НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

В.Бальсевич

Российская государственная академия физической культуры,

Москва, Россия

Одним из основных противоречий современных систем физического воспитания школьников является несоответствие его нынешних форм и содержания новым представлениям о требованиях индивидуально и личностно приемлемых методах и организации процесса освоения ребенком и подростком ценностей физической культуры в согласии с известными закономерностями возрастного развития его физического, духовного и нравственного потенциала и его личными требованиями и установками.

В существующих ныне формах организации учебно-воспитательного процесса на уроках физического воспитания игнорируются основные требования современной социально-психологической парадигмы отношения к ученику, как свободной личности, имеющей право на свободный выбор как вида занятий физическими упражнениями, так и на их формы и индивидуально и желаемый и приемлемый результат.

Даже новые либерализованные программы физического воспитания (В.И.Лях, А.П.Матвеев) предоставляют свободу выбора руководителям и учителям. Они теперь могут с известной гибкостью решить, чем должен заниматься ученик на уроках физической культуры. При этом разные по возрасту (реальному, а не календарному) дети по-прежнему формально объединяются в один класс, несмотря на различия в уровне подготовленности, физических способностей, интересов, притязаний и т.п.

Особая роль проектирования региональных и локальных систем физического воспитания состоит в том, чтобы, исходя из реальных условий региона, города, села или школы, предложить такие формы организации и обеспечения эффективности физического воспитания, которые способствовали бы преодолению вышеупомянутого основного противоречия ныне существующей системы физического воспитания школьников.

В концептуальном плане инновационное проектирование региональных и локальных систем физического воспитания могло бы опираться на следующие методологические принципы:

- форма организации процесса физического воспитания учащихся должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения каждым из них ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности;

- в процессе физкультурного воспитания должны обязательно использоваться современные технологии спортивной, кондиционной и оздоровительной тренировки учащихся, осуществляемой в тесном единстве с их моторным обучением;

- ведущим направлением организации физического воспитания должно быть объединение в учебно-тренировочные группы учащихся относительно однородных по интересам, потребностям, притязаниям, уровню физической подготовленности, типологическим особенностям морфо-функционального статуса и степени биологической зрелости;

- инновационные преобразования в физическом воспитании должны осуществляться постепенно и поэтапно, обеспечивая вначале создание экспериментальных параллелей классов, затем школ, работающих по инновационной программе, затем объединений нескольких школ, кооперирующих свои ресурсы для полномасштабной реализации программы;

- освоение результатов инновационного проектирования в физическом воспитании школьников не может быть предметом декретирования, административного навязывания новых педагогических технологий, но обеспечиваться информационной, организационной и кадровой поддержкой педагогических коллективов, готовых к прогрессивным преобразованиям в сфере физического воспитания школьников.

Источник: lib.sportedu.ru