Сохранение и укрепление здоровья детей - важнейшая цель и задача физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.

Основным фактором, влияющим на здоровье человека, определяющим его состояние, является здоровый образ жизни. Это наиболее действенный фактор, основа профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит в последующем образ жизни взрослого человека.

Известно, что здоровье определяется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и гармоничным физическим развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей.

Физическое развитие — комплекс морфо-функциональных показателей, которые тесно связаны с физической работоспособностью и уровнем биологического состояния индивидуума в данный конкретный момент времени. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма.

С ростом ребёнка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время проявления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития физических качеств, без которых оно не может быть выполнено.

Физические качества – это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно – силовые и временные характеристики движения ребёнка.

Основными физическими качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость .

Вы никогда не задавались вопросом, почему название учреждения для маленьких детей содержит слово сад? Метафора сада возникла не случайно. Малыши, словно редкие капризные цветы, нуждаются в благоприятных, специально организованных условиях: щедром удобрении (от слова "добрый"), прививках массы полезного и оберегании от вредного. Дети в обществе растут и развиваются не стихийно - мы, взрослые, стараемся бережно "выращивать" и развивать любимых чад. Помочь в этом трепетном и чрезвычайно важном деле нам работникам дошкольных учреждений, призваны специальные программы развития. Какие существуют программы и технологии физического воспитания дошкольников.

Наш детский работает по программе «Физическая культура - дошкольникам» автор Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и современных технологий БГПУ им. М.Танка, действительный член Международной академии наук высшей школы Л.Д. Глазырина.

ПРОГРАММА

« ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДОШКОЛЬНИКАМ»

Автор: Л.Д. Глазырина

Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического вос питания, учитывая индивидуальные возможности развития ре бенка во все периоды дошкольного детства.

Задачи программы , имеют следующие направления:

— оздоровительное — обеспечение качественной работы дош кольных учреждений по укреплению здоровья детей;

— воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способно стей;

— образовательное — обеспечение усвоения систематизирован ных знаний, формирование двигательных умений и навы ков, развитие двигательных способностей.

Три основополагающих принципа , по мнению автора, регла ментируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей:

принцип фасцинации (от англ. fascination) — специально организованное вербальное воздействие — умение очаровать ребенка своим внешним видом, им самим, друг другом, про являть интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям).

принцип синкретичности (от греч. synkretismos — соедине ние, объединение) направлен на установление в двигатель ной сфере синкретических связей, с помощью которых ребе нок постигает для себя значение и физических упражнений, природу их внедрения);

принцип творческой направленности — самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигатель ного опыта.

Автор акцентирует внимание на том, что физическое совер шенствование детей возможно лишь при правильном подборе физи ческих упражнений, соответствии методики занятий возрасту ре бенка и квалифицированной работе персонала.

Отличительной особенностью программы - является своеобра зие ее структуры. Содержание материала разбивается не по возра стным группам, а в соответствии со средствами физического вос питания — массаж, закаливание, физические упражнения.

Для каждой возрастной группы (с первой по старшую) в про грамме представлены подробные методические рекомендации.

Использование средств физической культуры в оздоровитель ных целях помогает формировать у детей важные двигательные умения и навыки, знания в области гигиены, медицины и физи ческой культуры.

Для реализации оздоровительного направления предусматри вается специальная система мер, методов и приемов: широкое ис пользование естественных факторов природы; хороший гигиени ческий уход; четко организованный режим дня; массаж в игро вых формах («погладим наши ручки», «разомнем наши пальчи ки»); купание в бассейне и пребывание детей в сауне; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыха ния, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, вы носливости, силы, координации), психики (внимания, сообрази тельности, ориентации в пространстве и во времени).

Использование средств физической культуры в воспитатель ных целях обеспечивает социальное формирование личности и способствует воспитанию человека с творческими способностями, развивает нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности.

Для реализации воспитательного направления в процессе за нятий педагогу рекомендуется подбирать физические упражнения, способствующие проявлению у детей терпения, выносливости, ра зумной смелости, решительности, уверенности, а также создавать условия для проявления положительных эмоций, развития ини циативности и самостоятельности.

Использование средств физической культуры в образователь ных целях позволяет ребенку познавать окружающий мир и спо собствует формированию двигательных умений и потребности в физическом совершенствовании.

Содержание занятий образовательного направления приближено к природным явлениям, которые окружают ребенка. Например, для детей среднего возраста предлагаются занятия «Здравствуй, февраль!», «Нас ждет апрель в лесу», «Встреча с осенью» и т.д. Для совершенствования двигательных навыков предлагается ис пользовать игровые задания «Сбей колпак», «Попади в обруч» (совершенствование навыков метания), различные конкурсы —«Образцовая походка», «Красота в ходьбе». Чтобы дети легче усваивали строевые упражнения, рекомендуется использовать раз ноцветные линии. Например, для построения в шеренгу — чер тить зеленую линию, в колонку — белую, в круг — красную. Повышению интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют сюрпризные моменты

— день рождения, появление в ходе занятий любимых игрушек, сказочных героев, и моменты экспромта, вызванные непредвиденными ситуациями и желанием ребенка выразить свои эмоции. Помимо традиционного физкуль турного инвентаря (велосипеды, лыжи, роликовые коньки, санки и т.д.) рекомендуется нетрадиционный — различные предметы (стулья, веревочки, детские зонтики, бумажные листочки и т.д.), природный материал (прутики, веточки, листья, цветы и т.д.), овощи и фрукты (картофель, морковь и т.д.), природные явления (дождь, роса, лед и т.д.).

Занятия проводятся в спортивном зале.

В программе большое внимание уделяется общению педагога с детьми во время занятия. Воспитатель использует не команды, а обращения к детям: «Ребята, подойдите ко мне», «Повернитесь направо». В работе с детьми раннего возраста педагогу необходи мо обращать внимание на свои манеры, движения, голос, дыха ние, которые должны способствовать созданию у детей состояния раскрепощенности. А также использовать целевые установки, ко торые помогают ребенку преодолевать препятствия: «Чудесный малыш, ты будешь здоровым, веселым. Я вижу твое будущее ра достным и счастливым. Вся твоя головка наполнилась приятным легким-легким светом, глаза твои светятся, как будто солнышко играет в них. Твои ножки окрепли».

Педагогу важно воспитывать у детей доброжелательные чув ства к животным: «Посмотрим, какой у лисоньки красивый пу шистый хвост», и пробуждать у детей чувство прекрасного во время занятий на природе: «Пойдем по красивому коврику. Осень его расшила листьями клена, дуба, каштана». Педагог приучает дошкольников к вежливости, тактичности, внимательному отно шению к товарищам: «Вы бежите легко, энергично, думаете о добром деле: сказать приятное друг другу после бега, спросить друг у друга о самочувствии: "Как легко ты бежала?", "Ты устал, я вижу", "Это пройдет"».

Чтобы формировать у дошкольников осознанное отношение к ос новным движениям, педагог использует объяснение: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжко вые упражнения. Чтобы легко и свободно ходить, бегать и прыгать, нужно научиться это делать правильно».

Для каждой возрастной группы определены анатомо-физиологические особенности детей.

В программе представлено годовое планирование физических уп ражнений для каждой возрастной группы и даны методические ре комендации для их выполнения, а также приведены критерии эф фективности образовательной, воспитательной и оздоровительной работы с детьми.

К программе «Физическая культура — дошкольникам» прилага ются учебно-методические пособия для педагогов, работающих с деть ми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В каждом пособии представлены задачи физического воспитания, раскрыты особенности развития детей, даны советы воспитателям с целью ин теллектуального развития детей и организационно-методические ос новы подготовки воспитателей. Также представлены подробные кон спекты физкультурных занятий с методическими рекомендациями к ним.

Кроме этого в своей работе мы используем методическую литературу М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов», М.Ю. Картушина «Мы играем. рисуем и поем»,Л.А. Соболева. В.Н. Панина «Двигаемся, играем. радуемся», К.К. Утробина «Занимательная физкультура в детском саду», О.Б. Казина «Веселая физкультура для детей и их родителей», В.Н. Шебеко «Физкультурные праздники в детском саду», Е.И. Подольская «Необычные физкультурные занятия для дошкольников», В.Н. Зимонина «Росинка. расту здоровым», Л.Д. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». Л.Д. Пензулаева «Растем здоровми»

Задачи 1 младшей группы

Приучать при ходьбе и беге согласовывать свои движения с движениями других детей

Выполнять действия в соответствии с показом или словесными указаниями

Соблюдать заданное направление движения

Формировать представления о предметах и явлениях, о простейших связях между ними

Особенности развития детей третьего года жизни

Интенсивный тем физического развития. характерный для первых двух лет ребенка. на третьем году замедляется. Крепнет весь организм. развивается нервная система. совершенствуется двигательный аппарат. Дети могут сдерживать свои желания и действия. но на краткое время. так как они быстро утомляются от однообразных движений и легко возбуждаются.

Третий год жизни – существенный этап в развитии ребенка. Для этого периода характерно:

Активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого;

Дальнейшее развитие наглядно- действенного мышления и появления элементарных видов речевых суждений об окружающем;

Образование новых форм отношений между детьми, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. Большое место начинает занимать сюжетная игра, в которой дети отображают действия близких людей, т.е. берет на себя определенную роль.

Во всех видах деятельности. особенно игровой, происходит развитие психических процессов (восприятие, памяти, мышления и пр.). На третьем году жизни внимание детей становится более сосредоточенным и устойчивым, совершенствуется память. Знакомясь с различными свойствами предметов, ребенок учиться сопоставлять их друг с другом, приобретает способность предвидеть изменения, которые могут произойти в результате выполнения тех или иных действий, упражнений.

У ребенка под влиянием взрослого и на основании своего опыта происходит изменения в умственном развитии. он начинает сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними, обобщать их по сходным признакам. Свои действия дети сопровождают высказываниями. задают много вопросов. почему. где? когда?

СЕНТЯБРЬ. особое внимание следует уделять расширению адаптационных возможностей организма ребенка

Источник: flatik.ru