Скачать:

Предварительный просмотр:

«СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ОВЗ»

У всех детей с отклонениями в развитии отмечаются те или иные недостатки в двигательной сфере. Наиболее тяжелые двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), в силу специфики поражения мозга. Серьезно страдает моторное развитие детей с нарушениями зрения, они малоактивны, боятся пространства.

Грубая задержка моторного развития отмечается при умственной отсталости.   Такие дети позднее осваивают все движения раннего развития. При минимальном органическом поражении центральной нервной системы (дети с ЗПР и ОНР) задержка моторного развития не настолько выражена и имеет место.

В норме ребенок:

в 2 месяца - держит голову;

в 3-4 месяца – переворачивается со спины на живот, а потом на спину;

в 6-8 мес. – сидит и ползает;

9 мес. – встает;

10 мес. – ходит с опорой;

12 мес. – ходит самостоятельно.

В дальнейшем на протяжении дошкольного детства развиваются и совершенствуются движения раннего онтогенеза. Ребенок переходит к более сложным основным движениям, осваивает лазание, прыжки, бег.

Особое значение имеют движения рук. К 3 мес. угасает врожденный цеплятельный рефлекс, начинает развиваться функция хватания, ребенок захватывает предметы и манипулирует ими. К 1 году  от случайных хаотичных манипуляций ребенок переходит к целенаправленным действиям.

У детей с отклонениями в развитии двигательные навыки формируются замедленно,   дети бояться пространства, снижена двигательная активность, затруднены действия с предметами. У детей с нарушением слуха нередко страдают функции равновесия. Дети с речевыми нарушениями, с ЗПР на первый взгляд в плане моторики не очень отличаются от обычных детей, однако в раннем детстве может быть зафиксирована задержка психомоторного развития, несколько сужен диапазон движений, страдает техника движений.

Специалисты различают 3 степени тяжести двигательных нарушений.

1 степень – тяжелая, в этом случае у детей не формируются даже движения раннего онтогенеза, они полностью зависит от помощи окружающих.

2 степень – средняя. Ребенок может передвигаться, но диапазон движений сужен, нарушена техника движений.

3 степень – легкая. Страдает преимущественно ручная моторика, ребенок более самостоятелен.

У ребенка может быть несформирован один или несколько компонентов двигательного статуса.

Задачи работы по физическому воспитанию можно распределить на 2 группы:

1 группа - задачи медико-педагогической коррекции.

Это  такие мероприятия как ЛФК, массаж, фитотерапия, физиотерапия, специальные занятия на тренажерах, закаливание. В некоторых случаях требуется медикаментозное лечение.

2 группа задач решается в рамках работы по физической культуре. Основными являются задачи по совершенствованию техники движений и повышения результативности в каждом конкретном виде движения.

Для специальных детских садов программное обеспечение недостаточно. Более всего подходят методические разработки Е. М. Мастюковой для специальных дошкольных групп, Н.Н. Ефименко («Театр физического воспитания»,1998).

Работа по развитию техники движений осуществляется в следующей последовательности:

    совершенствование движений раннего онтогенеза; предлагают упражнения из исходного положения, сидя и лежа, различные повороты, перевороты туловища. совершенствование навыков ползания – по-пластунски, на четвереньках, перелазания, пролезания, подлезания. совершенствование ходьбы;   ходьба на пятках, носках; за исключением детей с повышенным мышечным тонусом; с изменением направления движения, с различными заданиями. совершенствуется бег. совершенствуются ручные действия – броски,  метание из разных исходных положений – сидя, лежа, стоя. параллельно развивается функция равновесия. Предлагают упражнения, стоя, в движении с открытыми и закрытыми глазами.

Особой задачей коррекционной работы в специальных образовательных учреждениях является развитие психомоторных функций ребенка. Важно развивать способность быть внимательными и начинать и заканчивать движения по сигналу, запоминать последовательность движения и воспроизводить ее, ориентироваться в пространстве.

Доказано, что существует определенная взаимосвязь между развитием двигательных функций руки, речевым и обще-психическим развитием ребенка. Поэтому на коррекционных занятиях проводятся разные формы двигательной активности детей. Мы используем  артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастику.

С опорой на движения и действия можно обогащать глагольный словарь, обучать использованию предложных конструкций. Активизировать движения можно, формируя пространственные представления.

Существуют игровые двигательные тесты.

Это упражнения, позволяющие выявить негрубые отклонения в развитии моторики у детей. Рассчитаны на детей 6 лет, обследование лучше проводить  вдвоем при этом один человек работает с ребенком, а второй ведет протокол. У детей можно выявить стертые порезы, гиперкинезы, синкенезии (дополнительные движения, которые непроизвольно присоединяются к произвольным), а также определить ведущую руку.

Упражнения для рук:

1.«Лови мяч» - ребенку бросают мяч средних размеров с расстояния 1-2 метра, обращая внимание на результативность движений и общий рисунок движений.

2. «Возьми мяч». Ребенку предлагают взять мяч либо с ладоней взрослого, либо со стола. Обращаем внимание на захват мяча, расставлены ли ладони, раздвинуты ли пальцы, захватывает ли мяч с боков. Если неправильно держит, то можно предположить, что внизу более сильная рука, а вверху слабая или пораженная. Повторить это же с набивным мячом.

3.«Брось мяч» - ребенку предлагают несколько заданий: а) бросить мяч средней величины двумя руками снизу от себя, из-за головы от груди; б) затем поочередно каждой рукой бросить теннисный мячик - снизу,  сбоку, от плеча. Одновременно двумя руками бросить теннисные мячики – снизу, из-за головы. Обращают внимание на траекторию полета мяча (мяч должен лететь по дуге), нет ли гиперкинезов и синкинезий

4. «Руки вверх» - руки вверх- прямые, смотрим, на одинаковом ли уровне расположены ладони, если какая-то рука ниже и не полностью выпрямляется в локтевом суставе, это слабая или пораженная рука.

5.«Достань игрушку» - ребенку показывают игрушку на резинке, а ребенок должен подпрыгнуть и схватить игрушку, обращаем внимание на результативность, на то какой рукой          тянется к игрушке, скорее всего это ведущая рука.

6.«Обезьянка» - ребенку предлагают ухватиться за гимнастическую палку и он должен «повисеть» на этой палке. Обращаем внимание на захват палки. Большой палец должен быть противопоставлен остальным, если все пальцы сверху, то возможно, что функции руки недостаточно развиты. При повышенном тонусе – ребенок с силой вцепляется в палку, но руки быстро разжимаются, при пониженном тонусе – руки соскальзывают. Быстрее разжимаются пальцы пораженной или слабой руки.

7.«Собери пирамидку» - 8-10 колец, собирать поочередно, каждой рукой, действовать точно и быстро.

Дополнительные пробы для определения ведущей руки.

Ребенку предлагают показать, как будешь причесываться, как забивать гвоздь, как резать хлеб, размешивать сахар в стакане,  чистить зубы, открывать и закрывать пузырек с завинчивающей крышкой, вдевать нитку в иголку, доставать спичку из коробка, отрезать полоску бумаги. Предлагают нарисовать домик правой и левой рукой, поаплодировать (ведущая совершает активные движения), закрыть руки в замок (сверху палец ведущей руки). Выраженность предпочтения правой и левой руки может быть разной:

- выраженная праворукость, т. е. ребенок и в быту и при письме предпочитает правую руку и действует успешно;

- умеренная праворукость, преимущественно  пользуется правой рукой, но иногда доминирует левая;

- амбидекстрия – не удается выявить предпочтение, действует и правой и левой рукой одинаково.

- умеренная леворукость, предпочитает в быту левую руку, а пишет -  правой.

- выраженная леворукость – доминирует левая рука и в быту и на письме.

Если ребенок в основном пользуется левой рукой, но при этом испытывает трудности, его левшество имеет вынужденный характер, правую руку использует мало, что может быть связано с  правосторонним парезом. Ведущая рука всегда совершает активные движения и действует результативно и успешно.

Упражнения для ног.

1. Прыжки на 2-х ногах «Зайчик»- на месте и с продвижением вперед, на 1 ноге «Кузнечик». Обращают внимание, как  амортизирует стопа при прыжке. При повышенном мышечном тонусе мышцы напряжены, ребенок тянется на носочки, пружинистого отталкивания не получается; при пониженном мышечном тонусе, стопа плоская и нет хорошего пружинистого прыжка.

2.Упражнения из исходного положения лежа.

А) «Велосипед» - взрослый держит ребенка за лодыжки и ощущает характер мышечных ощущений. При повышенно мышечном тонусе напряжение мышц сильное, при пониженном тонусе мышцы вялые не ощущается напряжения, в норме ребенок активно самостоятельно выполняет движения.

Упражнения в равновесии:

А) «Журавлик» - ребенку предлагают постоять на одной ноге с открытыми и закрытыми глазами, обращая внимание, удается ли ему сохранить равновесие. Б) «Следы на дорожке» - предлагают ребенку пройти по нарисованной линии как по веревочке, с открытыми и закрытыми глазами.

Эти упражнения позволяют получить представление о негрубых недостатках и неврологической симптоматике, об уровне сформированности некоторых  двигательных навыков.

Источник: nsportal.ru