ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы является анализ физического воспитания средних школьников.

Задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть теоретический анализ физического воспитания средних школьников.

3. Проанализировать особенности развития скоростно-силовых качеств на уроках лёгкой атлетики в среднем школьном возрасте.

Предмет исследования: анализ физического воспитания средних школьников.

Объект исследования: особенности физического воспитания средних школьников.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст — юноши 13—16 лет, девушки — 12—15 лет и юношеский возраст — юноши 17—21 год и девушки — 16—20 лет. Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования

Возраст 15—20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма.

Формирование скелета заканчивается в основном к 17—18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16—18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15—16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом.

У женщин рост заканчивается в 20—22 года, у мужчин в 23—25 чет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы к весу тела у подростков 15 лет составляет 32,6%, а у юношей 17—18 лет— 44,2%.

К 18—21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает над тормозными процессами.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДНИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Теоретическая подготовка.

В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические знания по таким вопросам: общие сведения о физкультурном движении и организации физического воспитания; гигиенические основы физического воспитания; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических основ физического воспитания имеет важное значение для организации здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы и отдыха, систематические занятия физическими упражнениями в быту — обязательное условие успешного решения задач физического воспитания, предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

Давая теоретические знания по отдельным видам общей физической подготовки, учащихся следует познакомить с основами техники различных видов спорта, профилактикой травматизма, с инвентарем и правилами ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать спортивному совершенствованию в избранном виде спорта и внедрению физических упражнений в 'быт учащихся.

Методы сообщения теоретических знаний (уроки, беседы, теоретические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителями физического воспитания.

1.2. Общая физическая подготовка.

Она составляет главное содержание занятий физическими упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика — одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой 'круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика — это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся.

Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение.

Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует более успешному выполнению учащимися требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой в училище наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость;

повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.

Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию организма.

Обучение плаванию имеет большое прикладное значение и способствует внедрению физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

В связи с тем, что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главным являются обучение технике плавания.

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристические походы проводятся во внеучебное время — в выходные дни по специальному плану. Они могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают учащихся к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.

1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы выступал анализ физического воспитания средних школьников.

Были реализованы следующее задачи:

1. Провести отбор литературы по данной тематике.

2. Рассмотреть теоретический анализ физического воспитания средних школьников.

3. Проанализировать особенности развития скоростно-силовых качеств на уроках лёгкой атлетики в среднем школьном возрасте.

Была доказана гипотеза о том, что составленная программа развития скоростно-силовых способностей превосходит используемую стандартную программу

И в заключение необходимо отметить, что п роверка и оценка физической подготовленности в ходе подготовки позволяет преподавателю узнать, насколько эффективно решаются поставленные задачи, и в необходимых случаях вносить соответствующие коррективы в методику учебного процесса.

Проверка и оценка подготовленности осуществляются на основе специально установленных нормативов. При этом перечень контрольных упражнений и величина нормативов определяются объективными требованиями.

При разработке учебных нормативов по физической подготовке учащихся необходимо руководствоваться методическими указаниями и требованиями программы физического воспитания учащихся городских и сельских школ.

Проверку и оценку физической подготовленности учащихся следует осуществлять на занятиях систематически в порядке текущего контроля и в конце периодов обучения. Для анализа и оценки результатов, достигнутых группой в целом и каждым учащимся, сравнивают данные первоначальных и повторных проверок.

По итогам внедрения своей программы мы видим, что по сравнению со стандартной программой развития скоростно-силовых способностей на уроке лёгкой атлетики наша программа имеет большую эффективность. По результатам проведённого нами исследования скоростные качества развиваются на 11,1% эффективности, а силовые на 12,3 % эффективнее, что в процессе физического воспитания является значительным преимуществом.

Это позволяет рекомендовать данную программу для развития скоростно-силовых способностей на уроке лёгкой атлетики.

Результат этой программы – качество выпускника, который должен выйти в жизнь не только с достаточной физической подготовленностью, но и, чтобы он был действительно образованным в физической культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся; владел средствами и методами укрепления и сохранения здоровья, повышения функциональных способностей основных систем организма; умел организовать и грамотно проводить занятия физическими упражнениями, в том числе и со своими детьми.

В результате всего этого:

1. В нашей школе физическая культура как предмет заняла достойное место в ряду других дисциплин;

2. 100% детей присутствуют на уроках. У нас нет проблем с посещением, так как ребята любят предмет. Дети, пришедшие после болезни или полностью освобожденные от двигательных занятий, участвуют на уроке в роли судей, ассистентов;

3. Повысилось внимание родителей к физическому воспитанию детей;

4. Учащиеся владеют специальными теоретическими знаниями, необходимыми для самостоятельных занятий физической культурой;

5. На выпускных экзаменах по предмету 9 и 11кл. Школьники демонстрируют высокий уровень знаний, с каждым годом растет число желающих сдавать экзамен по физической культуре;

6. Формируется устойчивая потребность в самостоятельных занятиях во внеурочное время или в школьных спортивных секциях, городских дюсш;

7. Школа занимает традиционно высокие места на городских соревнованиях, причем мы достигаем успеха не путем отбора небольшой группы двигательно-одаренных детей и усиленной их подготовке. «сильные» ребята выявляются из множества учащихся;

8. С гордостью можно сказать, что в нашей школе в последние годы перестало расти число часто болеющих детей.

Великий русский педагог П.Ф. Лесгафт сказал: «Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М. 1999.

2. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М. 1988.

3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М. 1996.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д. 1997.

5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М. 1997.

6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М. 1996.

7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М. 1996.

8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. пособие. - 2-е изд. - М. 1997.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М. 1991.

10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М. 1998.

11. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М. 1999.

12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М. 1991.

13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. - М. 1991.

14. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М. 1997.

15. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. — М. 1998.

16. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М. 1973.

17. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. — М. 1986.

18. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ. В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд. испр. и доп. — М. 1976.

19. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б.А.Ашмарина. — М. 1990.

20. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М. 1994.

21. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя/ Под ред. В. И.Ляха, Г. Б. Мейксона. — М. 1997.

Источник: www.referater.ru