Т.Ф. Лесгафт - основоположник отечественной системы физического образования

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА 4

2. СОЗДАНИЕ В РОССИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ) 9

3. СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ П.Ф. ЛЕСГАФТА 12

3.1. Физического образования детей школьного возраста 12

3.2. Курсы П.Ф. Лесгафта 17

3.3. Создание Вольной высшей школы 20

3.4 Критика системы физического образования П.Ф. Лесгафта 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

ЛИТЕРАТУРА 25

ВВЕДЕНИЕ

П.Ф. Лестгафт – основоположник физического образования в России. Среди многочисленных заслуг П.Ф.Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают, созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог-практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ – начале ХХ в.

Многое в трудах П.Ф. Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов (сторон) воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья «О физическом образовании в профессиональной школе» и другие сохранили свою научную значимость и могут быть весьма полезны современным педагогам, педагогической общественности и родителям.

1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Создание отечественной системы физического образования не¬разрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837—1909).

Выдающийся представитель русской педагогики кон¬ца XIX — начала XXв. Петр Францевич Лесгафт в истории развития педагогической мысли России зани¬мает особое место.

П. Ф. Лесгафт родился в Петербурге 21 сентября 1837 г. в семье ювелира. После трех классов гимназии отец отдал его на выучку к аптекарю. Возможно, в ка¬кой-то мере это обстоятельство определило интерес мальчика к лечению людей и повлияло на выбор профес¬сии врача. Закончив гимназию с серебряной медалью в 1856 г. Лесгафт поступает в Санкт-Петербургскую ме¬дико-хирургическую академию. Здесь он занимается химией, анатомией, медициной, увлекается педагогикой. В медицинских кругах его впоследствии стали называть «поэтом анатомии». Под влиянием демократического движения 60-х гг. уже в студенческие годы молодой Лесгафт формируется как общественный деятель и ученый – новатор.

В 1861 г. Лесгафт окон¬чил академию и остался там же работать преподавателем анатомии и врачом-патолого¬анатомом. В 1865 г. он блестяще защитил диссертацию на степень доктора медицины, а через три года — вторую диссертацию, на степень доктора медицины и хирургии.

В период с 1868 по 1871 г. Лесгафт работал в Казанском уни¬верситете. Здесь к нему приходит слава прекрасного лектора, активного поборника женского медицинского образования, бор¬ца за справедливость. Однако в 1871 г. Лесгафт вынужден был навсегда покинуть Казань, так как был уволен из университета. Дело в том, что Лесгафт написал статью в «Санкт-Петербург¬ские ведомости» о нарушениях педагогической этики рядом про¬фессоров университета. В результате министр народного образо¬вания издал распоряжение о его увольнении и лишении права преподавания. В знак солидарности с Лесгафтом, с его справед¬ливыми требованиями семь ведущих профессоров оставили уни¬верситет.

Лесгафт вернулся в Петербург и частным образом руководил кружком по анатомии при Военно-медицинской академии.

Идея всестороннего изучения человеческой личности все больше увлекала П. Ф. Лесгафта. Он приступил к сбору материалов для новой обширной работы «Задачи антропологии и методы ее изучения», в которой подчер¬кивал, что «познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строе¬ние и отправления его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как фи¬зических, так и нравственных».

С 1874 г. он ведет занятия по гимнастике во Второй петербург¬ской военной гимназии. Спустя несколько месяцев директор гим¬назии, убедившись в высоком педагогическом мастерстве, увле¬ченности и энергичности Лесгафта, предложил ему перейти на постоянную службу в Главное управление военно-учебных заведе¬ний чиновником для особых поручений.

По заданию Военного министерства он в течение двух лет в каникулярное время изучает опыт физического развития и подго¬товки специалистов по гимнастике в Западной Европе, побывав в 26 городах 13 стран. В 1876 г. Лесгафт делает отчет «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы». Работу в качестве врача-консультанта во Врачебно-гимнастическом заведе¬нии доктора А. Г. Берглинда и изучение зарубежных систем физи¬ческого воспитания можно считать основными обстоятельствами начала работы Петра Францевича над теорией и практикой физи¬ческого образования.

В практическом плане ему удалось добиться лишь организации в 1877 г. двухгодичных учебно-гимнастических курсов для офице¬ров при Второй военной гимназии. Программа курсов включала в себя антропологию, анатомию, физиологию, гигиену, теорию те¬лесных движений, методику гимнастического искусства, матема¬тику, физику, химию, а также практические дисциплины: гимна¬стику, фехтование, плавание, игры и ремесла. При должной под¬держке курсы могли перерасти в институт, но этого не произош¬ло, и дело свелось к подготовке лишь 14 человек. А новый военный министр — генерал П. С. Ванновский — и вовсе закрыл курсы.

В 1878 г. Груберу, наконец, удалось вернуть своего лучшего ученика в академию, где он проработал 6 лет в должности пато¬логоанатома. Консервативная администрация и профессура недо¬любливали Лесгафта за острый язык, смелые взгляды, бес¬компромиссность и втайне завидовали его необычайной попу¬лярности среди молодежи и блестящим лекторским способно¬стям, могучему аналитическому уму, логике и последовательно¬сти научных поисков. Следствием всевозможных интриг стало то, что при избрании на преподавательскую должность Лесгафт не набрал необходимого числа голосов и лишь через 2 года получил место приват-доцента в Петербургском университете, в котором проработал 10 лет.

Кроме университетских лекций Лесгафт читал лекции по ана¬томии на Рождественских курсах, а также у себя на дому. Он ни¬когда не брал денег за свои врачебные консультации, жил на сред¬ства, которые получал за преподавательскую работу, и гонорары за изданные книги и до самого последнего года жизни не брал извозчика, а по железной дороге всегда ездил в третьем классе. Весь свой досуг, праздничное и каникулярное время он отдавал ученикам и больным. По праздникам совместно с учениками он посещал заводы, фабрики, больницы.

По словам Лесгафта, вся его жизнь была отдана сту¬денческой молодежи. «Запретить мне преподавать, ли¬шить меня общения с молодежью — значит лишить меня самого дорогого, что у меня есть»,— писал он.

Поэтому, когда осенью 1886 г. ему предложили читать лекции по анатомии в Петербургском университете, он с радостью согласился. Эта работа вновь дала ему возможность общаться с молодежью, направить все свои силы на изучение «живого человека». Недаром впослед¬ствии один из его учеников писал, что «. анатомия Лесгафта превращалась в познание человека во всех слож¬ных его взаимоотношениях с окружающей жизнью».

Летом Лесгафт обычно уезжал на Волгу, в имение Красное близ Рыбинска. Имение принадлежало знакомому генералу, предложившему Лесгафту для проживания маленький домик, в котором рань¬ше жил мельник. Уезжал он туда, как правило, со своими ближай¬шими учениками.

Живя в деревне, Лесгафт был занят главным образом лечением больных крестьян, которые стекались к нему толпами даже из со¬седних губерний. Каждый день с утра он принимал до сотни боль¬ных. Нередко больные крестьяне приезжали к нему и в Петербург. По вечерам все его ученики и ученицы собирались перед его до¬миком на большой лужайке, где устраивались всевозможные игры и гимнастические упражнения.

В 1893 г. произошел неожиданный и радостный как для самого Лесгафта, так и для его многочисленных учеников случай. После очередной лекции его ученик И. Сибиряков, сын богатого золото¬промышленника, предложил своему учителю в полную собствен¬ность 200 тыс. рублей и большой дом стоимостью в 150 тыс. рублей. В октябре 1894 г. эти средства позволили открыть Биологическую ла¬бораторию — научный центр для проведения экспериментальных работ по анатомии, физиологии и другим естественным наукам.

Научная деятельность педагога была тесно связана с его общественной работой. В 90-е гг. XIX в. П. Ф. Лесгафт много внимания уделяет разработке и популяри¬зации своей системы физического образования. Через созданные им и его учениками Общества содействия физическому развитию устраивает детские площадки для игр, катки для детей и взрослых в Петербурге и других городах России. На средства, собранные учениками, при поддержке передовой русской общественности Лесгафт основывает ряд научных и учебных заведений. Так, в 1896 г. Лесгафтом были организованы курсы воспитательниц и руководительниц физического обра¬зования, которые представляли собой частное высшее учебное заведение. Это было первое в России и в мире высшее женское учебное заведение, готовившее специа¬листов по физическому воспитанию. Здесь преподава¬лись естественные, математические, а позднее и гумани¬тарные науки. Эти курсы неоднократно закрывались царскими властями, но вновь возрождались и сущест¬вовали до последних лет жизни П. Ф. Лесгафта.

Скончался П. Ф. Лесгафт 11 декабря 1909 г. в Египте, где находился на лечении. Похоронен на литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге.

Список литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М. Физкультура и спорт, 1990 г. – 235с.

2. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М. Академия, 2001. – 312с.

3. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М. Физкультура и спорт, 1988 г. - 186с.

4. Кенеман А.В. Хухлаева Д.В. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста. – М. Просвещение, 1978. – 272с.

5. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М. Физкультура и спорт, 1998 г. - 146с.

6. Лестгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста, Т.2. – М. АПН РСФСР, 1952.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М. Физкультура и спорт, 1991 г. - 211с.

8. Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов. - М. Физкультура и спорт, 1997 г. - 235с.

9. Столбов В.В. История физической культуры. – М. Просвещение, 1989. – 288с.

10. Сулейманов И.И. и др. Общее физкультурное образование: Учебник. Том 1. Школьное физ¬культурное образование. Часть 3. – Омск: СибГАФК, 1999 г. - 128с.

11. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М. Физкультура и спорт, 1997 г. – 105с.

12. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М. Физкуль¬тура и спорт, 2000 г. - 348с.

Выдержка из работы

3.1. Физического образования детей школьного возраста

Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были опреде¬лены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последо¬вательность слова и дела, отсутст¬вие произвола, насилия и угнетения.

Особое внимание Лесгафт обра¬щал на использование народных игр. Он видел в них большое вос¬питывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свобод¬ных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время.

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.

В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.

П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».

В двухтомном труде «Руковод¬ство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 и 1901) П. Ф. Лесгафт науч¬но обосновал содержание, средства и методы физического вос¬питания в школе. В основу системы физического образования он положил дидактические прин¬ципы сознательности, наглядности, активности, доступности, постепен¬ности и последовательности, кото¬рые следовало неукоснительно соб¬людать при занятиях физическими упражнениями. Осно¬вываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, он разра¬ботал классификацию фи¬зических упражнений и игр, состоявшую из четырех основ¬ных отделов.

В первый вошли прос¬тые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями) и слож¬ные (ходьба, бег, метания). Следовало научить ре¬бенка основным необходимым движениям: правильно бегать, пры¬гать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов — 7 — 12 лет.

Второй отдел состоял из упражнений с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метание деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазанье и др.). Применялись упражнения с более высо¬кой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудно¬сти: увеличение веса предметов, умение бежать не только пра¬вильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражне¬ния назывались сложными или упражнениями с увеличивающим¬ся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12—15 лет.

В третьем были представле¬ны упражнения, связанные с изу¬чением пространственных и времен¬ных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыж¬ки на определенное расстояние и т. п.). Этот этап физического образования Лесгафт называл пе¬риодом обучения управлению движениями по времени их выпол¬нения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в про¬странстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних услови¬ях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста — 15—18 лет.

Четвертый отдел включал в себя систематические упражнения в виде сложных действий (игры простые и сложные, плавание, бег на коньках и на лыжах, фехтова¬ние, походы и экскурсии).

Для проверки приобретенных умений и их закрепления исполь¬зовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях.

В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому вос¬питанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так:

— для младшего возраста (7—12 лет): 25% времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25 % — ходьбе, бегу

и метаниям и 50% — играм (главным образом — одиночным);

— для среднего возраста (12—15 лет): одна треть — элементар¬ным и сложным движениям с бегом, одна треть — прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе,

одна треть — играм (главным образом со сложными двигательными заданиями);

— для старшего возраста (15—18 лет): 50% времени урока от¬

водилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% — движениям с

отягощениями, 25% — играм.

Лесгафт, как и Г. Демени, считал, что система должна состо¬ять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических уп¬ражнений, игр, экскурсий. Он был противником снарядовой гим¬настики.

В методике проведения занятий по физическому образованию можно выделить следующие особенности. В основу физического образования должна быть положена связь физического и духов¬ного: «Между умственным и физическим развитием человека су¬ществует тесная связь. Умственный рост и развитие требуют со¬ответствующего развития физического».

В своих трудах Лесгафт уделил большое внимание методам обучения физическим уп¬ражнениям. Он впервые в Рос¬сии создал учение о методах «слова» и «показа» в процессе физического воспитания. Ученый требовал, чтобы каждое упражнение было предвари¬тельно четко и кратко объяснено. Ученики, в свою очередь, должны были выполнять упражнения осоз¬нанно, а не механически. Лесгафт не отрицал показа, но считал, что его надо применять после того, как упражнение осознано занимающи¬мися.

Лесгафт стремился через ощущения и их проверку создать пра¬вильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и т. п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба, цилиндра и т. п. Предпочте¬ние отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то преподаватель должен был его образцово продемонстри¬ровать. Ученики, освобожденные от урока, должны были присут¬ствовать на нем и зрительно усваивать упражнения. На уроке тре¬бовалась тишина, даже во время игр. Лесгафт осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: «. Кто шумит — выходи вон из игры и жди, пока она закончится. », положительно отно¬сился к подвижным играм, которые подбирались в соответствии с целью занятия, отрицал применение гимнастических снарядов и массажа, так как они «. дают вредные добавочные раздражители».

П. Ф, Лесгафт писал: «Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически—он не сумеет применить данный метод к частному случаю».

Опытные воспитатели старших групп, используя, в процессе обучения приемы словесного задания, стремятся вызвать в представлении ребенка образ того движения, которое он должен выполнить. Например, воспитатель говорит: «Вы все будете поднимав флажки вперед-вверх. Выпрямитесь и посмотрите на них, а затем разведете руки в стороны и опустите их со словом «вниз». Изменяя интонацию, воспитатель подчеркивает опорные моменты упражнения (поднять вперед-вверх, посмотреть на них, развести в сторо I ны). Это создает возможность предварительной ориентировки в условиях выполнения задания без наглядного показа. Таким образом, у детей создается представление о движении, что и в какой последовательности они должны выполнить. Этот момент является исходным и чрезвычайно важным. Он обеспечивает правильности выполнения детьми упражнения.

Источник: geum.ru