23.1. оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Понятию здоровье американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Ему соответствует и определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях – наиболее характерный критерий нормы, здоровья (Р.Баевский, 1979).

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10–15\% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15–20\% – от генетических факторов, на 20–25\% – от состояния окружающей среды и на 50–55\% – от условий и образа жизни.

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Так, греческий философ Аристотель (IV в. до н.э.) высказывал мысль о том, что ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие. Великий врач Гиппократ не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функций является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного субъекта». Древнеримский врач Галлен в своем труде «Искусство возвращать здоровье» писал: «Тысячи и тысячи раз возвращал я здоровье своим больным посредством упражнений». Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII в.) писал: «. Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10\% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7– 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества (Г. А. Кураев).

Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объемом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н.А.Агаджанян, Н.М.Амосов, Г.Л.Апонасенко, В.К.Бальсевич, Э.Г.Булич, И.И.Брехман, А. А. Виру, Л.П.Матвеев, Р.Е.Мотылянская, И.В.Муравов, Л.Я.Иващенко, I.Astrand, J.N.Wilmore и многие другие), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни.

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила [8], [10]:

1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

– совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

– компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства – доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего:

– контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

– режим 1000 движений (система Амосова);

– 10 000 шагов каждый день (система Михао Икай);

– бег ради жизни (система Лидьярда);

– всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать – сиди, если можешь стоять, а не сидеть – стой, если можешь двигаться – двигайся (система Моргауза);

– произвольное поочередное сокращение мышц тела без изменения их длины в течение всей «бодрствующей» части суток (скрытая изометрическая гимнастика по Томпсону);

– калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, акваили гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

В России разработана и внедрена в практику методология программирования физкультурных занятий оздоровительной направленности, основанная на энергетических критериях эффективности занятий и имитационного и компьютерного моделирования процесса выполнения упражнений с проверкой их соответствия энергетическим возможностям конкретного человека или гомогенной по энергетическим возможностям группы людей (В.И.Бондин, 1999).

Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Не менее положительное влияние регулярные занятия физическими упражнениями (и процедуры лечебной физической культуры) оказывают на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа. Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

Содержание

Читать: Аннотация

Читать: От авторов

Читать: Часть i теория и методика физического воспитания

Читать: Глава 1. общая характеристика теории и методики физического воспитания

Читать: Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Читать: Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Читать: Глава 2. система физического воспитания в российской федерации

Читать: 2.1. система физического воспитания, ее основы

Читать: 2.2. цель и задачи физического воспитания

Читать: 2.3. общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания

Читать: Глава 3. направленное формирование личности в процессе физического воспитания

Читать: 3.1. связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания

Читать: 3.2. технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту

Читать: Глава 4. средства и методы физического воспитания

Читать: 4.1. средства физического воспитания

Читать: 4.2. методы физического воспитания

Читать: Глава 5. общеметодические и специфические принципы физического воспитания

Читать: 5.1. иерархия принципов в системе физического воспитания

Читать: 5.2. общеметодические принципы

Читать: 5.3. специфические принципы физического воспитания

Читать: Глава 6. основы теории и методики обучения двигательным действиям

Читать: 6.1. двигательные умения и навыки как предмет обучения в физическом воспитании

Читать: 6.2. основы формирования двигательного навыка

Читать: 6.3. структура процесса обучения и особенности его этапов

Читать: Глава 7. теоретико-практические основы развития физических качеств

Читать: 7.1. понятие о физических качествах

Читать: 7.2. сила и основы методики ее воспитания

Читать: 7.3. скоростные способности и основы методики их воспитания

Читать: 7.4. выносливость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.5. гибкость и основы методики ее воспитания

Читать: 7.6. двигательно-координационные способности и основы их воспитания

Читать: Глава 8 формы построения занятий в физическом воспитании

Читать: 8.1. классификация форм занятий в физическом воспитании

Читать: 8.2. характеристика форм занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 9. планирование и контроль в физическом воспитании

Читать: 9.1. планирование в физическом воспитании

Читать: 9.2. педагогический контроль и учет в физическом воспитании

Читать: Глава 10. физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.1. значение и задачи физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Читать: 10.2. возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей раннего и Глава 11. физическое воспитание детей школьного возраста

Читать: 11.1. социально-педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.2. возрастание особенностей физического развития и физической подготовленности детей школьно11.3. средства физического воспитания детей школьного возраста

Читать: 11.4. физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Читать: 11.5. физическое воспитание детей среднего школьного возраста

Читать: 11.6. физическое воспитание детей старшего школьного возраста

Читать: 11.7. физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем

Читать: 11.8. формы организации физического воспитания школьников

Читать: 11.9. физическое воспитание учащихся колледжей профессионального образования и средних специальн11.10. урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение

Читать: 11.11. профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

Читать: Глава 12. технология разработки документов планирования по физическому воспитанию

Читать: 12.1. общий план работы по физическому воспитанию

Читать: 12.2. годовой план-график учебного процесса по физическому воспитанию

Читать: 12.3. поурочный рабочий (тематический) план на четверть

Читать: 12.4. план-конспект урока

Читать: Глава 13. физическое воспитание студенческой молодежи

Читать: 13.1. значение и задачи физического воспитания студентов

Читать: 13.2. содержание программы физического воспитания студентов

Читать: 13.3. возрастные особенности контингента обучающихся в вузе

Читать: 13.4. методические основы физического воспитания в вузе

Читать: 13.5. особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях

Читать: 13.6. методика занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, по адаптивной ф13.7. формы организации физического воспитания студентов

Читать: Глава 14. физическое воспитание в основной период трудовой деятельности

Читать: 14.2. особенности физического развития и физической подготовленности лиц молодого и зрелого воз14.3. физическая культура в режиме трудового дня

Читать: 14.4. физическая культура в быту трудящихся

Читать: 14.5. контроль за здоровьем и физической подготовленностью занимающихся физическими упражнениям15.2. содержание и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями

Читать: Глава 16. профессионально-прикладная физическая подготовка

Читать: 16.1. назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Читать: 16.2. построение и основы методики ппфп

Читать: Часть ii теория и методика спорта

Читать: Глава 17. общая характеристика спорта

Читать: 17.1. основные понятия, относящиеся к спорту. классификация видов спорта

Читать: 17.2. социальные функции спорта. основные направления в развитии спортивного движения

Читать: 17.3. характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки

Читать: 17.4. спортивные достижения и тенденции их развития

Читать: Глава 18. основы спортивной тренировки

Читать: 18.1. цели и задачи спортивной тренировки

Читать: 18.2. средства спортивной тренировки

Читать: 18.3. методы спортивной тренировки

Читать: 18.4. принципы спортивной тренировки

Читать: 18.5. основные стороны спортивной тренировки

Читать: 18.6. тренировочные и соревновательные нагрузки

Читать: Глава 19. основы построения процесса спортивной подготовки

Читать: 19.1. спортивная подготовка как многолетний процесс и ее структура

Читать: 19.2. построение тренировки в малых циклах (микроциклах)

Читать: 19.3. построение тренировки в средних циклах (мезоциклах)

Читать: 19.4. построение тренировки в больших циклах (макроциклах)

Читать: Глава 20. технология планирования в спорте

Читать: 20.1, общие положения технологии планирования в спорте

Читать: 20.2. планирование спортивной подготовки в многолетних циклах

Читать: 20.3. планирование тренировочносоревновательного процесса в годичном цикле

Читать: 20.4. оперативное планирование

Читать: Глава 21. комплексный контроль и учет в подготовке спортсмена

Читать: 21.1. контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Читать: 21.2. контроль за состоянием подготовленности спортсмена

Читать: 21.3. контроль за факторами внешней среды

Читать: 21.4. учет в процессе спортивной тренировки

Читать: Глава 22. спортивный отбор в процессе многолетней подготовки

Читать: Часть iii теория и методика оздоровительно-рекреативной и реабилитационной физической культуры

Читать: Глава 23. общая характеристика оздоровительной физической культуры

Читать: 23.1. оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Читать: 23.2. содержательные основы оздоровительной физической культуры

Читать: Глава 24. теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры

Читать: 24.1. основы построения оздоровительной тренировки

Источник: uchebnik.biz