Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся

Кандидат педагогических наук, профессор В.И. Харитонов

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Ким

Кандидат биологических наук А.В. Ненашева

С.А. Личагина

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Ключевые слова: совершенствование, физическое воспитание, педагогические технологии, коррекция.

Проблема воспитания (и в первую очередь - физического) и бытия человека возникает не тогда, когда он осмысливает его, а когда он социализируется в определенное сообщество, в систему общественных отношений. Здесь и закладываются основы социальных противоречий в силу того, что общество стремится ангажировать личность.

Интеграция учебных дисциплин на создание автономной системы здоровьесбережения, мониторинг непрерывного образования становятся объединяющим, прогрессивным фактором самоорганизующейся общеобразовательной системы.

По мнению академика В.П. Казначеева ([5], здоровье это - "процесс жизненного цикла (витальной жизнедеятельности) с адекватной природе человека реализацией - физиологических, психических, биологических потребностей личности, в оптимальной социально-трудовой активности, репродуктивности при максимальной продолжительности активной жизни".

В научных и пропагандистских публикациях, материалах о здоровом образе жизни часто справедливо отмечаются недостатки в экологии среды обитания, осложнение повседневной бытовой деятельности в связи с урбанизацией, ломающей соразмерность пространств, затрат времени на жизненно необходимые и полезные виды деятельности. При этом критикуются обыденный стиль межличностного взаимодействия и манеры социального поведения. Стало расхожим клише о "болезнях века", "издержках цивилизации", "негативных последствиях научно-технического прогресса", "школьном стрессе" и противопоставлениеих здоровью человека. При этом умалчивается основное: что подавляющее большинство этих явлений, обеспечивающих жизнедеятельность людей, создаются ими самими преднамеренно или невольно, по умыслу или безрассуд ству. Вместе с тем все изменения в жизни людей определяются накапливающейся в человеке и внешней среде информацией, ее осознанием и переработкой, принятием человеком соответствующих решений. Этот посыл является основным в жизнедеятельности и поведении человека. Парадокс заключается в том, что сочетание приведенных выше определений может отражать глубочайшие заблуждения человека.

Эволюция живой природы сводится к повышению жизнеспособности организмов, расширению их адаптивных, в том числе социально-валеологических, возможностей. При этом отмечается, что значительное улучшение условий жизни людей, уменьшение физических нагрузок при повышении эмоциональной напряженности труда в индустриальных странах создали условия для распространения сердечно-сосудистых заболеваний.

В приведенной проблеме можно выделить психологические аспекты, связанные с изменением системы взглядов на соотношение процессов физической активности индивида (физическая культура, спорт, физический труд) и процесса механизации, автоматизации, компьютеризации, используя при этом комплексную оценку их влияния на систему человек-природа: биологического (здоровье), экологического (чистота организма и окружающей среды), экономического (материальные расходы), нравственного, а также социально-политические аспекты (определение приоритетов, конверсия средств, перестройка программ образования и воспитания). А стратегия лечения болезней должна уступить место стратегии сохранения и развития здоровья, в последней важное место принадлежит именно физической культуре, как относительно самостоятельной области общей культуры человека.

Как справедливо указывают В.К. Бальсевич [3] и Л.И Лубышева [8], в основе физической культуры лежит деятельность, направленная на социальное преобразование тела человека, его физического состояния. Она включает в себя социально сформированные средства, механизмы и результаты деятельности, связанные с ней нормы и правила поведения, эмоциональные реакции, знания, интересы, потребности, ценностные ориентации, в которые входят еще и социальные институты, отношения.

В реалиях же разнообразный контингент, разнообразные социальные и демографические группы людей, многообразие индивидов, где свойства, качества и возможности каждого человека определены набором хромосом, развитием и функционированием организма и условиями среды. Поэтому не случайна обращенность специалистов по физической культурыеи спорту к здоровому образу жизни, к разработке авторских программ по физической культуре, физическому воспитанию, выдвижению идей здравостро ительства, здравостроения, здравотворчества и здоровьесбережения. Например, И.И. Сулейманов, В.И. Михалев и др. [10] предлагают ввести общее физкультурное образование, В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов [2] - физкультурное образование, а Л.И. Лубышева [8] - строить физическое воспитание на методологических принципах связи духовного, чувственного и физического развития человека. При недостатках информационного поля, ограниченного унифицированной системой и теорией физического воспитания, разные авторы по-своему дополняют информацию о здоровом образе жизни. При этом включают такое понятие, как феномен здравоведения. Оно обобщает аспекты комплексно -адаптационных способностей организма [6]; методологии активного отдыха [9]; проблемы функционального развития организма [1], а также геронтологии [12]; энергетики биологической активности [4]; рекреации оздоровительных педагогических технологий [11]; закаливания и соблюдения гигиенических правил [7] и др.

Однако, поддерживая идеи здравоведения-здра востроительства и здоровьесбережения указанных специалистов, хочется поспорить относительно толкования этих терминов и определений, а также конституционных параметров в целостной оценке здоровья человека.

Здравоведение - новая зарождающаяся интегративная фундаментальная наука о здоровье человека. Она изучает на разных уровнях (молекулярном. клеточном, тканевом, органном, системном, организменном и популяционном) сущность и этиологию здоровья. При этом раскрывает процессы здравотворчества, их состояния и факторы, которые характеризуют и обуславливают индивидуальность и общественное здоровье. В ней присутствуют поиск и изучение количественных и качественных критериев здоровья, есть и аспекты разработки методологии и диагностики здоровьесбережения. их прогнозирования, генерирования, стабилизации, регенерации и реабилитации.

Здоровьесбережение детского населения, основываясь на принципах здравоведения, включает в себя (см. схему составляющих ценностных приоритетов личности и здоровья детского населения) аспекты создания социальной мотивации и акцентирования информационных, правовых, интенционных ценностей и финансово-экономического обеспечения с учетом условий взаимодействия и влияния педагогических технологий на здоровый образ жизни. Неслучайно в общей системе здравоведения имеет место здравотворчество как основа знаний, образованности, осознанности здорового образа и стиля жизни, умения построить свою жизнедеятельность по законам здоровья на основе потребностей индивидуальности, способствующих хорошему физическому состоянию социума и определяющих его бережное отношение к здоровью окружающих людей.

Нами разработана схема структурных элементов информационно-образовательной направленности, составляющих концептуальную основу непрерывного образования учащихся (см. схему).

Она открыта для дальнейшей разработки и требует на практике индивидуализации и дальнейшего наполнения конкретным содержанием в зависимости от этапных целей, личностных качеств, содержания, характера и направленности двигательной активности и вида спорта занимающихся.

Модель состоит из стержневых блоков, в которые входят составляющие ЗОЖ личности ребенка и здоровьесбережения детского населения, изученного в представленной работе. Социальный блок замыкается на ведущих векторах - среде и экологии; интеллектуальных ценностях и ценностях двигательного характера, а также ценностях мобилизационной и интенционной готовности и комплексных коррекционных программ. Центральное место в этом блоке занимают педагогические технологии, которые составляют суть здоровьесбережения детско-юношеского населения.

Первый из названных блоков - составляющие в ЗОЖ личности ребенка - состоит из суммарной эффективности, обусловленной средой и экологией его проживания; его интеллектуального потенциала; умений и навыков, полученных индивидом в ходе своего развития и совершенствования, а также характерис тик уровня здоровья; выработки здорового стиля жизни и противостояния внешней среде; мотивов и интереса к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью; реализацией приведенных компонентов в стиле и образе жизни. При этом ведущим звеном составляющих в ЗОЖ личности в предложенной модели следует считать: уровень организации физкультурно -спортивной деятельности в целом как базис его самоутверждения, а через него и приобщения к самостоятельным навыкам здравотворчества.

Взаимосвязь двух представленных блоков очевидна. Она взаимообусловлена и находится в тесном единстве, которое, несомненно, требует более подробных пояснений.

Блок составляющих в ЗОЖ детского населения в параметрах "среда" и "экология" включает социально-политические и эколого-эконо мические параметры, которые, вне сомнения, оказывают огромное влияние на здоровье подрастающего поколения. В составляющих стиля и ЗОЖ личности приводимые аспекты составляют суммарный вектор, включающий объем информации здоровьесбережения, зачастую связанный с недостаточностью экологического образования индивида.

Аналогично составляющие нагрузки в ЗОЖ детского населения и личности согласуются и в других компонентах модели ценностных приоритетов здоровьесбережения исследуемых. При этом рассмотренные векторы показаны как фрагменты мониторинго вого подхода с использованием схемы здоровьесбе регающей среды учащихся ОУ.

В последующих векторах также представлена проблемная ситуация, в общих чертах определены ресурсы здоровьесбережения учащихся. Показаны фрагменты теоретической и концептуальной основ физического воспитания учащихся.

Логическое продолжение вектор управленческих решений находит в комплексных программах, связанных с педагогическими технологиями.

Комплексные программы (через диагностику, коррекцию и контроль) в предложенной модели ценностных ориентиров играют главенствующую роль в подготовительной работе педагогических технологий, которые в конечном итоге направлены на коррекцию качеств и способностей, отстающих звеньев социума.

Промежуточные звенья между тремя ведущими составляющими модели - педагогическими технологиями, средой, экологией и комплексными программами вполне объяснимы и несут определенную смысловую нагрузку. Однако детально анализировать ммы их не будем по причине доступности их интерпретации и простоты изложения (см. схему).

Одной из фундаментальных частных задач "Первоочередных направлений здравостроения", разработанной ВОЗ, является обучение здоровью. В этом нормативном документе в первую очередь рекомендуется учитывать сложность воздействия на поведение человека и грамотно выбирать методы воздействия с учетом опыта, накопленного на всех ступенях обучения здоровью, чтобы избежать последовательности - "проб, ошибок и случайных успехов". А планирование обучения здоровью можно представить как процедуру в ходе мониторинга алгоритма с последовательным выполнением основных задач: создания информационного пространства здоровьесберегающей среды; выявления фонового состояния психофизиологического потенциала и уровня здоровья участников образовательного процесса; разработки концепции мониторинга валеологического образования; создания банка информации данных здоровья; разработки и апробирования педагогических технологий укрепления здоровья; разработки системы моделирования, прогнозирования и предупреждения влияния вредных факторов на здоровье занимающихся; внедрения системы здоровьесберегающей среды в информационное пространство школы (см. схему).

Непременным условием проведения мониторин га в образовательном учреждении является широкая пропаганда педагогики сотрудничества всего коллектива, овладения методами личностно развивающего обучения, познания способностей и проблем обучающихся. Алгоритм схемы здоровьесбережения учащихся образовательных учреждений показывает ступени его осуществления и направленности с использованием двух основных векторов - вектора управления и вектора валеологооздоровительных технологий (см. схему), разрешаемых в такой последовательности.

1. Изучение ситуации (проблем и их поведенчес ких компонентов, влияния среды и общества).

2. Формулировка цели (цель обучения, ее достижимость, доступность средств, реальность сроков выполнения).

3. Прогнозирование эффекта с учетом выбора программы для конкретного контингента занимающихся.

4. Выбор стратегии (какие шаги и кем должны быть они выполнены для получения намеченной цели).

5. Выполнение намеченного (сроки выполнения плана, выявление препятствий).

6. Эффективность оценки обучения (полнота реализации цели, наличие сопутстующих результатов).

7. Перспективы планирования (модификация программы, ее дальнейшее продолжение).

Позиции 1 - 4 тщательно подготавливаются до начала обучения. Затем идет накопление банка данных (стратегии, концепции, возможные препятствия, механизмы реализации). При этом идет процесс разработки педагогических технологий, формы и содержания обучения, его вербальное выражение с конкретной аргументацией.

В позиции 5 предусматривается реализация педагогических условий с целью совершенствования методов и средств обучения.

Позиции 6 и 7 реализуются при завершении этапа обучения. Здесь анализируются ход познавательной деятельности, ход изменения поведения, показатели функционального состояния, функциональные резервы, темпы физического развития, подготовленности и индексы здоровья обучающихся. По существу, здесь проходят стадии разработок экспертных оценок, хода оценки результативности обучения.

Таким образом, приведенная схема оказывается более успешной при осуществлении разностороннего подхода: широкое использование методической литературы, специально оборудованные помещения, технические средства обучения, реклама и др. При этом обучение дополняется и воспитательными средствами. Эффективными средствами обучения и самовоспитания являются (в нашем примере - паспорт-карта здоровья, элементарные навыки самостоятельного контроля и коррекции состояния своего здоровья).

Выяснение причин и проявлений изменчивости организма растущего человека, независимо от сферы особенностей и ограничения рамками морфологии, биохимии, физиологии и т.д. служит основной прерогативой познания медицинской антропологии. Например, благодаря предложенным педагогическим технологиям и анатомо-антропологическим исследованиям выявлены связи соматической конституции человека с ее частными проявлениями и др.

Комплексные программы и алгоритм здоровьес бережения (через процедуру диагностики, коррекции и контроля) в предложенной работе являются основным ориентиром, играющим главенствующую роль в подготовительной и внедренческой коррекционной работе, которая в конечном итоге направлена на коррекцию качеств и способностей, отстающих звеньев социума, укрепления его здоровья.

Источник: bmsi.ru