ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ - раздел Физика, ФИЗИЧЕСКОГО Воспитание Физических Качеств И Развитие Физических Способ­Ностей Предстают К.

Воспитание физических качеств и развитие физических способ­ностей предстают как целостный процесс, объединяющий в себе отдельные взаимосвязанные стороны совершенствования физиче­ской природы человека. Принципы воспитания физических ка­честв раскрывают общие положения по управлению данным процессом, формулируют свои методические требования, основыва­ясь на закономерностях единства развития физических способно­стей и воспитания физических качеств. Вместе с тем в некоторых характеристиках этих принципов присутствуют положения, прису­щие и обучению двигательным действиям, что отражает материа­листическую основу единства обучения и воспитания (см. «Прин­ципы обучения»). Среди основных принципов воспитания физи­ческих качеств выделяют: принцип соответствия педагогических воздействий возрастным особенностям школьников, принцип раз* вивающего эффекта педагогических воздействий, принцип сопря­женного воздействия и принцип вариативности решения двига­тельных задач.

Принцип соответствия педагогических воз-действий формулирует свои положения, исходя из закономер­ностей гетерохромного развития физических способностей, и пред­полагает обязательное выделение их сенситивных периодов а процессе воспитания физических качеств. Принцип требует соблюде­ния направленности педагогических воздействий на опережающие в своем развитии органы, структуры и осуществления индивиду­ального подхода в развитии физических способностей. (О сущно­сти опережающего развития см. с. 124.)

Младший школьный возраст является благоприятным для раз­вития многих физических способностей. Как мальчики, так и девочки к 10—11 годам достигают относительно высоких возмож­ностей аэробного энергообеспечения мышечной работы. Их сер­дечно-сосудистая и дыхательная системы функционируют сбалан­сированно и согласованно. В этом возрасте хотя н О1мечаются некоторые различия в параметрах физического развития и физиче­ской подготовленности между мальчиками и девочками, но они малосущественны. Среди ведущих физических способностей, наи­более интенсивно развивающихся в младшем школьном возрасте, выделяются скоростные и координационные способности, а также способности к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности. В рамках педагогического про­цесса развитие физических способностей осуществляется по двум основным направлениям: первое —стимулирующее развитие физи­ческих способностей, второе — обеспечивающее направленное их развитие. Стимулирующее развитие проявляется в процессе фор­мирования двигательных умений и связано с обучением детей основам управления движениями. Направленное развитие проявля­ется в повышении функциональных возможностей органов и струк­тур организма, в улучшении их взаимодействия во время выпол-

9 Заказ № 1180 129

нения хорошо освоенных упражнений посредством изменения величины нагрузки.

Средний школьный возраст характеризуется как наиболее сложный и противоречивый возраст для развития физических способностей. Его специфической особенностью является бурное биологическое (половое) созревание, определяющее не только биологическое, но и социальное становление школьников. В этот период часто наблюдается неадекватный характер реакций орга­нов и структур в ответ на внешние воздействия, вызывающий со­ответствующие психофизиологические состояния. У подростков может наблюдаться снижение анаэробного порога энергообеспе­чения и максимального потребления кислорода, рассогласование между кровообращением и дыханием, падение показателей физиче­ской работоспособности. По мере биологического созревания при­обретаются новые свойства, связанные с интенсивным развитием анаэробно-гликолитического источника энергопродукции. Под влиянием наследственных программ отчетливо проявляются ана-томо-морфологические и психофизиологические различия между мальчиками и девочками, а также различия в индивидуальных темпах созревания. Даже в одной возрастной группе могут нахо­диться подростки как отстающие в своем физическом развитии, так и обгоняющие своих сверстников. У мальчиков наиболее эф­фективно поддаются целенаправленному развитию в зависимости от возраста такие способности, как скоростно-енловые (10—11 и 14—15 лет) и собственно силовые (13—14 лет), скорость одиноч­ного движения (10—И лет) и скорость двигательной реакции (II—12 лет), выносливость в статическом (13 —15 лет) и динами­ческом (II —13 лет) режимах, в зоне максимальной интенсивно­сти (14—15 лет) и зонах субмаксимальной, большой и умеренной интенсивности (10—И лет), а также способности выполнять дви­жения сложной координации (10—11 и 14—15 лет) и с большой амплитудой движений (13—14 лет). У девочек наиболее углублен­но следует воздействовать на скоростно-силовые способности (11— 12 лет), на скорость движений и двигательной реакции (10— 11 лет), выносливость в статическом и динамическом режимах работы (10—12 лет), а также в зонах субмакснмальной (13— 14 лет), большой и максимальной интенсивности (10—11 и 13— 14 лет). Кроме этого, в данном возрасте у девочек эффективно развиваются координационные способности (11 —13 лет) и гиб­кость (11 — 12 и 13—15 лет).

Старший школьный возраст характеризуется неодновременным окончанием биологического (полового) созревания юношей и деву­шек. К 17 годам юноши превышают уровень физической подготов­ленности девушек по большинству показателей и в отличие от них могут выполнять большие объемы работы с высокой интен­сивностью.

Направленное развитие физических способностей осуществля­ется лрл обязательном дифференцировании содержания педагоги­ческих воздействии. У юношей педагогические воздействия будут

нацелены преимущественно на развитие собственно силовых спо­собностей, способностей, характеризующих физическое качество выносливости (15—17 лет), а также вестибулярную устойчивость, точность и скорость двигательных действий. У девушек акценти­рованному педагогическому воздействию целесообразно подвер­гать собственно силовые способности (16—17 лет) и гибкость (16—17 лет).

Выбирая состав средств и методов для развития физических способностей, необходимо параллельно воздействовать и на ин­тенсивно развивающиеся органы и структуры, и на те, которые в своем развитии временно отстают. Выполнение этого требования является обязательным, поскольку несоблюдение его может отри­цательно сказаться на темпах развития в последующие возраст­ные периоды. Здесь можно наблюдать как бы обратный эффект: чрезмерное развитие функций одних органов угнетает последую­щее развитие других» а следовательно, тормозит и развитие соот­ветствующих физических способностей.

Индивидуализация процесса — одно из важных требований принципа соответствия педагогических воздействий. Особенно ве­лико ее значение в среднем и старшем школьном возрасте, когда формируются личностные особенности школьников. В зависимости от темпов биологического созревания индивидуализация выража­ется в дифференцировании физических нагрузок и способов их ре­гулирования, выбора состава средств педагогических воздействий, Днфференцировка нагрузок предполагает ограничение парамет­ров механической работы, обусловливающих ту или иную функ­циональную активность органов и структур, а выбор средств — ограничение биомеханических параметров двигательных действий, создающих направленность воздействий на требуемые органы и структуры. В практике проблема индивидуализации решается на основе органического сочетания двух направлений: общеподгото­вительного и специализированного. Ориентация на персональные различия позволяет осуществлять личностный подход, а общие свойства, присущие разным индивидам, дают возможность на­правленно проводить групповые занятия (см. «Принцип индиви­дуализации»).

Принцип развивающего эффекта педагогических воздействий формулирует свои положения преимущественно на основе закономерностей этапностн и фазности развития физиче­ских способностей и требует соблюдения повторяемости и посте­пенности педагогических воздействий.

Под повторяемостью понимается многократное выполнение на­грузки как в рамках одного отдельно взятого занятия, так и си­стемы занятий, объединенных в недельные, месячные, годовые циклы (см. «Принцип повторности»). Начальное выполнение на­грузки в каком-либо занятии вызывает функциолальную актив­ность соответствующих органов и структур, создает положитель­ные условия для прогрессивных перестроек в организме. Повтор­ное выполнение усиливает функциональные сдвиги, вызванные

Источник: allrefs.net