Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные. Комплексные

О российских программах дошкольного образования.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Предлагаем вам для ознакомления российские программы дошкольных образовательных учреждений, используемые в нашем регионе.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа воспитания и обучения в детском саду

Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.

Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.

Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всесторон­нее воспитание, обучение и подготовка к школе.

В 2004г.вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду. Новая Программа – то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.

Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.

Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.

Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка. представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.

Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. Новая Программа сохранила преемственность с программой 1985г, но одновременно уточнена её структура, появились новые разделы. Впервые подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество и освоение окружающей микро- и макросреды. Новая Программа восполняет недостатки в области духовного воспитания детей и их приобщение к общечеловеческим ценностям.

Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.

Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.

Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Радуга»

Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.

Цели:

1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.

2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.

3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное про­живание периода дошкольного детства.

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.

Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.

На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:

игровая мотивация,

мотивация общения

мотивация личной заинтересованности.

Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, ок­ружающий мир.

Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обу­чения детей в условиях детского сада.

Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самосто­ятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой зада­чу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не по­теряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образо­вательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, уме­ний и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.

«Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Детство»

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного дет­ства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравствен­ного, волевого, социально-личностного.

Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, приро­ды и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Пред­ставлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педаго­гу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе

выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработан­ная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошколь­ника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дош­кольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

• В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгля­ды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, ус­ловия эффективного развития в дошкольные годы.

В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нрав­ственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:

«Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отноше­ние к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Истоки»

Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.

Название программы отражает непреходящее значение дошколь­ного детства как уникального возраста, в котором закладываются ос­новы всего будущего развития человека.

В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирова­ние у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития де­тей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:

Раннее детство (2 стадии)

младенческий возраст ( от рождения до 1 года)

ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Дошкольное детство (2 стадии)дж

младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изме­нения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических ис­следованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализа­цию его возможностей, которые формируются и проявляются спе­цифически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здо­ровье ребенка.

В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в про­грамме предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариатив­ных и специальных программ.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа составлена для каждого возраста.

Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает про­ведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или само­стоятельной деятельностью.

Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирова­ние». «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми пла­нами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет пол­ный комплект пособий в помощь педагогам.

Рекомендована Министер­ством образования РФ.

Программа «Кроха»

Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.

Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрас­те до 3 лет.

Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей.

Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до его адапта­ции к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

Программа адресована в первую очередь семье и воспитателям ДОУ.

Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до 3 лет, а также методические рекомендации.

Рекомендована Министерством образования РФ.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в раз­личных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственно­сти за свое поведение.

В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.

В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоцио­нальное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особен­ностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бы­товых условий городской и сельской местности.

В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов

Программа имеет учебно-методический комплект: учебное посо­бие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дош­кольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.

Рекомендована Министер­ством образования РФ.

Программы экологического воспитания

Программа «Юный эколог»

Автор: С. Н. Николаева.

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.

Программа может быть использована любым дошкольным учреж­дением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов:

первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;

третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных;

в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;

пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.

В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназ­начена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».

К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошколь­ников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова.

Цель: формирование целостной системы знаний и умений, разви­вающих у детей планетарное мышление на основе формирования со­циально-экологического идеала; экологическое воспитание.

Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых эколо­гическое воспитание является приоритетным.

Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у де­тей этого возраста: - «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам.

К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Наш дом — природа»

Автор: Н. А. Рыжова.

Программа для старшего дошкольного и младшего школьного воз­раста.

Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гу­манной, социально активной, творческой личности, способной пони­мать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на при­роду и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека.

Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».

К программе выпущены методические разработки, представлен­ные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др.

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программы художественно-эстетического цикла

Программа «Природа и художник»

Автор Т. А. Копцева.

Цель: приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры и формирование представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет присталь­ного изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.

Предлагаемая система художественно-творческих заданий основана на целевых установках программы «Изобразительное искусство и худо­жественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.

Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир ис­кусства».

Программа «Интеграция»

Автор Т. Г. Казакова.

Цель: формирование навыков изобразительного творчества у де­тей дошкольного возраста; восприятие изобразительного искусства; формирование художественных образов, формирование художествен­ных способностей у детей.

Автор умело выстроила линию интеграции всех видов изобразительного искусства.

К программе разработаны схемы ознакомления детей с изобрази­тельным искусством (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн); типы занятий с детьми (одновидовые, интегрированные, комплексные по видам искусства); интеграция ви­дов изодеятельности.

Автор предлагает технологию развития изобразительных способ­ностей у детей раннего возраста, в которой предусматривается целенаправленное развитие начала творческих проявлений в изодеятельности. Главный акцент сделан на формирование эмоционально-образного восприятия, художественно-образного начала в рисовании, леп­ке, аппликации.

Основное внимание автор уделяет рисованию крас­ками - гуашью, что способствует возникновению у детей раннего воз­раста ассоциативных образов. В помощь воспитателям и родителям раз­работана система занятий, раскрыты особенности педагогического ру­ководства изодеятельностью детей раннего возраста. В книге Т. Г. Ка­заковой «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельнос­ти» кроме конспектов подобраны иллюстративные материалы, подго­товлены специальные тетради.

Программа «Семицветик»

Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.

Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широко­го кругозора, развитие творчества через восприятие красоты.

Выделе­ны блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи»; предла­гаются тематическое планирование работы на год и примерные конс­пекты занятий.

Девиз программы «Семицветик» - воспитание через Культуру и Красоту.

Большое внимание уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, в художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.

К программе прилагается хрестоматия «Про Небо и Землю: Ска­зочная хрестоматия», в которую вошли народные сказки и легенды раз­ных стран по тематике первых двух блоков. Авторами созданы посо­бия: «Солнечный круг», «Сто занятий с Детьми дошкольного возраста, по программе «Семицветик», «Азбука мира», «Уроки мира».

Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»

Автор Л.В.Куцакова.

Цель: развитие конструкторских умений и художественно-творчес­ких способностнй детей, ознакомление их с различными приемами мо­делирования и конструирования.

Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обу­чения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышле­ние, воображение, творческие умения, практические навыки, художе­ственный вкус.

В авторском пособии «Занятия с дошкольниками по конструиро­ванию и художественному труду» дана развернутая технология обуче­ния детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, кар­тона, строительного, природного, бросового и других материалов. Под­бор учебного материала для творчества отвечает принципам дидакти­ки и возрастным возможностям детей.

Программа «Умка» — ТРИЗ

Авторы: Л.М. Курбатова и др.

Цель: развитие у дошкольника активных форм мышления в един­стве с творческим воображением, развитие фантазии через обогаще­ние предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, иг­рового, эстетического, экологического, технического характера).

Про­грамма создает предпосылки для системного видения мира и его твор­ческого преобразования.

Состоит из трех относительно самостоятельных частей:

программа развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста — «Умка» — ТРИЗ;

вариант программы, включающей образовательное содержание для организации работы с детьми в студиях интеллектуально-эстети­ческого развития;

подпрограмма-, готовящая педагогов дошкольных образователь­ных учреждений к реализации программы развития мышления и твор­ческих способностей дошкольного возраста «Умка» — ТРИЗ.

ТРИЗ — это технология, с помощью которой педагог формирует у дошкольников качества творческой личности. Основными средства­ми работы с детьми является педагогический поиск. Обучая ребенка, воспитатель идет от его природы, т.е. использует принцип природосообразности. Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при ми­нимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Программа «Гармония»

Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан.

Цель: общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей в процессе основных видов музыкальной де­ятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.

Особенность программы заключается в том, что она основана на результатах многолетних научных исследований развития музыкаль­ных способностей.

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию дошкольника. Предлагаемый авторами имп­ровизированный характер некоторых занятий особенно важен для фор­мирования музыкального творчества. Программа методически обеспе­чена хрестоматиями, аудиокассетами, рекомендациями по организации работы с детьми всех возрастов с учетом их психологических осо­бенностей.

Программа «Малыш»

Автор В. А. Петрова.

Цель: развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, приоб­щение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной куль­туры, высоким духовным ценностям.

Это новая программа по музыкальному воспитанию детей ранне­го возраста (3-й год жизни). Она разработана автором на основе мно­голетнего опыта практической работы с детьми.

Программа «Малыш» рассчитана на реальные возможности музы­кального развития детей раннего возраста и вариативность задач музыкального репертуара в зависимости от особенностей конкретной группы.

В программе предусмотрена работа с воспитателями и родителями. В пакет материалов входят:

1. Программа.

2. Хрестоматия музыкального репертуара.

3. Методические рекомендации по всем видам музыкального вос­питания, а также к праздничным утренникам и досугам.

4. Аудиокассета c записью инструментальной музыки для слуша­ния в исполнении симфонического и струнного оркестров.

Программа «Музыкальные шедевры»

Автор О. П. Радынова.

Цель: формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.

Автор предлагает четкую систему работы на основе использования произведений искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики.

В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Основной принцип построения программы- тематический (наличие 6 тем, которые изучаются в течение одного – двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

К программе разработаны методические рекомендации для педагога, система занятий для всех возрастных групп детского сада, беседы-концерты, развлечения.

В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа «Я, ты, мы»

Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.

Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной ком­петентности.

Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои вза­имоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликт­ных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.

В программу входят следующие разделы:

«Уверенность в себе»;

«Чувства, желания, взгляды»;

«Социальные навыки».

Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комп­лект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нра­вится?», «Веселые, грустные. », «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»

Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»

Автор С. А. Козлова.

Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сфор­мировать у него представление о себе как о представителе человечес­кого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, пра­вах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством соб­ственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.

Програм­ма включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.

В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.

Ав­тором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может слу­жить технологией реализации программы «Я — человек».

Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) ба­зиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного на­рода, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Программа состоит из трех ча­стей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются фор­мы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части да­ются перспективные и календарные планы работы с детьми всех воз­растных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В

третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наи­более часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре» .

Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста ос­нов духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие позна­вательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:

первобытные люди;

чудеса древнего мира;

путешествие со сказкой;

прежде и теперь.

Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов из­ложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.

Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

Программа «Наследие»

Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.

Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.

Программа состоит из блоков, имеющих относительно само­стоятельное значение и определенные задачи:

круг событий;

круг чтения.

Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы ис­пользуют традиционный для русской культуры земледельческий кален­дарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.

Программы физического развития и здоровья дошкольников

Программа «Играйте на здоровье»и технология её применения в ДОУ.

Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В.

Авторская программа «Играйте на здоровье», она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа создана на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ

№ 69 г.Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.

Игры и игровые моменты включают самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.

Использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает двигательную активность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и их интересу. Дети освоившие программу становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе. охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры взрослых.

Практическая значимость пособия определяется представленными конспектами физкультурных занятий.

Программа «Искорка»

Автор Л. Е. Симошина.

В основе ее лежат положения программы «Детство». Содержание учебного материала представлено в двух разделах: теоретическом и практическом.

Теоретические задания в форме вопросов и ответов даются на каж­дом занятии. В практической части занятий рекомендуется использовать комплексно шесть вариантов моторно-сенсорной организации занятий:

движения и дыхание;

движения и музыкальное сопровождение;

движения и визуализация спортивного облика воспитателя;

движения и температурные контрасты окружающей среды;

движения и положительное эмоциональное состояние, а также упражнения разных видов: оздоравливающих, закаливающих, краси­вых, веселых, торжественных и соревновательных.

Автор утверждает и доказывает, что одним из условий улучшения физического состояния дошкольника является не объем физической нагрузки, а качество двигательных действий и последовательное взаимодействие с дозированным воздействием холода — закаливанием.

Технология реализации программы сводится к общей и специаль­ной подготовке индивидуального пластического образа ребенка в ус­ловиях сюжетно-ролевой среды и на воздухе.

Программа «Здравствуй!»

Автор М. Л. Лазарев.

Цель: помочь педагогам и родителям организовать с детьми дош­кольного возраста оздоровительную работу, направленную на форми­рование у них навыков здорового образа жизни. Программа и методическое руководство разработаны на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.

Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию лично­сти ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая впер­вые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

Технология «Старт»

Автор Л. В. Яковлева.

В разработке программы автору оказали помощь член Федераль­ного экспертного совета по общему образованию Министерства обра­зования РФ Р. А. Юдина и врач-ортопед, заведующая детской поли­клиникой Центрального научно-исследовательского института трав­матологии и ортопедии доктор медицинских наук Л.К. Михайлова.

В содержании программы отражен многолетний опыт практичес­кой работы с детьми-дошкольниками (начиная с ясельного возраста) по обучению здоровому образу жизни.

Автор отказалась от распределения материала по возрастным груп­пам, обосновывая это тем, что такой подход искусственно тормозит развитие ребенка. В технологии имеется материал об использовании акробатических упражнений, упражнений на нестандартном для дош­кольников оборудовании, упражнений на растяжку.

В программе последовательно раскрываются вопросы:

как использовать стандартное и нестандартное оборудование в работе с дошкольниками;

методика диагностики двигательной деятельности детей для оп­ределения их спортивных интересов и способностей;

рекомендации по составлению системы работы, учитывая условия дошкольного учреждения;

особенности взаимодействия воспитателя по физической куль­туре и воспитателя группы;

Источник: gigabaza.ru