1.4.4. Основы системы физической культуры.

Hits: 4749

К основам системы физической культуры относят: мировоззренческие, правовые, научно-методические, программно-нормативные, организационные.

Мировоззренческие основы. Мировоззрение, как известно, представляет собой совокуп­ность взглядов и идей, определяющих направленность человече­ской деятельности.

Отечественная система физической культуры в качестве сво­их мировоззренческих установок исходит из необходимости обес­печения всестороннего и гармонического развития личности. В практическом плане, развитые в процессе физического воспитания способности и умения человека, должны применяться им в своей профессиональной деятельности не во вред, а на пользу, как обще­ству, так и себе. Таким образом, система отражает гуманистиче­скую направленность воспитания человека, реализуемую в её цели, задачах и общих принципах.

Правовые основы. Правовое обеспечение системы физической культуры включают в первую очередь «Конституцию Российской Федерации (статья по вопросам физической культуры и спорта)», как нормативный правовой акт высшей юридической силы в стране. Конституционные права и свободы реализуются субъектами физкультурно-спортивной деятельности в различных правоотношениях, содержание которых определяется значительным по объему массивом правовых актов, достаточно полно определяющим правовой статус их участников. Эти акты имеют различную юридическую силу (законы, постановления, указы, инструкции и т.п.).

Наиболее важные сферы функционирования системы физической культуры регламентируются Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Вместе с тем ряд положений имеющих отношение к Физической культуре и спорту отражены в других законах. Например, законом Российской Федерации «Об образовании» установлены социальные гарантии реализации прав граждан на образование: права и социальная защита обучающихся и воспитанников; охрана здоровья; права и обязанности родителей и др. Деятельность работников физкультурно-спортивных организаций и спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом Российской Федерации, который устанавливает понятия трудового договора, его содержание и порядок заключения. Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусматривается, что такие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Научно-методические основы. Система физической культуры в стране базируется на значительном комплексе достижений науки. Широкое применение в ней получили научные положения естественных наук (анатомия, физиология, биохимия, медицина), общественных (философия социология, история), педагогических (психология, педагогика).

На основе данных всех этих наук дисциплина «Теория физиче­ской культуры и спорта» разрабатывает и обосновывает наиболее общие за­кономерности физической культуры, т.е. закономерности, кото­рые являются базой для разработки частных теорий по конкретным специализациям (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.). По­этому теория физической культуры является своеобразным фунда­ментом и азбукой для всех частных дисциплин в области физиче­ской культуры и спорта.

Важная роль общей теории физической культуры заключается также в том, что она разрабатывает не только теоретические, но и методические основы для системы физического воспитания.

Методика – это педагогически оправданные предписания, в которых содержится как минимум три взаимосвязанных между со­бой звена: задача – средство – конкретный метод или методический прием.

Такой трехзвенной цепочкой пользуются специалисты на прак­тике при проведении любых физкультурных и спортивных занятий для решения той или иной задачи. Поэтому, методика является своеобразным связующим фактором между абстрактной наукой о физическом воспитании и реальной физкультурной практикой. От­сюда научно-методическая грамотность преподавателя, тренера всегда будет определять конечный эффект физического воспита­ния.

Программно-нормативные основы. Процесс физического воспитания в различных образовательных учреждениях осуществляется на основе специально разработанных государственных программ физического воспитания, которыми определены количество времени на физическое воспитание, основные средства и нормативные требования к показателям физического развития и физического образования с учетом возраста, пола и типа учебного заведения.

К сожалению, в настоящее время в масштабе всей государст­венной и общественной практики физического воспитания единая, целостная система конкретных установок и оценочных нормативов пока отсутствует.

Для оценки квалификации спортсменов в стране существует и периодически обновляется Единая всероссийская спортивная классификация, которая устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным во Всероссийский реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований.

Порядок присвоения квалификационных категорий спортивных судей и содержание квалификационных требований к кандидатам на присвоение данных категорий, а также права и обязанности спортивных судей устанавливаются Положением о спортивных судьях.

Организационные основы. В России функционируют две крупные формы организации фи­зической культуры в общегосударственном масштабе: государ­ственная и общественно-самодеятельная.

Государственная форма организации фи­зической культуры обеспечивает:

— Базовый обязательный курс физиче­ского воспитания в дошкольных учреждениях (ясли – сад), общеобразователь­ной школе, средних специальных и высших учебных заведениях, а также регулярную военно-прикладную физическую подготовку в армии и в других военизированных государственных органах. В этих звеньях физкультурные занятия обязательны, они осуществляются по учебным программам согласно расписанию. Для них выделяется спортивная база, оборудование, инвентарь, финансирование, штат­ные физкультурные кадры;

— дополнительное образование по физической культуре и туризму (спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, секции по видам спорта и т.п.);

— профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

— организацию и проведение межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятий;

— материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое,

— медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации;

— научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организацию издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;

— строительство и реконструкцию объектов спорта.

Контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления физкультурно-спортивной деятельности государственных учреждений осуществляют: федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации. Наряду с указанными органами управляющую подсистему физической культуры составляют и другие органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы физкультурного образования, лечебной физкультуры и спортивной медицины, физической подготовки военнослужащих и сотрудников.

Общественно-самодеятельная форма организации физической культуры осуществляется через различные общественные некоммерческие организации, к которым относятся:

— добровольные спортивные общества (ДСО) типа «Буревестник», «Труд», «Спартак», «Динамо», «Трудовые резервы», «Локомотив» и др.;

— общероссийские, региональные и местные спортивные федерации;

— олимпийский, паралимпийский, сурдлимпийский комитеты России, специальная олимпиада России.

Кроме того, к этой форме относятся все те физкультурники и спортсмены, которые не состоят в ДСО, а за­нимаются самостоятельно.

Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных заня­тий. В отличие от государственной, она не предусматривает обязательной формы и каких-то существенных регламентаций. Человек сам выбирает для себя интересующий его вид занятий, намечает уровень достижений, временные затраты и т.д. Эти особенности позволяют наиболее полно удовлетворить индивидуальные за­просы, интересы и потребности в физическом воспитании. Данная форма в кадровом обеспечении представлена главным образом тренерами всех категорий, инструкторами, методистами, судьями.

Источник: www.magma-team.ru