Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза

В практической деятельности преподавателю физического воспитания необхо­димо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Преподаватель физического воспитания не ограничивается только проведе­нием академических занятий со студентами, но и активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора спортивных соревнований, выполняет фун­кции спортивного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследователь­ской и учебно-методической работе, а также в хозрасчетной работе кафедры и спортивного клуба.

Весьма важное место в работе преподавателя физического воспитания в вузе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Помимо этого преподаватель выполняет контролирующие функции, осу­ществляя прием контрольных нормативов и зачетов.

Профессиональные обязанности преподавателя кафедры дифференцированы в соответствии с его квалификацией и статусом.

В обязанности преподавателя входит проведение учебно-практических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов и зачетов, учебно-методическая работа, организация и проведение соревнований, целенаправленная работа по повышению спортивно-тех­нического мастерства студентов-спортсменов.

В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит:

-       комплектование групп студентов в учебных отделениях и контроль за переме­щением студентов в течение учебного года, комплектование спортивных команд фа­культета;

-       осуществление помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом, проведение на факультете рабо­ты по наглядной агитации и пропаганде спорта.

В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-мето­дический раздел работы (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе) входит:

-       осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных за­нятий;

-       распределение почасового фонда;

-       контроль за его расходованием;

-       организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физичес­кой культуре;

-       контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составлении отчета по учебно-методической работе.

Основными обязанностями заведующего кафедрой физического воспитания яв­ляются:

-       организация учебно-воспитательного процесса и контроля за качеством про­ведения учебных занятий;

-       разработка стратегии перспективного развития массового спорта в вузе;

-       руководство научно-методической работой;

-       внедрение научной организации труда;

-       составление сметы по штатному финансированию;

-       руководство хозрасчетной деятельностью;

-       повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персо­нала кафедры.

Эффективность профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания определяется идентичностью его профессионально-значимых черт лич­ности профессиональному профилю работы. Мера соответствия по таким парамет­рам как коммуникабельность, экстравертированность, доброжелательность, урав­новешенность нервной системы, уровень личной физической культуры является объективной предпосылкой формирования его профессиональной компетенции и успешности педагогической деятельности в вузе.

Преподаватель вуза обязан систематически повышать уровень профессиональ­ных знаний, умений и навыков:

-       в совершенстве владеть предметом специализации (знать историю, технико-тактические особенности и психологические аспекты вида спорта);

-       знать методику обучения и тренировки, способы организации и управления пе­дагогического процесса;

-       уметь составлять необходимые документы планирования и отчетности.

В круг его профессиональных обязанностей входит систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию индивидуального стиля педагогического мастерства. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; обязан тщательно продумывать содержание урока, проводить занятие только в спортив­ной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дис­циплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности.

Список рекомендуемой литературы

  1. Булич Э.Г  Физическое воспитание в специальных медицинских группах. — М. 1986.
  2. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. — Тюмень, 1997.
  3. Каинов А.Н. Калинин В.Е. Калинина Л.В. Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. — Волгоград, 2003.
  4. Купер К. Новая аэробика. — М. 1979.
  5. Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. — М. 1987.
  6. Литвинов Е.Н. Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. — М. 1997.
  7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М. 1998.
  8. Макаренко Т.М. Калинина Л.В. Гаврилова Л.Г. Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002.
  9. Макаренко Т.М. Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. — Волгоград, 1999.

10. Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). — М. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. — М.,1992.

11. Прохорова И.В. Шептикин С.А. Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998.

12. Рипа М.Д. Велитченко В.К. Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М. 1988.

13. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб. 1999.

14. Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. — М. 1975.

Источник: doshkolnuk.com