Физкультура для всех:

Основные этапы истории физической культуры и спорта

Физическая культура при первобытнообщинном строе

Физические упражнения в первобытном обществе были самым тесным образом связаны с трудовыми процессами, культовыми обрядами, с воспитанием, искусством и военным делом. Физическая культура начала складываться на определенном уровне эко­номического и общественного развития в эпоху верхнего палеолита, т. е. около 50 тысяч лет назад. Более совершенные орудия труда, а также возник­новение родовых объединений дали людям возмож­ность не ограничивать свою деятельность изготов­лением предметов, служащих удовлетворению самых примитивных жизненных потребностей. По­являются украшения, произведения искусства. Лю­дям этой эпохи уже были известны музыка и куль­товые танцы. Но вряд ли эти танцы можно считать первыми физическими упражнениями. С еще мень­шей вероятностью они были началом всех других форм физических упражнений. Однако решающее значение имело понимание людьми того обстоя­тельства, что охотник должен уметь быстро бегать, осторожно подкрадываться к пугливой дичи, быть сильным в борьбе с крупным зверем, а при встрече с осторожным и быстрым животным должен ловко и без промаха поразить цель. Поэтому охотнику необходимо было постоянно тренироваться, разви­вать силу, ловкость, меткость. При изготовлении снарядов для метания приходилось совершать пробные броски. Такого рода упражнения стали не­отъемлемой частью подготовки подрастающего по­коления к выполнению тех задач, которые ставила перед ними жизнь в орде, роду, племени.

Пещерные и наскальные изображения эпохи па­леолита свидетельствуют о тесной связи физиче­ских упражнений с трудом. На этих рисунках мы видим, как охотники бегают, прыгают, танцуют, но чаще всего метают, причем в качестве метательных снарядов служат орудия охоты и рыбной ловли: различного рода булавы, каменные топоры, копья с каменными наконечниками и без них, дротики и бумеранги.

Таким образом, в первобытном обществе и дети, и взрослые принимали участие в играх с мячом и палками. Победа в состязании приносила славу племени, а победители награждались призами.

Соревнования по бегу, прыжкам, метаниям, пла­ванию становятся особенно популярными в послед­ний период первобытнообщинного строя, в эпоху военной демократии для подготовки к вооружен­ной борьбе.

Физическая культура при рабовладельческом строе

Рабовладельческий строй — первая историческая форма классового общества. Появление различий и противоречий между умственным и физическим трудом, рост товарного производства, развитие торговли и т.д. порождали различия в размерах собственности, вели к формированию классов.

Имущие круги, задававшие тон в политической жизни, создавали государства, призванные защи­щать их интересы.

Физические упражнения в этот период имели классовый характер и были прикладными по назна­чению. Рабы не имели права заниматься физически­ми упражнениями. Свободные (средние слои и бед­няки) лишь в такой степени могли приобщаться к физической культуре, какая устраивала рабовла­дельцев.

Развитие специализации в области физического воспитания, совершенствование техники и методики выполнения физических упражнений, крупномас­штабные игры и празднества, купания и лечебная гимнастика-все это свидетельствует о более высо­кой ступени физического развития. Постепенно наи­большее распространение наряду с танцами полу­чили стрельба из лука, фехтование, борьба, ку­лачные бои, плавание, конные состязания.

Обратимся к античной эпохе. В те времена Греция состояла из великого множества мелких рабовла­дельческих городов-государств (полисов), главными из которых были Афины и Спарта.

В отличие от Спарты в Афинах еще с древних времен наряду с земледелием и животноводством получили значительное развитие ремесло и торго­вля. К концу VI в. до н.э. Афины превратились в рабовладельческое демократическое государство, в котором главенствующую роль играли не аристо­краты-земледельцы, а торговцы и финансисты с участием средних слоев. В V веке до н. э. афин­ская демократия достигла наивысшего расцвета в экономике, политике и культуре. Материальные предпосылки этого расцвета создавались бесчис­ленными рабами, которые подвергались самой жес­токой эксплуатации.

Афинская гимнастика была образцом для других городов-государств. Физическое воспитание как часть военного воспитания, сложившегося на пос­ледних этапах первобытного общества, в период расцвета Афин получило дальнейшее развитие бла­годаря возникновению нового аспекта воспитания, получившего наименование калогатия (калос-«фи­зически выносливыи, хорошо сложенный», агатос — «умный, с твердым характером»), В соответ­ствии с этим гимнасии, школы для сыновей представителей богатой верхушки, были образцами гармоничного сочетания физического воспитания с моральным и духовным. Вершиной гимнастики был агон (состязание) всех уровней: от каж­додневных занятий в форме соревнований до крупных агонов и состязания в присутствии публи­ки.

Игры в Олимпии (776 г. до н.э.-393 г. н.э.) были наиболее значительными и стабильными соревнова­ниями в Греции. В программу входили различные виды бега, борьба, пентатлон (пятиборье), ристания на колесницах, конные состязания, бег с оружием, иногда художественные конкурсы. Победитель игр пользовался наивысшим уважением. Это было свя­зано с культовым значением игр, участвовать в ко­торых могли исключительно греки. Игры в Олим­пии сплачивали союз городов-государств; в период игр заключались союзы и торговые соглаше­ния.

Второе крупнейшее античное государство — Спар­та — прославилось исключительно жестокой эксплуа­тацией государственных рабов (илотов) и полусво­бодных (периэков) господствующим классом-спартиатами. Угнетенные слои часто восставали против угнетателей, поэтому постоянная боеготовность была для господствующего меньшинства жизненной необ­ходимостью. Спартиаты сохранили милитаристское физическое воспитание конца первобытного строя, придав ему характер муштры и дрессировки. Воен­ную подготовку проходили и дочери спартиатов.

В период упадка городов-полисов классический идеал воспитания калогатии поблек, центр тяжести под влиянием греческой софистики сместился в сто­рону одностороннего интеллектуального воспита­ния. Правда, все еще проводились крупные игры, подобные тем, которые имели место в Олимпии, но участвовали в них исключительно профессио­нальные атлеты. Так агонистика, служившая макси­мальному развитию физических, духовных и мо­ральных качеств, превратилась в атлетику, ан­тичный профессиональный спорт.

Физическая культура Древнего Рима испытывала влияние воинственности римского государства. В семейном воспитании преобладали физические упражнения с ярко выраженным военным уклоном. На Марсовом поле регулярно проводились военные игры и занятия по строевой подготовке, в которых принимали участие сыновья полноправных граждан старше 18 лет. Традиционные римские игры-пуди происходили не на стадионе, а на цирковой арене. Это были прежде всего состязания боевых колесниц и бои гладиаторов. Гладиаторами были рабы, спе­циально обученные различным приемам ведения боя. В одной из школ гладиаторов боевую подго­товку получил Спартак, выдающийся борец против рабства и угнетения. В период Римской империи превращение массовой армии в армию наемников сделало излишним всеобщее военно-физическое воспитание. Римляне не видели практической поль­зы в греческой гимнастике. Для физического вос­питания не оказалось места и в школьной системе того времени. В жизни взрослого населения физиче­ские упражнения также не играли никакой роли; к ним прибегали разве только с лечебными целями, да ради развлечения.

Физическая культура при феодализме

В захватнических государствах, строившихся на основе феодализированных позднеантичных отно­шений, германцы создавали строй военной демок­ратии, и физическое воспитание служило им в этом существенной предпосылкой. К началу нашей эры среди германских племен были распространены разнообразные соревнования по бегу, плаванию, метанию копья, по борьбе, стрельбе из лука, упражнения с секирой. Популярностью пользова­лись скачки и лапта. В плавании и нырянии особен­но больших успехов достигли северные германцы. Об этом говорится в северогерманских сагах. Зи­мой германцы бегали на лыжах, особенно попу­лярным был бег на длинные дистанции.

При феодализме основную часть населения Гер­мании составляли крестьяне. Поэтому они играли главную роль в сохранении наследия своих предков в области физической культуры. Пока они остава­лись свободными и выполняли свои обязанности по охране феодала, они систематически упражнялись во владении оружием, занимались и другими вида­ми спорта: бегом, плаванием, метаниями, прыжка­ми и борьбой. Начиная с IX в. физическая культура среди крестьян идет на убыль. Шаг за шагом крестьянство утрачивает самостоятельность и сво­боду. В армии на смену многочисленной пехоте приходит кавалерия. После экономического закаба­ления крестьян феодалы лишили их права носить оружие.

Таким образом, в этих условиях крестьяне были лишены возможности осуществлять регулярные фи­зические занятия. Но древние народные традиции сохраняются. На праздниках крестьяне меряются силой, состязаются в ловкости. Наиболее распро­страненными развлечениями становятся бег, игра в кегли, хождение по канату, лазание по шесту за призом, борьба и конные состязания.

В эпоху феодализма яркими носителями господ­ствующей физической культуры были рыцари. Ры­цари — это профессиональные военные из числа дво­рянства, состоявшие на службе у крупных феодалов и получавшие от них землю. В рыцарском воспита­нии большое место отводилось военно-физической подготовке. Будущий рыцарь получал разносторон­нюю военную и физическую подготовку, в которую наряду с обучением рыцарскому ремеслу входили также бег, прыжки, лазание по шесту, борьба и плавание. В 14-18 лет оруженосцы учились хоро­шо владеть оружием и охотиться. После посвяще­ния оруженосца в рыцари начиналась рыцарская служба у одного из крупных феодалов. Кроме того, рыцарь получал право участвовать в турнирах, ко­торые представляли собой состязания в воинском мастерстве. Был выработан своеобразный ритуал, о      турнирах извещалось заранее. Правила соревно­ваний были весьма строгими. Рыцари дрались тупым оружием. Несмотря на это, в пылу схватки соперники нередко причиняли друг другу серьезные травмы. К тому же иногда в ход шло и настоящее боевое оружие. С развитием товарно-денежных от­ношений и появлением огнестрельного оружия про­исходит упадок рыцарского сословия.

В противоположность рыцарям бюргеры боль­шей частью воевали в пешем строю. Поэтому осо­бое внимание уделялось бегу, метаниям и прыж­кам. Еще важнее для бюргеров были стрельба и фехтование. Вначале стреляли из арбалета, ко­торый вскоре был усовершенствован: стали исполь­зоваться стальные луки. В XIV в. с появлением по­роха развивается стрельба из огнестрельного ору­жия. Наряду со стрелковыми обществами, где тон задавали цеховые мастера, в XV и XVI вв. возни­кают два крупных фехтовальных союза-«Братья Маркуса» и «Фехтовальщики на рапирах»,-в ко­торые входили главным образом ремесленники- подмастерья. Соревнования проводились по стро­гим правилам. В качестве оружия использовались пика, алебарда, кинжал, нож, большой меч, шпага. Члены фехтовальных союзов сыграли значитель­ную роль в стихийных выступлениях городской бедноты против патрициев и цеховых старшин в XV и XVI вв.

Эпоха Возрождения

Возникнув в Италии, гуманизм как движение в культурной жизни распространился на Францию и Германию, отчасти также и на Англию. Боль­шинство гуманистов составляли не только ученые, занимавшиеся античной культурой, но и педагоги, выступавшие против религиозно-схоластической системы образования. Идеалом Возрождения был образ гармоничного человека, способного к дости­жению высоких результатов во всех областях жиз­ни. Поиски античного образца привели итальянских и немецких гуманистов к греческой гимнастике, ко­торая заняла определенное место в теоретических изысканиях в области воспитания. Подробное опи­сание античной гимнастики дал итальянский врач X. Меркуриалис в своем шеститомном труде «Де арте гимнастика» («О гимнастическом искусстве»), вышедшем в свет в 1569 г. Ф. да Фельтре предпри­нял первые практические шаги. По образцу грече­ской гимнастики он в городе Мантуе основал шко­лу «Каза джокоза» (Дом радости), где рационально сочетались теория и практика физического воспита­ния. Немецкие гуманисты создавали учебники. Так, Н. Винман в 1538 г. издал книгу «Пловец, или Об искусстве плавать», а Я. Камерариус в 1544 г. вы­пустил книгу «Диалог о гимнасиях». Попытки Г. В. Лейбница связать науки с практической жизнью и сделать их доступными для самых широ­ких кругов были продолжены его учениками. Кри­терий пользы стал основным принципом и в обла­сти воспитания. Стала очевидной малая эффектив­ность одностороннего духовного воспитания. Уче­ник Лейбница И. Г. Зульцар в 1745 г. в сочинении «Попытка рассудительных умозаключений относи­тельно воспитания и наставления детей» выдвинул идею интенсивного физического воспитания. Еще большее значение для развития физического воспи­тания в Германии имели идеи наиболее значи­тельных представителей европейского просвещения. В книге Локка «Некоторые мысли о воспитании де­тей» (1693 г.) уже говорится о физических упражне­ниях как об эффективном средстве воспитания. Но на первый план английский медик и философ вы­двигает идею укрепления здоровья. Особенно зна­чительным было воздействие великого револю­ционного французского педагога Руссо, который в своем педагогическом сочинении «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) подчеркивал роль близкого к природе воспитания в укреплении здоровья моло­дого поколения; поэтому в более поздних работах он требовал создавать такие общедоступные школы, в которых физическое воспитание должно занять прочное место. Заслуга филантропизма со­стоит в создании перехода к практике, в формиро­вании новой системы физического воспитания, в ко­торой нашли свое отражение идеи французской буржуазной революции 1789 г.

Свой педагогический идеал филантрописты виде­ли в гармонически развитом человеке-деятельном, уверенном в своих силах, равно развитом духовно и физически. Крупнейшие представители этого на­правления Базедов, Бардт, Кампе, Трапп, Вийом и Зальцман придавали большое значение физиче­скому воспитанию. И. Б. Базедов (1724-1790 гг.), опиравшийся на идеи Руссо, считал физические за­нятия важной и полноправной частью системы вос­питания. В своем произведении «Об элементарном» Базедов описал множество физических упражнений. Наибольшую известность получило пятиборье из школы в Дессау, включавшее в себя бег, прыжки, «переноску груза», сохранение равновесия и лаза­ние. Базедов рекомендовал такие народные упраж­нения, как борьба, метание мяча, гребля, плавание и пешие походы. Его филантропин в Дессау был первой общедоступной немецкой школой с регу­лярными физическими занятиями под руковод­ством штатных учителей, которые также вели заня­тия и по другим предметам. Это были первые школьные учителя физкультуры.

По образцу школы в Дессау создавались школы и в других местах. Наиболее значительным явле­нием была основанная в 1784 г. К. Зальцманом школа в Шнепфентале близ Готы. С 1785 по 1839 г. в этой школе работал Гутс-Мутс.

Иоганн Кристоф Фридрих Гутс-Мутс своей теорети­ческой и практической деятельностью определил современное физическое воспитание как неотъем­лемый элемент общего воспитания.

Книга Гутс-Мутса «Гимнастика для юношества», вышедшая в свет в 1793 г. явилась не только осно­вополагающим трудом в физическом воспитании, но и вошла в фонд педагогической науки в целом. В основе книги-личный опыт автора, результаты его работы с многочисленными литературными ис­точниками. По сути дела, это первое систематизи­рованное методическое пособие по вопросам физи­ческого воспитания в школе. В понятие «гимнасти­ка» Гутс-Мутс включил все важнейшие с точки зре­ния педагогики физические упражнения. Он стре­мился с помощью своей системы развивать у детей не только физическую силу, выносливость, лов­кость, но и моральные качества: мужество, упор­ство в достижений цели, силу воли. Идеи Гутс- Мутса служили общественному прогрессу, ибо главной целью он считал воспитание всесторонне образованных, физически и духовно гармонично развитых людей.

Особого внимания заслуживает тот факт, что Гутс-Мутс стремился соединить воспитание с про­изводительным трудом. Поэтому «ручной труд» Г утс-Мутс включал в свою систему как третью раз­новидность педагогических физических упражнений наряду с гимнастикой и играми.

Творчество Гутс-Мутса явилось серьезным вкла­дом в создание и развитие массового физкультур­ного движения.

Герхард Ульрих Антон Вист также является класси­ком немецкого физического воспитания. В 1786 г. он создал крупное произведение по вопросам физи­ческого воспитания. Однако ему не удалось найти возможности внедрить физические занятия в школьную программу. В 1794 г. вышел первый том его «Опыта энциклопедии физических упражне­ний», второй том увидел свет в 1795 г. а третий-в 1818. «Система физических упражнений» (второй том «Энциклопедии») у Виста с педагогической и методической точек зрения лишь немногим отли­чается от учения Гутс-Мутса; правда, у Виста физи­ческие упражнения подвергнуты более строгой классификации с позиций общего естествознания и медицины. Вист выдвинул идею создания вне­школьных общедоступных гимнастических заведе­ний. Гимнастика Виста в первую очередь предназ­началась для молодых представителей трудовых слоев народа.

Как историк Вист исследовал множество источ­ников, а как естествоиспытатель он попытался объяснить отдельные физические упражнения общи­ми физико-механическими закономерностями. Тем самым он заложил основы научной теории движе­ний.

Фридрих Людвиг Ян. также внес большой вклад в дело развития физической культуры. Его система физического воспитания вошла в историю немец­кой физической культуры как одно из самых значи­тельных достижений.

В 1811 г. Ян открыл в Хазенхайде близ Берлина первую гимнастическую площадку. Цель Яна со­стояла в том, чтобы «…с помощью гимнастики вос­питать физически крепких защитников Родины». Он соединил физические упражнения из гимнастиче­ских систем Гутс-Мутса и Виста с играми на от­крытом воздухе, а также с быстро развивавшимися упражнениями на снарядах (перекладина, парал­лельные брусья, конь). Совместно с Фризеном, Эйселеном и Дюрре он создал характерную методику и организационные формы занятий гимнастикой.

Источник: www.fizkultura-vsem.ru