. Основными  требованиями к таким мини - сказкам является их образность и  эмоциональность, наличие конкретного содержания игры и четкого сигнала  к началу действия.

Например, для игры «Совушка» сказка может быть такая.

« На лесной полянке часто собирались поиграть зверюшки: зайчата,  медвежата, бельчата. Они бегали, прыгали, лазили - кто, как умел, и всем  было  весело. А в дупле дерева жила совушка - сова. Днем она спала, а  по  ночам вылетала на охоту. Увидит она, что наступила ночь, крикнет: «Ух!» -  и летит за добычей. Услышат зверюшки ее уханье и скорей бегут в домики.  А когда наступает утро, зверята снова прибегают на полянку поиграть».

Очень важным моментом при проведении игры является распределение ролей. Выделить детей на определенные роли можно различными приемами: поручить кому-то роль, выбрать считалкой и др. Чтобы дети не использовали случайно услышанные считалки с отрицательным содержанием, мы разучиваем считалки на занятии в кружке. Кроме этого используем считалки с вопросом, сговорки, жребий, угадывание. Провожу конкурс на лучшую считалку к игре. Такие конкурсы позволяют обогащать знания детей о народных играх, воспитывают вкус, фантазию, развивают чувство ритма, столь необходимое в народных подвижных играх. Был оформлен альбом с самыми любимыми и интересными считалками.

Большое внимание уделяю использованию в народных играх естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек. Поощряю  использование народных игр и в свободной деятельности.

Особое внимание уделяю выполнению детьми правил. Правила имеют большое воспитательное значение. Подчинение правилам воспитывает в ребенке волю, выдержку, умение сознательно управлять своими движениями, затормаживать их.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности.

Источник: nsportal.ru