Скачать:

Физическое воспитание в образовательном учреждении……………………. 3

1.1 Организация физического воспитания……………………………………….3

1.2 Управление деятельностью по физическому воспитанию………………….5

Анализ урока физической культуры……………………………………………..8

2.1 Схема анализа урока физической культуры………………………………….8

2.2 Методика системного анализа и оценки эффективности урока физической культуры………………………………………………………………………………12

Внеклассная работа в образовательном учреждении…………………………. 16

3.1 Организация внеклассной работы ……………………………………………16

3.2 Агитация и пропаганда физической культуры………………………………19

4.Заключение………………………………………………………………………….22

5.Список литературы…………………………………………………………………………….23

6. Приложения.

Введение

Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни.

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных умений и навыков, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.

Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником. Он должен на хорошем уровне проводить уроки, обеспечивать подготовку и выступление школьных команд в различных соревнованиях (внутри школы и за ее пределами), чтобы принять участие могли почти все учащиеся. Учитель физической культуры также должен организовать занятия в различных спортивных секциях во внеурочное время, проявлять заботу об укреплению спортивной материальной базы. В повседневной работе учитель нуждается в методическом пособии, в котором он смог бы найти ответы на интересующие его вопросы. Думается, что данные методические разработки в какой-то степени помогут найти ответы на вопросы.

Методические разработки состоят из четырех глав и приложений. В первую главу включены общие вопросы по физическому воспитанию: цели, задачи, организация и управление. Знание этих вопросов поможет учителю более точно организовать свою деятельность.

Главным моментом в работе учителя физкультуры был и остается урок, как основная форма физического воспитания в школе. Во второй главе рассматриваются различные подходы анализа урока физической культуры с точки зрения содержания, типов уроков, способов организации деятельности учащихся. Особое внимание уделено в этой главе вопросу методики системного анализа и оценки эффективности урока физкультуры. Данная методика позволяет более точно оценить урок. Не менее важны при подготовке учителя к уроку знания по вопросам организация домашнего задания. В этой же главе представлены рекомендации по выполнению упражнений недельного двигательного режима. а также различные подходы в организации. Особое внимание в этой главе уделяется вопросу контрольной деятельности учителя физической культуры. В данной работе предлагаются методы и критерии оценки знаний и техники выполнения двигательного действия в текущем учете успеваемости.

В третьей главе освещается внеклассная работа как одна из важнейших составляющих системы физического воспитания. В данной главе широко представлены вопросы организации внеклассной работы, ее планирования и учета, а также различных форм агитации и пропаганды физической культуры.

При составлении методических рекомендации были использованы материалы следующих авторов: Ю.Д.Железняк, Л.Б.Кофман, Ю.А.Янсон. Широко использованы материалы журнала «Физическая культура в школе», а также журналов «Практика административной работы в школе», «Справочник руководителя сельской школы».

1. Физическое воспитание

в образовательном учреждении.

1.1. Организация физического воспитания.

Физическое воспитание- неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.

В настоящее время в связи с разрушением целостной государственной поддержки развития массового спорта и физического воспитания, и ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения Правительством России уделяется существенное внимание поиску путей управления здоровья населения и совершенствования физического развития детей и подростков (постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 916). В связи с этими приоритетными направлениями в работе общеобразовательных учреждений являются совершенствование процесса физического воспитания, создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта (приказ Минобразования РФ, Минздрав РФ, Госкомитете РФ по физкультуре и спорту, РАО от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19).

Целью  физического воспитания является всестороннее   физическое развитие личности   обучающегося, укрепление его здоровья и повышение социальной активности.

Данная целевая установка реализуется посредством решения следующих задач:

- формирования потребности обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом, овладения ими знаниями и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;

- повышения физической подготовленности обучающегося, развития функциональных возможностей его организма, совершенствования физических качеств средствами физической культуры;

- расширения двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями повышенной координации и спортивной ориентации, физическими упражнениями корригирующей и оздоровительно-профилактической направленности;

- формирования навыков здорового образа жизни, использования занятий физической культурой в целях организации и профилактики вредных привычек, наркомании, антиобщественного поведения;

- спортивной подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.

Решению задач физического воспитания в общеобразовательных учреждениях способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:

- урочные формы занятий по предмету «физическая культура»;

- дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями;

- занятия лечебной физической культурой, ориентированные на физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления обучающихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры на переменах, «часы здоровья», «спортивные часы»);

- внеклассные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и физической подготовки обучающихся (спортивные кружки и секции, группы ДЮСШ, самостоятельные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);

- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта).

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности. 1)учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно- массовая работа; 4) общешкольные физкультурно- массовые и спортивные мероприятия.

Предмет «Физическая культура», представляя одноименную область общего образования, а также одну из ра, обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоения учащимися.

Цель предмета «Физическая культура»- выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежуточных и текущих результатов учебно- воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, мотивации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тенденцией на взаимодействие учителя и учащихся.

^  Целевая ориентация форм организации физического воспитания в школе

Цель физического

воспитания школы

Цель физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе

Цель внеклассных форм занятий физической культурой и спортом

Цель общешкольных физкультурно-массовыхспортивных

мероприятий

^  Цель предмета

«Физическая культура»

^  1.2. Управление деятельностью по физическому воспитанию.

Управление деятельностью по физическому воспитанию учащихся осуществляется руководителем образовательного учреждения (директором).

^  Примерные должностные обязанности

Директор:

- обеспечивает согласованную работу своих заместителей и других сотрудников учебного заведения и медицинского персонала по организации и проведению учебных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- организует приобретение физкультурного, спортивного оборудования и инвентаря для организации всех форм физического воспитания;

- обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение регулярных медицинских осмотров и врачебно-педагогического контроля, проверок (тестирования) физического состояния обучающихся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состоянию и обслуживанию мест физкультурных занятий обучающихся;

- организует систематический контроль за процессом физического воспитания, эффективным использованием имеющейся базы; ежегодное рассмотрение на педагогическом совете с участием медицинского персонала итогов физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и конкретных мер по укреплению их здоровья;

- обеспечивает соблюдение гигиенического режима в образовательном учреждении.

^  Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

- совместно с учителями физической культуры обеспечивает выполнение учебных программ, планомерность проведения учебных занятий по физической культуре на протяжении всего учебного года;

- осуществляет контроль ведения необходимой документации планирования и учета процесса физического воспитания, обеспечивающих выполнение программных требований и государственного образовательного стандарта;

- обеспечивает условия для организации занятий физическими упражнениями обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья (медицинская группа - третья специальная «А») и дополнительных занятий обучающихся со слабой физической подготовленностью и низким уровнем физического развития;

- координирует деятельность педагогов школы по формированию у обучающихся гигиенических и других знаний, связанных с укреплением здоровья и формированием навыков здорового образа жизни;

- организует проведение оздоровительной гимнастики (физкультминуток, физкультурных пауз), «подвижных» перемен.

^  Заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе:

- организует планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении и внеклассной работы по физическому воспитанию;

- совместно с учителями физической культуры и классными руководителями организует спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную и туристскую работу, обеспечивает активное участие в ней всего педагогического коллектива;

- возглавляет работу по созданию физкультурно-спортивных клубов по интересам обучающихся;

- оказывает помощь учителям физической культуры в подготовке общественного физкультурного актива и проведении работы по пропаганде физической культуры и спорта среди обучающихся и их родителей.

^  Учитель физической культуры:

- совместно с педагогическим коллективом и с помощью общественных организаций образовательного учреждения проводит работу по физическому воспитанию, развитию спорта и туризма среди обучающихся;

- несет ответственность за выполнение комплексной программы физического воспитания и обеспечение базового уровня физической подготовленности обучающихся, предусмотренного государственным образовательным стандартом;

- осуществляет формирование общего плана (программы) работы по физическому воспитанию обучающихся и совместно с руководителем образовательного учреждения определяет перспективы и направления развития физической культуры и спорта в учебном заведении;

- планирует, организует и проводит уроки, факультативные и внеурочные занятия по физическому воспитанию;

- совместно с медицинским работником и классными руководителями проводит контрольные (тестовые) испытания по определению уровня физической подготовленности обучающихся;

- проводит работу по контролю за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения;

- совместно с учителями других предметов организует физкультурные паузы на уроках и производственных занятиях, «подвижные» перемены;

- составляет и знакомит учителей и воспитателей групп продленного дня с комплексами оздоровительных упражнений, готовит для них инвентарь и оборудование;

- организует учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях в физкультурных кружках;

- проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с регулярным участием в них всех школьников;

- руководит сборными командами образовательного учреждения в ходе их участия в различных соревнованиях;

- проводит работу по оборудованию и поддержанию в соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом;

- осуществляет приобретение спортивного инвентаря, обеспечивает правильную его эксплуатацию, хранение и уход за ним;

- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой;

- проводит индивидуальные занятия с отстающими обучающимися, в том числе уроки с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе «А»;

- оказывает организационную и методическую помощь воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, всем педагогам и физкультурному активу в проведении занятий по физической культуре и в организации соревнований;

- проводит подготовку общественного физкультурного актива из числа обучающихся, учителей и родителей для работы в образовательном учреждении;

- ведет установленную отчетность по физической культуре и спортивно-массовой работе.

- готовит к урокам необходимый спортивный инвентарь и оборудование;

- ведет учет имеющегося спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения и наглядных пособий и участвует в их приобретении;

- выделяет воспитателям группы продленного дня спортивный инвентарь для проведения «спортивного часа»;

- готовит перечень инвентаря, требующего ремонта;

- участвует в оповещении учащихся о различных физкультурно-спортивных мероприятиях.

^  Педагог дополнительного образования:

- осуществляет работу по дополнительному физкультурному образованию учащихся;

- комплектует учебно-тренировочные группы, принимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения;

- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения);

- участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения;

- отвечает за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения занятий по дополнительному физкультурному образованию, соблюдение на них правил техники безопасности;

- организует участие школьников в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;

- оказывает консультативную помощь родителям и педагогическим работникам.

^  Классный руководитель:

- добивается вместе с родителями соблюдения обучающимися режима дня и правил гигиены, выполнения ими утренней гимнастики;

- обеспечивает выполнение гигиенических требований при проведении учебных занятий;

- разрабатывает и реализует планы спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, организует и представляет класс во всех спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях образовательного учреждения;

- проводит с помощью спортивного актива и закрепленного за классом учителя физкультуры спортивные мероприятия;

- содействует вовлечению обучающихся в занятия спортивных секций, кружков и групп учебного заведения;

- совместно с учителем физкультуры и медицинским работником участвует в проведении тестовых испытаний обучающихся по физической культуре, следит за динамикой изменений их физического развития и подготовленности, участвует в подготовке предложений по совершенствованию физического воспитания обучающихся.

^  Воспитатель группы продленного дня:

- следит за выполнением учащимися режима дня и правил личной гигиены во время пребывания их в группе продленного дня;

- организует ежедневные физкультурные занятия в группе продленного дня (спортивный час);

- проводит физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, игры во время прогулок;

- содействует выполнению учащимися домашних заданий по физической культуре.

^  Учитель, преподающий общеобразовательные предметы:

- осуществляет межпредметные связи между преподаваемыми им учебными дисциплинами и физической культурой;

- проводит физкультминутки (физкультпаузы) на своих уроках, следит за осанкой учеников во время уроков и гигиеническим состоянием класса (кабинета, мастерской), в котором проводятся занятия;

- участвует в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований в школе.

^  Педагог - организатор:

- организует физкультурные мероприятия, входящие в содержание работы детской организации;

- принимает участие в подготовке обучающихся к физкультурным соревнованиям, дням здоровья, физкультурным праздникам, конкурсам, спортивным играм типа «Стартов надежд» и другим физкультурным и спортивным мероприятиям;

- содействует вовлечению детей в спортивные секции, подбирает спортивных вожатых (физкультурный актив) для выполнения общественных поручений.

^  Медицинский персонал образовательного учреждения:

- организует совместно с администрацией образовательного учреждения практические занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;

- участвует в проведении (не реже двух раз в учебном году) тестовых испытаний физического развития и подготовленности обучающихся;

- принимает участие в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий;

совместно с учителями физической культуры не реже одного раза в году готовит для обсуждения на педагогическом совете материалы, характеризующие состояние работы по укреплению здоровья учащихся.

2. Анализ урока физической культуры.

^  2.1. Схема анализа урока физической культуры.

Предмет «физическая культура» - одна из форм организации физического воспитания.

Анализ урока физической культуры   - необходимый момент в комплексе мер, направленных на повышение педагогической квалификации учителя и улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура».

Цель анализа урока может быть различной. Одна из доминирующих целей- знакомство с работой учителя, контроль за качеством реализации ГОСа по предмету «Физическое состояние преподавания физической культуры», повышение уровня частнодидактической подготовленности учителя. При посещении урока и его последующем анализе определяются положительные и отрицательные стороны в организации и проведении урока. Каждый учитель обязан знать методы анализа урока по своей дисциплине и уметь их использовать в работе.

^  Метод педагогического наблюдения   - один из самых распространенных в практике анализа урока физической культуры и одновременно это метод исследования.

Педагогическое наблюдение как метод анализа урока физической культуры - это целенаправленный и планомерный процесс сбора, обобщения и оценки информации о характере деятельности учителя и учащихся путем прямой и непосредственной регистрации показателей, которые в совокупности отражают изучаемое явление (обучение, воспитание, развитие, оздоровительное влияние на учащихся).

^  Схема анализа урока

1. Качество  (содержание) плана  (плана-конспекта или конспекта) урока:

- место урока в структуре учебно-воспитательного процесса по дисциплине;

- наличие цели и задач, их взаимосвязь с целями и задачами предшествовавшего и последующего урока;

- соответствие места проведения цели и задачам;

- освещение в плане содержания урока;

- соответствие содержания учебной программе для данного возраста учащихся (класса);

- рациональность форм организации деятельности учащихся

- степень готовности учителя (внешний вид), состояние места проведения урока, оборудования и инвентаря (их соответствие гигиеническим нормам).

2. ^  Начало урока; своевременность начала.  |

3. Проведение урока:

а) вводная часть (мин): I

- организация класса к началу урока (характер построения, умение управлять вниманием и дисциплиной);

- четкость сообщения задач урока и их доступность для учащихся;

- правильность названия, объяснение упражнений с учетов возраста учащихся;

- умение четко и красиво показывать упражнения;

- выбор места преподавателем, рассредоточение внимания на весь класс;

- своевременность замечаний, указаний по ходу выполнения упражнений;

- работа по формированию осанки;

- соответствие нагрузки подготовленности школьников;

- регулирование нагрузки с учетом пола и возраста учащихся;

б) основная часть (мин):

- работа над правильным дыханием;

- владение методом показа на уроке;

- использование словесных методов на уроке, терминологическая грамотность;

- соответствие объяснения возрасту учащихся;

- взаимосвязь методов обучения, используемых учителем, и их соответствие цели и задачи урока;

- характеристика метода упражнения (в целом, по частям, комбинированный) и результативность его использования, его влияние на развитие двигательных качеств учащихся;

- использование соревновательного, игрового метода, а также различных методов самостоятельной работы учащихся на уроке физической культуры;

- образовательная ценность урока;

- исправление ошибок;

- современность и ценность указаний;

- привлечение учащихся к анализу своих движений;

- активизация познавательной деятельности класса;

- контроль за работой отделений (групп);

- соответствие нагрузки месту проведения, условиям урока и особенностям занимающихся;

- учет внешних признаков утомления;

- оздоровительная ценность урока;

- умение провести игру: объяснить, показать, судить, определить результат;

- связь игры с содержанием урока;

- воспитательное значение игры;

- проверка и оценка знаний учащихся;

- организация текущего учета успеваемости;

- применение домашних заданий и их проверка;

в) заключительная часть (мин):

- соответствие заключительных упражнений содержанию урока;

- подведение итогов;

- завершение урока, уход учащихся;

- своевременность окончания урока (причины задержки учащихся на перемену);

- воспитательная ценность урока.

4. ^  Оценка и анализ деятельности учащихся:

- интерес к уроку в целом и к упражнениям;

- учебная дисциплина (причины ее нарушения);

- отношение к учителю и уроку физической культуры;

- выполнение указаний и распоряжений учителя;

- познавательная активность, сознательность, инициативность.

- оценка выполнения упражнений школьниками;

- выполнение ими обязанностей старосты и дежурного, руководителей групп, помощников учителя, судей, физорга класса.

5. ^  Характеристика и оценка деятельности учителя на уроке:

- руководящая роль (уверенность, настойчивость, внимательность, чуткость, требовательность. манера держаться, управлять учащимися во время передвижений и перестроений);

- внешний вид (опрятность одежды, подтянутость, осанка);

- речь (командный голос, правильность команд);

- взаимоотношения с учащимися (стиль управления взаимодействием с коллективом класса, педагогический такт);

- индивидуальный подход к учащимся (активным, пассивным, уверенным, неуверенным, успевающим, отстающим):

- проведение воспитательной работы на уроке (формирование внимания и интереса к упражнениям, дисциплины, смелости, упорства, решительности, силы воли, мужества, толерантности, культуры межличностного общения, товарищества, коллективизма и др.);

- умение использовать на уроке методы нравственного воспитания (разъяснение, убеждение, наказание и др.), их целесообразность и эффективность;

- работа по воспитанию физкультурного актива класса;

- работа с учащимися по установке и уборке снарядов, раздаче и сбору инвентаря, проведение построений и перестроений во время урока;

- установление типа и вида урока, определение степени соответствия его содержания и структуры классификационным особенностям (как осуществлена взаимосвязь частей урока).

6. ^  Выводы и предложения  (в какой мере удалось учителю выполнить задачи и достичь цели урока).

При проведении уроков физической культуры необходимо учесть следующие моменты:

в начале урока. прежде чем что-то делать, нужно четко, внятно и кратко объяснять детям, что вы от них хотите (сообщение триединой цели урока); перед выполнением упражнений, необходимо детям объяснять: как, куда/где, сколько;

в основной части урока деятельность ученика должна строиться по принципу: не умел – научился – применил;

заключительная часть - связующая со следующим уроком (как закончился урок, так начнется и следующий в этом классе)  

^  Различают несколько типов уроков.

Уроки здоровья (оздоровительные) – в основном это уроки в начальной школе. Главная задача этих уроков - закаливание. Большая их часть должна проходить на воздухе.

Образовательные уроки (обучающие). на которых формируются определенные навыки после теоретического изучения.

Тренировочные уроки (совершенствования). на которых с помощью различных приемов и методов закрепляются и совершенствуются навыки.

Контрольные уроки- уроки- зачеты, проверки ЗУН.

При этом учитель может использовать следующие методы:

Источник: nsportal.ru