Тема: Принципы, методы, формы и средства воспитания учащихся в сфере физической культуры

Введение

Физическое воспитание - явление очень многогранное. Физическое воспитание - организованный процесс управления физическим развитием и физическим образованием человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и некоторых других средств с целью формирования у него таких качеств и приобретения им таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям данного общества или интересам личности воспитуемого. Физическое воспитание является самой древней частью физической культуры, которая своими корнями уходит в первобытную педагогику, и вместе с тем наиболее организованным и регламентированным элементом физической культуры.

Поскольку физическое воспитание направлено на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего воспитания, оно представляет собой процесс педагогический, хотя во многом и опирается на законы природы.

Физическое воспитание учащихся строится исходя из направленности, общих принципов и задач системы физического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся и характера их основной деятельности. На этой основе разработаны конкретные задачи, содержание, средства и методы, формы физического воспитания учащихся. В соответствии с конкретными целями и задачами физическое воспитание использует наиболее эффективными средствами, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функциональные возможности человеческого организма, формировать систему специальных знаний, двигательных навыков и умений. Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.

1. Понятие о принципах методики физического воспитания и их значение

Процесс физического воспитания, как любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Принципы методики физического воспитания - это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методом и организации процесса обучения и воспитания, выполнения которых обеспечивает его необходимую эффективность.[1, 5, 7]

ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ

Ведущая роль в обучении и воспитании занимающихся принадлежит педагогу. Педагог может лишь стимулировать проявление у них нужной активности сознательности. Говоря о принципе сознательности и активности обучении, имеют в виду формирование: а) сознательного отношения к целям физического воспитания и к своему учебному труду; б) сознательного и активного участия в самой учебно-тренировочной деятельности; в) самостоятельности в контроле и оценке своих двигательных действий и достигнутых результатов.

Не всегда все три фактора в процессе обучения выступают одновременно. Иногда занимающиеся отдают себе отчет в том, зачем они тренируются, но не осмысливают значения отдельных учебных задании; иногда сознательно и активно учатся, но не контролирует и не оценивают результатов занятий.

Роль педагога, таким образом, заключается прежде всего в такой организации учебно-тренировочного процесса, которая стимулировало бы сознательное отношение занимающихся к своим действиям и воспитывала бы у них самостоятельность и способность самооценке.

В ряде случаев положительное отношение к учебно-тренировочной деятельности бывает вызвано непосредственным интересом физическим упражнениям, когда занимающиеся увлекает сам процесс выполнения упражнений. Но такое отношение не является стойким. Если строить обучение только на эмоциях, то это приведет тому, что учащиеся станут избегать трудностей и учебный труд превратится в развлечение. Задачи обучения в этом случае будут решаться плохо. Основой сознательного отношения к учебному труду должно быть понимание цели физического воспитания и смысл выполняемой работы, осознание ее полезности для себя и для общества. Однако во многих случаях только этого для формирования сознательного отношения к учебно-тренировочной деятельности не достаточно. Требуется еще определенный опыт, известные условия деятельности, при которых учебно-тренировочные занятия становятся жизненно необходимой потребностью. [4]

В повышении активности обучаемых немалую роль играет и личность самого педагога. Если он всегда бодр, инициативен и искренне стремится передать свои знания учащимся, то это будет вызывать у ник активность, жизнерадостность, рабочее настроение.

Все произвольные действия человека, в том числе и физические упражнения, являются действиями сознательными. В процессе освоения новых действий, если даже он происходит неорганизованным путем, всегда имеет место осмысливание движений. Однако обучение становится рациональным и приводит к должным результатам, если осмысливание движений является предметом специальной деятельности. Необходимо, чтобы занимающиеся: а) понимали смысл каждого отдельного задания; б) знали основные закономерности данного упражнения (почему надо выполнять так, а не иначе); в) анализировали свои мышечные ощущения; г) знали и оценивали результаты своих действий.

Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из принципа сознательности и активности:

. Объяснять цель каждого нового учебно-тренировочного задания и значение способов его выполнения,

. Учить самостоятельно находить причины ошибок.

. Отмечать и объективно оценивать успехи занимающихся.

. Практиковать задания для самостоятельного их выполнения (на занятиях и вне занятий).

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ

Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием конкретных предметов, явлений или их верных изображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и др.) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т. е. как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало, возможно, большее число органов чувств.

Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном в процессе обучения. На этапе ознакомления с физическими упражнениями основная задача наглядности - создание яркого образа движения, четкого его представления. Эта задача решается посредством живого показа, изобразительной наглядности (фото, рисунки, кинограммы) и современными техническими средствами (учебные фильмы, кинокольцовки). Кроме представления о пространственных характеристиках движения формируются представления о временных характеристиках (темпе и ритме движений). Для этого используются звуковые раздражители (подсчеты, хлопки, звуколидеры, музыкальное сопровождение).

На этапе практического разучивания движений с целью регулирования их нередко обращаются к дополнительным внешним ориентирам (достать рукой подвешенный мяч, коснуться коленом маховой ноги какого-либо предмета при прыжке в длину с разбега и т. п.). Такими ориентирами могут быть не только внешние предметы, но и части собственного тела.

Средством обеспечения наглядности может быть и слово. Но в этом случае оно должно быть образным, т. е. вызывающим соответствующее зрительно-двигательное представление. Образное объяснение приобретает значение средства наглядности, когда оно находит опору в жизненном опыте занимающихся, когда из зрительной и двигательной памяти могут быть извлечены по слову нужные сходные представления.

Различные средства обеспечения наглядности выполняют различные функции. Поэтому, прибегая к этим средствам, следует определять их точное педагогическое значение. В физическом воспитании они применяются довольно широко, однако нельзя их переоценивать.

Обеспечивая наглядность в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться следующими правилами; Определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности.

. Ориентировать занимающихся на всестороннее восприятие движений с помощью разных органов чувств.

. Использовать средства наглядности в меру необходимости, не превращая наглядность в самоцель.

. Учитывать возрастные особенности и общую подготовленность занимающихся: чем меньше возраст и слабее подготовка, тем шире применять средства наглядности. [ 8 ]

ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ

Осуществлять принцип систематичности в учебно-тренировочном процессе - значит, соблюдать рациональную последовательность в применении средств и методов физического воспитания и в проведении занятий.

Основным условием для соблюдения этой последовательности являются задания постепенно нарастающей трудности, определенная система в разучивании физических упражнений. При планировании занятий упражнения необходимо распределять так, чтобы новые задания опирались на ранее усвоенный материал и вместе с тем закрепляли и улучшали предыдущие результаты. Если во вновь изучаемом упражнении нет элементов для переноса упражняемости. то для «экономного» достижения цели планируют так называемые подводящие упражнения или расчленяют основное действие на элементарные движения, каждое из которых способствовало бы его освоению.

Нарастание трудности не должно быть чрезмерно медленным. Соблюдая принцип последовательности при планировании занятия, следует учитывать не только усвоение отдельных движений, но и систему упражнений в целом (например, систему гимнастических упражнений для учащихся 8-х классов или систему упражнений для 1 гимнастов II и I разрядов). В этом случае планируются не все элементы определенной трудности, а лишь те, не овладев которыми нельзя овладеть основным учебным материалом программы. Критерием оценки трудности в упражнениях следует считать такую последовательность двигательных задач, при которой решение их обеспечивало бы занимающимся больше успехов, чем неудач. [ 4 ]

Чтобы обеспечить систематичность в обучении, следует придерживаться следующих правил:

. Всю учебно-тренировочную работу планировать заранее, устанавливая заблаговременно последовательность упражнений.

. Регулярно учитывать результаты учебно-тренировочной работы.

. Обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов.

. Правильно распределять упражнения во времени.

. Наряду с повторением упражнений целесообразно разнообразить средства воздействия (упражнения, методы, внешние условия).

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ

Доступными должны быть все элементы обучения: показ, объяснение, сам учебный материал, общая физическая нагрузка и др. В физическом воспитании это требование обеспечивается, во-первых, отбором соответствующих и распределенных по степени трудности физических упражнений и, во-вторых, учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся.

Понятия «доступность материала» и «легкость освоения материала» не идентичны. Очень легкое задание будет, конечно, посильным для занимающихся, но мало рациональным. Кроме того, оно может вызвать у занимающихся отрицательную реакцию в виде снижения активности и интереса к работе, так как не будет соответствовать уровню их притязания. [ 3, 4, 6 ] Упражнения не должны быть чрезмерно трудными и чрезмерно легкими. Учебный материал должен быть подобран с таким расчетом, чтобы для овладения им занимающиеся при соответствующей помощи преподавателя вынуждены были бы приложить определенные усилия.

Сравнительно легко распределить по степени трудности упражнения, в которых педагогические правила «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» реализуются посредством ступенчатого прохождения достаточно хорошо систематизированного программного материала (например, гимнастические упражнения). В тех случаях, когда это невозможно, в процессе обучения прибегают либо к расчленению упражнения, либо к подводящим упражнениям.

Правильная реализация принципа доступности требует учета уровня предварительной подготовленности, половых и возрастных особенностей занимающихся, а также индивидуальных различий в их психомоторике.

Индивидуальные особенности занимающихся следует изучать как на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях, так и (особенно) в условиях относительно свободной деятельности - в игре, во время туристских походов. Учет индивидуальных особенностей воспитуемых дает преподавателю возможность предъявлять повышенные требования к сильным учащимся, поощрять даже небольшие достижения слабых, находить наиболее целесообразную технику для конкретного спортсмена и т. п. Индивидуальный подход вполне осуществим и при групповых занятиях.

Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:

. Руководствоваться учебными программами и нормативными требованиями.

. Знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

. Соблюдать правила «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», «от простого к сложному».

ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ.

Осуществлять принцип прочности в физическом воспитании - значит, обеспечивать сохранение освоенного навыка и приобретенной работоспособности на протяжении возможно более длительного или заданного времени.

Большое значение принцип прочности приобретает в тех случаях, когда целью обучения является образование таких жизненно необходимых навыков, как, скажем, бег, прыжки, плавание, передвижение на лыжах. [ 1,7 ]

Для соблюдения принципа прочности в педагогическом процессе следует руководствоваться следующими правилами:

. Не спешить с переходом к изучению новых упражнений.

. Не перегружать занятие новыми упражнениями.

. Включать в занятие ранее изученные и прочно усвоенные элементы в новых сочетаниях и вариантах.

. Повышать интенсивность и длительность выполнения упражнений.

2. Методы, используемые в процессе физического воспитания

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфических (характерных только для процесса физического воспитания), так и не специфических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения воспитания).

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять с помощью различных методов. При работе над техникой беговых шагов дают задание бежать с высоким подниманием бедра; для воспитания выносливости используют продолжительный бег или подвижную игру с бегом; для воспитания скоростных способностей организуют упражнение в беге в форме состязания.

Наряду с понятием «метод» следует различать понятие «методика». Под методикой принято понимать систему средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания. Например, можно говорить о методике обучения какому-то двигательному действию или о методике воспитания силовых способностей. [ 7, 9 ]

Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфических (характерных только для процесса физического воспитания), так и неспецифических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

Ø а) методы строго регламентированного упражнения;

Ø б) метод использования упражнений в игровой форме (игровой метод);

Ø в) метод использования упражнений в соревновательной форме (соревновательный метод).

Не специфические методы - это общепедагогические методы словесного и наглядного воздействия, используемые в единстве со специфическими.

МЕТОДЫ СТРОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАННОГО УПРАЖНЕНИЯ

Строгая регламентация упражнений является основным методическим направлением в процессе физического воспитания. Это направление характеризуется тем, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой. Использование методов этого направления позволяет:

1. обучать двигательным действиям любой сложности;

2. избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела (вплоть до выделения движений в отдельном суставе);

. строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;

. избирательно развивать отдельные двигательные способности до возможного предела;

. обеспечивать индивидуализацию в процессе физического воспитания;

. использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом людей (от новорожденных до очень старых и больных).

ИГРОВОЙ МЕТОД

Метод организации двигательной деятельности в форме подвижной игры широко используется в процессе физического воспитания и имеет ряд преимуществ перед другими методами. Сущность метода заключается в том, что двигательная деятельность организуется на основе содержания, условий и правил игры. Характерными чертами игрового метода являются:

a) большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная деятельность и поведение занимающихся;

б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т. д.);

в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;

г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.

Эти особенности обусловливают важные для преподавателя методические особенности игрового метода, который: позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера; способствует совершенствованию освоенных двигательных действий и выработке умений ими пользоваться. Однако игровой метод не может быть использован для разучивания новых двигательных действий; обеспечивает комплексное развитие двигательных способностей, но, в отличие от метода строгой регламентации упражнений, не дает возможности доводить развитие отдельных двигательных способностей (физических качеств), до возможного предела; затрудняет дозирование нагрузок; создает особенно эффективные условия для развития координационных способностей; позволяет выявить личностные особенности занимающихся и эффективно воздействовать на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности.

Игровой метод обладает широкой доступностью как для детей, так и для взрослых. В физическом воспитании детей младшего возраста он занимает ведущее место. Игровым методом следует широко пользоваться в процессе спортивной тренировки в целях уменьшения монотонности тренировочных нагрузок. [ 4, 7 ]

СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД

Метод организации упражнений в форме соревнований является ценным, а в отдельных случаях незаменимым в процессе физического воспитания. Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способности человека. Это происходит на фоне высокого эмоционального напряжения, что позволяет: стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств.

Соревновательный метод может и должен широко использоваться в процессе физического воспитания. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

МЕТОДЫ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

При решении задач физического воспитания словесные воздействия имеют различное значение. По назначению все методы словесного воздействия можно условно объединить в следующие группы:

) методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;

) методы команды, распоряжения, приказания (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);

) методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.

Рассмотрим значение и особенности использования некоторых основных методов словесного воздействия.

Рассказ. Его назначение - обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности (например, об игре).

Описание. Используется с целью передачи знаний о технике двигательного действия, сущности и правилах игры, порядке и последовательности действий при преодолении полосы препятствий, особенностях лыжной трассы и т. д.

Объяснение. Применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении двигательного задания.

Используя рассказ, описание и объяснение, необходимо учитывать уровень интеллектуального развития занимающихся. Поэтому возможности их использования при занятиях с детьми младшего возраста более ограничены, чем при занятиях со старшими. Учитывая, что рассказ, описание и объяснение осуществляются, как правило, в процессе занятий физическими упражнениями, следует стремиться к их максимальной краткости при должной полноте содержания, чтобы избежать нежелательных пауз в двигательной деятельности.

Команда. Применяется при организации коллективных действий, таких, как перемещения занимающихся, одновременное выполнение упражнений, коллективные усилия.

Распоряжение и приказание. Эти словесные методы отличаются от команды свободным выбором слов и более спокойным тоном.

Распоряжения отдаются при построениях и перестроениях, а также при установке и уборке снарядов и инвентаря. Приказание отличается от распоряжения более волевым тоном («Всем построиться!», «Ждать!»).

Указание. Представляет собой словесное воздействие с целью исправления движений. Используется главным образом при обучении двигательным действиям.

Разбор. Это форма беседы, обсуждения преподавателя с занимающимися результатов их деятельности (выполнения двигательного задания, участия в состязаниях, игровой деятельности и т. д.). С помощью разбора осуществляются анализ и оценка достигнутого результата и намечаются пути дальнейшей работы по совершенствованию достигнутого.

Замечание. Это краткая форма словесного воздействия, отличающаяся от разбора односторонним характером. Преподаватель в краткой форме оценивает качество выполнения задания или указывает на допущенные ошибки. Замечания иногда сочетаются с доследующими указаниями.

Словесная оценка. Она может быть дана в краткой, обобщенной форме («хорошо», «плохо») и развернутой - в виде более подробного рассмотрения положительных и отрицательных моментов. [ 5, 10 ]

МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «наглядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в три группы: а) методы зрительной наглядности, б) методы слуховой наглядности, в) методы двигательной наглядности.

Методы зрительной наглядности. С помощью зрения можно оценивать и. исправлять (корректировать) пространственные характеристики движений. Хуже оцениваются зрением временные и динамические характеристики. В практике физического воспитания применяются различные формы зрительной наглядности. Одни помогают передаче знаний о движениях, другие способствуют непосредственному управлению движениями. Рассмотрим основные методы.

Непосредственный показ (демонстрация) движение.

В зависимости от методических задач обучения показ двигательного действия может иметь различный характер. Например, для создания общего целостного представления о новом двигательном действии требуется образцовый показ. В этом случае действие демонстрируется в его совершенном исполнении. При разучивании двигательного действия такая форма показа не всегда годится. Занимающиеся не смогут детально рассмотреть демонстрируемое действие. Тогда используют так называемый адаптированный показ, при котором было бы удобно рассмотреть особенности техники. Движения демонстрируют замедленно и по возможности выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками. Основное требование к организации показа - обеспечить удобные условия для наблюдения (удобное расстояние, плоскость основных движений, достаточную повторность демонстрации).

Демонстрация наглядных пособий. Демонстрация двигательных действий может осуществляться с помощью диапозитивов и видеозаписей. Удобными приемами для создания зрительного представления о движениях является использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела), на которых преподаватель может продемонстрировать особенности техники двигательного действия. В качестве зрительной наглядности используются также демонстрации различных схем: чертежей, графиков, рисунков и т. д.

Зрительное ориентирование. Это методы и приемы, помогающие правильно выполнять движения в пространстве и во времени. В качестве зрительных ориентиров используются предметы или разметка, на которые занимающиеся должны ориентировать движения.

Например, установленная на определенной высоте планка является зрительным ориентиром для правильного направления выталкивания ядра. Такого рода ориентиры «заставляют» осуществлять движения в нужном направлении или с должной амплитудой.

Хорошие результаты для уточнения движений в пространстве дают различные разметки. Например, разметка поверхности гимнастического коня помогает обучению правильной постановке рук при переходах с ручек на тело коня при махах ногами. Разметки на земле помогают ориентироваться в постановке ног при прыжках с разбега.

Для зрительного ориентирования применяются также сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени и направлении (например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки быстроты и точности попадания мячом в спортивных играх). Существуют светолидирующие устройства, регламентирующие скорость и темп передвижения (например, движущиеся флажки на беговой дорожке или бегущая световая волна по гирлянде лампочек, протянутой вдоль бортика бассейна).

Метод слуховой (звуковой) наглядности. Использование звуков как сигналов помогает уточнять пространственно-временные и временные характеристики движений. Заранее обусловленными звуковыми сигналами можно подсказать момент главного усилия или начала какой-либо фазы движений, например момент разгруппировки тела при прыжке в воду или сгибания тела при выполнении гимнастического элемента на снаряде. С помощью звуковой наглядности хорошо усваивается ритм двигательных действий. Его можно «простучать» заранее или в процессе выполнения действия. Существуют различные звуколидеры, помогающие удерживать заданный темп движений. [ 4, 7 ]

При использовании звуковых сигналов необходимо учитывать время двигательной реакции занимающихся и подавать сигналы с соответствующим опережением.

Методы и приемы двигательной наглядности. Понятие «двигательная наглядность» не следует путать с демонстрацией движений, т. е. со зрительной наглядностью. Методы и приемы двигательной наглядности направлены на организацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата. Примерами двигательной наглядности является направляющая помощь при движениях - принудительное «проведение по движению» (например, проведение преподавателем руки ученика при обучении замаху при метании мяча или гранаты). Помогает обучению движениям также прием фиксации положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия, например фиксация положения правильной посадки у конькобежца или лыжника, фиксация положения руки перед финальным усилием при обучении метанию копья. Используя приемы фиксации положений, полезно дать прочувствовать правильные положения по сравнению с неправильными. Хорошо обеспечивают двигательные ощущения тренажеры, специально создаваемые в различных видах спорта. Например, в гимнастике для обучения оборотам на перекладине используется устройство (тренажер Цомая), с помощью которого гимнаст может прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения элемента. Применяя направляющую помощь и тренажеры, необходимо соблюдать меру. Во-первых, не следует заменять усилия обучающегося полностью внешними усилиями, их должно быть ровно столько, сколько недостает у самого обучающегося. Во-вторых, нежелательно пользоваться этими приемами длительно во избежание выработки к ним стойких привычек.

Методы срочной информации. Сущность методов срочной информации заключается в том, что с помощью различных технических устройств преподаватель и занимающиеся получают срочные сведения о характеристиках выполняемых движений. Так, разработаны устройства, дающие возможность получить точные данные о силе отталкивания при прыжках, об ускорении движения руки при метаниях, о длительности опорных фаз при беге и т. д. Ценность таких устройств для методики физического воспитания заключается в том, что они обеспечивают информацию о характеристиках движений в удобной для восприятия форме. Например, разработано специальное устройство конька фигуриста, которое сигнализирует зажиганием лампочек различного цвета о том, какой частью ребра конек опирается о лед в тот или иной момент выполнения фигуры. [ 2 ]

Рассмотренные методы физического воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а также в соответствии с общими принципами методики.

3. Средства и формы физического воспитания

физический воспитание игровой соревновательный

К средствам физического воспитания относятся:

1) физические упражнения,

2) естественные силы природы

) гигиенические факторы.

Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания.

Физические упражнения исторически сложились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма. Когда мы решаем задачи физического воспитания, мы говорим о физическом упражнении как о средстве. Но с помощью одного упражнения, выполненного один раз, педагогических целей достичь невозможно. Необходимо повторять его с тем, чтобы усовершенствовать движения или развить двигательные качества. Поэтому физические упражнения рассматриваются не только как средство, но и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода - повторность их применения, что и позволяет оказывать необходимое воздействие па занимающихся.

С помощью физических упражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой - передается общественно-исторический опыт одного из видов деятельности, т. е. осуществляется социальное воздействие. [ 2, 6 ]

Естественные силы природы и гигиенические факторы.

Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физического воспитания. С их помощью полнее и лучше используется основное средство - физические упражнения, создаются условия для эффективного влияния их на занимающихся, успешной организации и проведения занятий. Вспомогательные средства физического воспитания чаще всего применяются в единстве с физическими упражнениями. Однако естественные силы природы и гигиенические факторы могут иметь и самостоятельное значение, например при решении гигиенических задач физического воспитания.

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также формирование практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.

В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т. п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.

Большое значение в процессе физического воспитания имеет закаливание, т. е. создание устойчивости организма по отношению к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. [3, 5, 6 ]

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В целях всестороннего физического воспитания в школе используются различные его формы: классно-урочные, внеклассные и внешкольные занятия. При условии правильного взаимосочетания они образуют стройную, единую систему.

Основной формой в этой системе являются уроки физической культуры (классно-урочные, учебные занятия). Они включены в школьное расписание наравне с другими учебными дисциплинами и обязательны для всех учащихся. Содержание их определяется государственной программой, обусловливающей систематическое, строго последовательное освоение учащимися определенного учебного материала. Уроки физической культуры направлены на обеспечение максимально широкой общей подготовки школьников к любой деятельности и играют решающую роль в обеспечении их всестороннего, гармонического физического развития, образования и воспитания. Уроки отличаются от других форм наибольшим богатством содержания учебно-воспитательной работы и разнообразием используемых средств. В частности, уроки играют весьма существенную роль в создании предпосылок для организации и успешного проведения спортивной подготовки учащихся. В процессе классно-урочных занятий ученики знакомятся с типичными формами спортивных упражнений, овладевают основами их техники, достигают элементарного развития соответствующих двигательных и других качеств, а также приобретают начальные сведения о некоторых видах спорта. Во время сдачи классных нормативов постепенно накапливается некоторый опыт соревновательной борьбы, начинает формироваться умение мобилизовываться и проявлять повышенные усилия, приходят и первые радости достижений. [6, 7 ]

Наряду с уроками важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, тоже обязательные для всех учащихся. Типичными видами таких мероприятий являются: гимнастика перед уроками, физкультурные минуты и паузы, организованные игры на переменах. По своей сути все они представляют собой формы общей физической подготовки, но значительно ограниченной по содержанию вследствие их подчиненности относительно узким, по преимуществу гигиеническим задачам, связанным с повышением или восстановлением умственной работоспособности. При условии вдумчивого выбора средств и правильной организации занятий физкультурные мероприятия в режиме учебного дня могут сыграть немаловажную роль и в обеспечении гармонического физического развития детей: являясь ежедневными, они существенно дополняют классно-урочные занятия, которые проводятся лишь два раза в неделю. Очень важным звеном в системе физического воспитания школьников являются внеклассные физкультурные занятия, организуемые школой для желающих приобщиться к ним на добровольных началах. Необходимо различать два характерных рода этих занятий: а) различные массовые эпизодические мероприятия - игры, спортивные развлечения, прогулки, экскурсии и походы, спортивные соревнования, выступления и праздники, а также дни здоровья; б) систематические занятия в кружках физической культуры, секциях общей физической подготовки и спортивных секциях.

Все массовые физкультурные мероприятия, как и занятия в кружках физической культуры и в секциях общей физической подготовки, служат, главным образом, целям общего физического воспитания. Хотя массовые занятия и являются средством относительно ограниченной подготовки, но, дополняя друг друга своим специфическим содержанием и воспитательно-образовательными возможностями, они в сочетании с занятиями в кружках, секциях общей физической подготовки и на уроках способствуют достижению той широты общего физического воспитания, которая обязательна для школы.

Еще одним звеном в системе физического воспитания детей школьного возраста являются внешкольные физкультурные занятия, участие в которых тоже носит добровольный характер. Это эпизодические массовые физкультурные мероприятия аналогичные внеклассным, или же регулярные, преимущественно спортивные занятия. Их организуют отделы народного образования, культурно-просветительные учреждения, спортивные организации, некоторые производственные предприятия, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК) и т. д. Проводятся они в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), детских секциях коллективов физкультуры предприятия, в пионерских, туристских и других лагерях, на детских площадках городских и районных отделов народного образования, парков и садов культуры и отдыха, при ЖЭКах. К внешкольным формам необходимо отнести также самостоятельные занятия учащихся дома.

Значительная часть внешкольных занятий носит характер общей физической подготовки, меньшая - спортивной. Регулярные спортивные занятия должны проводиться по официальным программам для секций школьных коллективов физической культуры и отделений ДЮСШ с соблюдением педагогических требований, обязательных для внеклассных занятий. [ 4, 12, 13 ]

Роль внешкольных занятий в основном такая же, как и внеклассных. Но некоторые их формы (особенно занятия в ДЮСШ) обеспечивают более глубокую и квалифицированную спортивную подготовку учащихся.

Заключение

Непосредственной целью физического воспитания в школе является содействие гармоническому развитию растущего организма, укрепление здоровья и всесторонняя двигательная подготовка учащихся.

Без физического воспитания ни одна система воспитания человека не может рассматриваться как полноценная.

Каждый из принципов обучения был рассмотрен отдельно только для удобства изложения. В реальном же процессе обучения принципы дидактики, примененные отдельно друг от друга, своего назначения не оправдывают, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Так, сознательность обучения обязательно предполагает активность занимающихся. Доступность в обучении обеспечивается наглядностью и систематичностью. Систематичность прохождения учебного материала содействует его прочному усвоению.

Метод в науке и практике - это путь к определенной цели. Методы в обучении - это способы (пути) взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение задач обучения. Все методы обучения в физическом воспитании дополняют друг друга, иногда ими пользуются одновременно, так как ни один из них не может быть признан универсальным.

В тех случаях, когда действия педагога еще не обеспечивают окончательного педагогического результата (например, оказание помощи подталкиванием), они являются методическими приемами обучения.

В частности, уроки играют весьма существенную роль в создании предпосылок для организации и успешного проведения спортивной подготовки учащихся. В процессе классно-урочных занятий ученики знакомятся с типичными формами спортивных упражнений, овладевают основами их техники, достигают элементарного развития соответствующих двигательных и других качеств, а также приобретают начальные сведения о некоторых видах спорта. Во время сдачи классных нормативов постепенно накапливается некоторый опыт соревновательной борьбы, начинает формироваться умение мобилизовываться и проявлять повышенные усилия, приходят и первые радости достижении.

C помощью физических упражнений можно познать основные закономерности движений человеческого тела и посторонних предметов. Физические упражнения позволяют разносторонне овладеть всеми характеристиками движений, научиться их оценивать и сопоставлять; научиться выделять отдельные движения тела и его частей и создавать новые двигательные акты; использовать в жизни умения управлять амплитудами, направлениями, скоростями и усилиями движений. Физические упражнения воспитывают культуру движений.

Список использованных источников

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М. Физкультура и спорт, 1978.-107 с.

. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.- М. Физкультура в спорт, 1985.-75 с.

3. Введение в теорию физической культуры/Под ред. Л. П. Матвеева.- М. Физкультура и спорт, 1983.-65 с.

. Физическое воспитание: Учебник/Под ред. В. А. Головина, В, А. Маслякова, А. В. Коробкова и др. - М. Высшая школа, 1983. - 124 с.

. Физическая культура/ под ред. Б.И. Загорский, И.Л. Залеталь - М. Высшая школа, 1984.-157 с.

. Книга учителя физической культуры/ Под общей ред. В.С. Кагорова - М.:1989.-114 с.

. Настольная книга учителя физической культуры/ Под ред. Проф. Л.Б. Кофмана - М. Физкультура и спорт, 1998.-127 с.

. Мейксон Г. Б. Шаулин В. Н. Шаулина Е. Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре.- М. Просвещение, 1986.-79 с.

. Очерки по теории физической культуры/Под ред. Л. П. Матвеева.- М.:

Физкультура и спорт, 1984.-156 с.

. Пономарей Я. И. Социальные функции физической культуры и спорта.- М. Физкультура и спорт, 1974.-93 с.

11. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителей / Сост. В. П. Богословский.- М. Просвещение, 1984.-117 с.

. Управление физической культурой и спортом: Учебник / Сост. И. И. Переверзин, Н. Н. Бугров, Я. Р. Вилькин и др.-М. Физкультура и спорт, 1987.-134 с.

13. Уроки физической культуры в IV-VI классах/ Под ред. Г. П. Богданова.- М. Просвещение, 1984.-77 с.

Источник: bibliofond.ru