ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Abstract

AGE PECULIARITIES OF MENTAL PROCESSES IN 3-6 YEARS AGED CHILDREN WITH PHYSICAL EDUCATION'S MEANS

A.S. Dvorkin, professor

Yu.K. Chernyshenko, doctor of pedagogy

Kuban state academy of physical culture, Krasnodar

Key words: children of 3-6 у ears of age, psychological processes, physical education, age development.

The purpose of the study was to analyse the peculiarities of the age rhythm in development of children's mental processes to consider them in the preschool physical education.

The comperative pedagogical experiment was held to reveal the opportunities of physical education means to optimize the conditions of the mental process's development.

The obtained results had allowed to state that there is the opportunity of the effective pedagogical influence on the level of mental processes' development. The tendention of the decreasing in the rates of the mental processes' grouth during this period of a child's ontogenesis had been revealed.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Доктор педагогических наук, профессор А.С. Дворкин

Кандидат педагогических наук, доцент Ю.К. Чернышенко

Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Ключевые слова: дети 3-6 лет, психические процессы, физическое воспитание, возрастное развитие.

В современной психологии утвердилось мнение о том, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление социальной зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза.

При этом обязательным считается соотнесение понятий "развитие личности" и "психическое развитие" (Л.И. Божович, 1972).

Общепризнанным является положение, что личностью следует называл" человека, достигшего определенного уровня психического развитая (Б.Г. Ананьев, 1977; А.М. Матюшкин, 1962; Д.И. Фельдштейн, 1969).

Дошкольный период онтогенеза человека считается одним из наиболее благоприятных для развития психических процессов. Вместе с тем пока еще небольшое количество исследований посвящено проблеме возможности использования средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для психического развития ребенка.

Это в полной мере относится и к научным исследованиям в области физического воспитания. Они малочисленны и, как правило, фрагментарны.

Нельзя не согласиться также с мнением Г. Г. Наталова, (1995) считающего, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане психического развития дошкольников с использованием присущих ему специфических средств и методов.

В контексте рассматриваемой проблемы исследовательский интерес вызывает вопрос, касающийся особенностей возрастных колебаний уровня развития психических процессов, и в частности следующие его аспекты:

а) характеристика возрастных изменений абсолютных значений показателей уровня развития психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия);

б) критические периоды (сенситивные периоды развития психических процессов);

в) наличие половых различий;

г) возрастная динамика темпов прироста психических процессов;

д) возможность оптимизации условий развития психических процессов средствами физического воспитания.

Анализ результатов обследований детей 3-6 лет обнаруживает существование тенденции увеличения абсолютных значений показателей изучаемых психических процессов по мере взросления детей, как мальчиков, так и девочек.

По большинству изучаемых процессов различия между детьми 3-4 и 4-5 лет достоверны. Исключение составляют показатели внимания (дети 3-4 лет), воображения и восприятия (мальчики 4-5 лет).

В возрасте 5-6 лет картина несколько меняется: по характеру мышления, памяти (в обеих половых группах), восприятия (мальчики) различия достоверны, по показателям внимания, воображение (девочки и мальчики), а также восприятия (девочки) - недостоверны.

Таким образом, если при изучении динамики абсолютных значений установлена тенденция к их. увеличению по мере взросления детей, то анализ достоверности различий показателей психических процессов детей смежных возрастов свидетельствует о наличии обратной тенденции: чем меньше возраст, тем больше показателей, имеющих различия (между детьми 3-4 лет - 80% показателей; 4-5 лет - 70; 5-6 лет - 50%).

Анализ данных, характеризующих темпы прироста психических процессов, позволяет сделать несколько обобщений.

Во-первых, по абсолютному большинству .психических процессов в обеих половых группах показатели темпов прироста максимальны в двух возрастных периодах: с 3 до 4 и с 4 до 5 лет. Исключение составляют только способности к восприятию, для которых наиболее благоприятными являются периоды с 5 до 6 и с 6 до 7 лет.

Во-вторых, возрастная динамика показателей темпов прироста психических процессов убедительно подтверждает необходимость их развития с младшего возраста. Установлено, что по всем изучаемым процессам (исключая восприятие) начиная с 4-летнего возраста идет снижение значений показателей, характеризующих темпы прироста.

В-третьих, к старшему дошкольному возрасту значительно снижается количество показателей, достоверно различающихся по темпам прироста между детьми смежных возрастов. Если темпы прироста у мальчиков и девочек 3-4, а также 4 и 5 лет различаются по 9 показателям (90%), то у 5-6-летних детей - лишь по двум (20%).

Следовательно, можно заключить, что наиболее благоприятными для развития психических процессов детей 3-6 лет, по абсолютному большинству показателей, являются два возрастных периода - с 3 до 4 и с 4 до 5 лет.

Большое значение для теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста имеет проблема полового диморфизма. Объективные научные сведения о его наличии или, наоборот, отсутствие самым существенным образом влияют на стратегию и тактику организации физкультурных мероприятий в ДДУ, определяя принципы, задачи, состав средств, методов и методических подходов.

В ходе предварительных обследований установлено, что по исходному уровню мальчики и девочки всех возрастов по всем показателям не отличались друг от друга. Через год картина повторилась, не считая показателя мышления в 4-летнем возрасте, что больше похоже на исключение, подтверждающее правило.

Вместе с тем по темпам прироста различия между девочками и мальчиками более значительны. Из 20 показателей в возрастном диапазоне 3-6 лет достоверны различия по восьми (40%).

Таким образом, по-видимому, можно сделать вывод об отсутствии выраженного полового диморфизма в развитии и темпах прироста психических процессов детей 3-6 лет.

Однако принципиальным остается вопрос о причинах отсутствия половых различий. Является ли это следствием только особенностей дошкольного периода онтогенеза человека?

По нашему мнению, однозначный ответ давать рано. Гипотетически можно предположить, что такая ситуация сложилась и в связи с применением унифицированных задач, средств и методов обучения и воспитания, что, в свою очередь, не дает возможности в полной мере развернуть свои специфические способности не только девочкам, но и мальчикам. Это предположение, по-видимому, еще подтверждается и результатами педагогических наблюдений физкультурных занятий в ДДУ.

Ни в конспектах, ни в ходе проведения проанализированных 80 занятий в различных возрастных груп-пах не было установлено половой дифференцировки задач, средств и методов обучения и воспитания.

Полученные результаты позволили перейти к решению проблемы развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания.

В ходе сравнительного педагогического эксперимента предпринята попытка выявить возможности средств физического воспитания для оптимизации условий, необходимых для развития психических процессов (мышления, внимания, памяти, воображения и восприятия) детей 3-6 лет.

Результаты педагогического эксперимента оценивались дифференцирование для девочек и мальчиков. Были подобраны комплексы физических упражнений и подвижных игр, использованные для оптимизации развития психических процессов детей 3-6 лет. Упражнения и подвижные игры проводились во время физкультурных мероприятий (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные занятия, прогулки).

На основании исследования уровня развития психических процессов дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

Мальчики 3-летнего возраста из экспериментальной группы превзошли своих сверстников из контрольной по показателям всех психических процессов, за исключением внимания.

Вместе с тем изучение внутригрупповых изменений показывает, что в контрольной группе также произошли достоверные изменения по показателям мышления, памяти, воображения и восприятия, что, видимо, обусловлено особенностями генотипического развития и результатами стихийного обучения и воспитания.

Девочки 3-летнего возраста из экспериментальной группы также превзошли своих сверстниц по показателям всех психических процессов, кроме внимания.

В контрольной группе установлены достоверные изменения по показателям памяти, воображения, восприятия.

Наибольшие темпы прироста в экспериментальных группах выявлены у детей обоего пола по показателям воображения, восприятия и памяти.

В 4-летнем возрасте результаты мальчиков из экспериментальной группы достоверно выше аналогичных показателей детей из контрольной группы по характеристикам мышления, памяти и восприятия.

В контрольной группе в течение шести месяцев достоверные изменения произошли по показателям мышления, внимания, воображения и восприятия.

Четырехлетние девочки из экспериментальной группы опередили своих сверстниц из контрольной по показателям мышления (р < 0,01), внимания (р < 0,05) и памяти (р < 0,05).

Среднегрупповые показатели девочек из контрольной группы в ходе естественного генотипического развития выросли по показателям внимания (р < 0,05), воображения (р < 0,01) и восприятия (р < 0,05).

Наибольшие темпы прироста в экспериментальных группах у мальчиков: по показателям воображения (33,87%), восприятия (20,64%) и внимания (14,80%); у девочек: по показателям восприятия (20,62%), воображения (17,82%), мышления (13,15%).

В 5-летнем возрасте количество показателей, по которым мальчики из экспериментальной группы на достоверном уровне опередили детей из контрольной, сократилось до трех: мышления (р < 0,05), внимания (р < 0,05) и восприятия (p< 0,01).

Девочки из экспериментальной группы только по показателям воображения не сумели превзойти сверстниц из контрольной (р > 0,05

Обращает на себя внимание уменьшена абсолютных значений темпов прироста (исключая восприятие) по сравнению с аналогичными характеристиками детей 4 и особенно 3 лет.

В 6-летнем возрасте как у мальчиков, так и у девочек установлены идентичные результаты. Дети из экспериментальных групп превзошли своих сверстников по трем показателям: мышления, внимания и памяти.

Так же, как и в предыдущем возрасте, заметно уменьшился процент прироста показателей психических процессов у детей обоего пола в экспериментальных группах.

Таким образом, в ходе педагогического эксперимента выявлена возможность результативного педагогического воздействия средствами физического воспитания на уровень развития психических процессов, установлено наличие тенденции к уменьшению показателей темпов прироста большинства психических процессов по мере взросления детей обоего пола, отмечено достоверное увеличение показателей уровня развития психических процессов детей контрольных групп в ходе генотипического развития и стихийного обучения и воспитания:

- 3 года - мышления, памяти, воображения, восприятия (мальчики); памяти, воображения, восприятия (девочки);

- 4 года - мышления, внимания, воображения, восприятия (мальчики); внимания, воображения, восприятия (девочки);

- 5 лет - воображения, восприятия (мальчики и девочки);

- 6 лет - воображения, восприятия (мальчики и девочки).

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!

Источник: lib.sportedu.ru