Гимнастика – важное средство физического развития и воспитания

Наиболее известными руководителями физического воспитания в филантропинах были Фит и Гутс-Мутс.

Антон Фит (1763 – 1836) работал в одном из первых филантропинов. Он обобщил свой опыт, издав трехтомный труд, в котором изложил свои взгляды на физическое воспитание и подверг теоретическому анализу все физические упражнения, применявшиеся в филантропинах. Целью гимнастики Фит считал сохранение и укрепление здоровья; развитие физической силы и быстроты движений; развитие красоты форм тела, содействие умственному развитию и развитию психической деятельности вообще, поскольку занятия физическими упражнениями улучшают настроение, повышают работоспособность и уверенность в своих силах.

Средствами физического воспитания Фит считал: 1) закаливание против непогоды и низкой температуры. Сюда же он относил умение переносить боль, голод, жажду и даже длительное бодрствование; 2) упражнения для развития органов чувств, преимущественно во время специальных игр; 3) все упражнения, известные ему из греческой гимнастики, а также на коньках, переноску тяжестей и т. п.; 4) игры и развлечения; 5) дворянские упражнения в верховой езде, фехтовании, танцах. Среди этих упражнений были упражнения на деревянном коне и некоторых других снарядах; 6) простейшие движения отдельных частей тела и 7) ручной труд.

По сути дела Фит применял все физические упражнения, какие ему только были известны. Однако из этих упражнений он особенно тщательно и подробно описал упражнения на деревянном коне.

Занятия по гимнастике Фит проводил в форме игр и развлечений, как это было вообще принято в филантропинах. Наибольшую ценность в его трудах представляют описание техники гимнастических упражнений и методические указания. Главные из них следующие: 1. Упражнения нужно чередовать так, чтобы напряжение равномерно распределялось по всем органам тела. 2. Постепенно переходить от легкого к трудному. 3. Добиваться того, чтобы во время занятий ученик действовал активно и поменьше прибегал к помощи учителя. 4. Возбуждать у детей личный интерес к занятиям, поощрять лучших. 5. Учитывать индивидуальные особенности детей. 6. Соблюдать правила гигиены. Таким образом,

Фит не создал законченной системы гимнастики, но подготовил материал для нее.

Гутс-Мутс (1759 – 1839) работал почти одновременно с Фитом, но в другом филантропине. Как и Фит, Гутс-Мутс предназначал гимнастику для немецкой буржуазии и отчасти для дворянства. В своей книге «Гимнастика для юношества», вышедшей в 1793 году, Гутс-Мутс писал, что главная цель гимнастики – укрепление здоровья молодежи более образованных семей, т. е. буржуазных семей. Однако позднее он переделал свою книгу и доказывал в ней необходимость заниматься гимнастикой всей немецкой молодежи.

Как и Фит, Гутс-Мутс применял все известные ему упражнения. Большое внимание он уделял форме движений. Так, например, прыжки он предлагал делать с сомкнутыми носками так, чтобы камешек, зажатый коленями, не упал. Во время ходьбы и бега его ученики выполняли различные фигуры, перестроения и т. п.

Гутс-Мутс широко применял различные снаряды для лазания (шесты, канаты, лестницы, перекладины), равновесия (бревно, балансовая мачта, доска), для метания (каменные и железные шары, диски, копья). Многие упражнения выполнялись по команде всей группой. Большое значение придавалось гимнастическим играм и строевым упражнениям. Методика проведения занятий была, разработана значительно слабее, чем у Фита.

Детальное описание упражнений, большого количества различных снарядов и сооружений, многочисленные рассуждения о гимнастике создавали впечатление хорошо разработанной обоснованной системы физического воспитания. В действительности же Гутс-Мутс все свои выводы делал умозрительным путем. Однако сами упражнения и некоторые проверенные на практике методические указания принесли пользу делу физического воспитания молодежи.

Таким образом, к началу XIX века наметилось два основных направления в развитии гимнастики. Первое из них характеризовалось тем, что гимнастика признавалась в качестве одного из средств укрепления здоровья и развития физических сил человека. Представители другого направления смотрели на гимнастику как на средство развития двигательных способностей человека. Мало интересуясь оздоровительным влиянием гимнастики, они старались применять сложные гимнастические упражнения, главным образом на снарядах, для развития общей координации движений. В это же время зарождается и третье направление, из которого постепенно вырастает военно-прикладная гимнастика, имеющая целью обучение солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне.

Источник: www.adrenalin-park.ru