Гнедаш В.И.

Роль физической культуры

в гражданско-патриотическом воспитании учащихся.

(выступление на районном методическом объединении учителей физического воспитания)

Обновленное российское общество, ориентированное на удовлетворение потребностей людей, заинтересовано в раскрытии способностей и развитии личности каждого его члена. Это возможно на основе крепкого, мощного государства, пользующегося уважением мировой общественности. Постановлением правительства РФ разработана федеральная целевая программа "Молодежь России”, в которой отмечается, что становление новой Российской государственности требует пристального внимания к патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи через приобщение к истории, культуре, традициям страны, народа, их славным именам и подвигам, воспитание чувства гордости за Родину, готовности к защите Отечества.

Проводимые на общероссийском уровне исследования показывают, что лишь каждый третий молодой россиянин гордится историей своей страны, победой народа в Великой Отечественной войне. Крайне незначителен процент тех, кто испытывает гордость за российские вооруженные силы, считает предметом гордости место России в мировом сообществе. Подобные настроения характерны и для Ивановской молодежи.

А поэтому не случайна тенденция к усилению внимания к проблеме гражданско-патриотического воспитания, к решению которой непосредственное отношение имеет система образования, каждое образовательное учреждение. Эффективная работа по социализации личности каждого ребенка, подростка, введение ее в мир не только материальной, но и духовной культуры, возрождение национального самосознания, становление гражданина, патриота, способного и готового самостоятельно строить свою судьбу и ответственного за судьбу страны, - главная задача каждого педагогического коллектива, каждого педагога. В решении этой проблемы не маловажную роль играет предмет "физическая культура”.

Устойчивое представление о том, что физическая культура в учреждениях образования – дело простое, не требующее особых усилий, затрат, к сожалению, сохраняется во многих учебных заведениях. В поиске этих представлений, в повышении статуса этого предмета в образовательной системе в школе и в каждом учебном заведении ведущая роль принадлежит учителю физической культуры. Именно его инициатива, творческий подход к своему делу может сыграть решающую роль в преодолении сложившихся стереотипов. И государство тоже сделало шаг в этом направлении, имеется в виду увеличение объема учебной нагрузки по физической культуре до 3 часов в неделю. Конечно, остается сложнейшая проблема совершенствования материально-технической базы, но и в этом вопросе инициатива учителя способна продвинуть ее решение.

Тридцатилетний опыт работы учителем физической позволяет сделать вывод о том, что содержание предмета "физическая культура” имеет высокий развивающе-воспитательный потенциал, который может быть усилен выбором целесообразных методических подходов.

Главной идеей, ставшей основой организации учебного процесса по физической культуре стала идея воспитания гражданина, патриота, способного строить свою судьбу и ответственного за судьбу своей страны, готового в нужный момент стать на ее защиту. Основой опыта является положение о том, что процесс воспитания не может быть эффективным, если в него не вовлечен сам учащийся как творец своей личности и своей судьбы. Причастность и неравнодушие ко всему, что происходит вокруг – необходимое условие самовоспитания.

Главной целью практической работ стало создание педагогических условий, способствующих включению учащихся в процесс самовоспитания и саморазвития как активных "субъектов деятельности” (Л.С. Выготский, деятельностная теория учения).

Основными принципами построения учебно-воспитательного процесса стали:

- принцип демократизации и гуманизации обучения, построение его на основе - сотрудничества, содружества, сотворчества

- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий "дойти” до каждого, помочь каждому ученику почувствовать себя личностью, обрести уверенность в себе

- принцип "трудной цели”, заставляющей педагога работать "в зоне ближайшего развития” учащихся, выбирать оптимальную меру трудности, стимулирующей умственное и нравственное развитие (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин и др.)

- принцип единства учебной и внеучебной деятельности, именно это обеспечивает возможность целостного, эффективного воздействия на личность, создание условий для складывания определенного "образа жизни”

- принцип единства интересов личности и коллектива, реализация которого позволяет создать коллектив единомышленников, являющийся действенным средством воспитания.

На реализацию этих принципов и направлена вся работа по физическому воспитанию.

Основной задачей физического воспитания остается физическое развитие учащихся, укрепление их здоровья, пропаганда здорового образа жизни. Здоровье каждого человека – высшая ценность, как для самого человека, так и для общества. И здесь можно опереться на известное высказывание "В здоровом теле здоровый дух”. Особое внимание обращается на методически нравственное построение урока, оптимальный подбор упражнений для каждого структурного компонента урока в соответствии с его задачам и с учетом дифференцированного подхода, позволяющего каждому учащемуся двигаться к выполнению нормативов своими темпами. Одновременно с выполнением программы ведется работа по обучению основам совершенствования и самоконтроля. Учащиеся приобретают умение контролировать свое физическое и психическое состояние, самостоятельно разработать комплексы физических упражнений, самостоятельно отрабатывать навыки по выполнению. Важной составляющей в работе является дифференцированный подход в оценивании результатов, когда составляющими "отметки” является не только результат, но и путь к нему (динамика развития физических качеств, усилие и труд, который вложен в достижение результата).

В рамках заявленной темы в содержание предмета "физическая культура” внесены существенные изменения, позволяющие не только обеспечивать физическое развитие личности, но и гражданско-патриотическое воспитание, формировать интерес к военной службе, готовить ребят к службе в Российской армии.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим (неблагоприятным) воздействиям внешней среды. К таким качествам относятся: устойчивость к укачиванию, гипоксии, перегрузкам, вестибулярная устойчивость. Получая знания и развивая навыки в освоении прикладных специальных качеств, юноши вырабатывают готовность к деятельности в экстремальных условиях и военной службе.

Прикладная физическая подготовка, проводимая на уроках, включает общеизвестные упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости. Во внеклассной работе для ребят задача усложняется, и кроме общефизической подготовки они знакомятся с полосой препятствий. Преодоление полосы препятствий относится к числу наиболее эффективных прикладных навыков в процессе физической подготовки юношей. Занятия на полосе препятствий требуют от занимающихся проявления разнообразных двигательных действий: бег с максимальной скоростью, преодоление горизонтальных и вертикальных препятствий, проходов в лабиринте, передвижение по узкой опоре, метание гранаты на заданное расстояние и в цель и др. Для успешного преодоления отдельных элементов единой полосы препятствий в занятие необходимо включать избирательно-направленные упражнения, развивающие у ребят качества, необходимые для её преодоления.

В программу работы клуба "Следопыт” входит также: строевая подготовка, рукопашный бой, стрелковая подготовка, атлетическая гимнастика, военно-патриотическое воспитание. Многие упражнения военно-прикладного характера "рождаются” именно на занятиях клуба. Совершенствуются детали, с подготовленными ребятами отрабатывается методика выполнения и только потом они используются на уроке в том или ином варианте.

Уроки и внеклассная работа – неразрывны, это как две стороны одной медали, необходимы занятия с ребятами во вне учебное время, чтобы у них была возможность заняться нужным, полезным делом, отвлечь их от криминальных "соблазнов” улицы. Уроки и военно-патриотический спортивный клуб "Следопыт” - это целенаправленное движение в одном направлении – направлении совершенствования тела и духа молодых людей. Клуб стал центром нравственного и патриотического воспитания, волевой и физической подготовки обучающихся, организации содержательного досуга, профилактики негативных явлений среди учащихся.

Формы организации военно-патриотической воспитания клуба

" Следопыт”:

-встречи и общение с ветеранами войны и участниками военных действий;

-знакомство с реальной жизнью воинских частей;

-участие в проведении "Вахт памяти”, посвящённых знаменательным датам страны и Вооружённых Сил России;

-участие в соревнованиях, где ребята представляют свою школу, район ;

- работа в школьном историко-краеведческом музее "Память”,

- совместный просмотр художественных и документальных отечественных фильмов военной тематики, их осмысление и обсуждение;

- общение с бывшими выпускниками, прошедшими службу в армии;

- участие в организации и проведении "Уроков мужества” и других обще школьных мероприятий.

Посещение воинской части невозможно заменить никакими рассказами. В результате нашей поездки у ребят создалось хотя бы первичное впечатление и понятие о службе в Вооружённых Силах, исчез страх перед воинской службой, более осознанным стало отношение к занятиям.

Критерием оценки воспитательной и образовательной работы можно считать убеждение А.С. Макаренко: "Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали”.

Гениальность педагога Макаренко в том и заключается, что он, как никто другой, понял: воспитание – это не совокупность условий, методов, действий талантливой личности. Это особые отношения, воспроизводимые самими воспитанниками в первую очередь потому, что сами они в таких отношениях нуждаются. Конечно, и условия, и методы, и личность воспитателя - немаловажные факторы, влияющие на эффективность воспитания. Но единственной, ничем не заменимой основой его эффективности являются – только! – отношения, в которых проявляются человеческие потребности, интересы, ценностные ориентации, целевые устремления и воля. Коллектив, в котором есть такие отношения, и будет средством воспитания. Именно такой коллектив я и хотел изначально создать в " Следопыте”. Хочется верить, что это получилось, ведь в основном в клуб приходят на первом этапе слабые физически и нуждающиеся в защите ребята. Но именно с ними через год-два мы занимаем только первые места на туристических, военно-спортивных соревнованиях. Коллектив, где нет никакой авторитарности, но есть общие задачи и личная ответственность способен на многое. Например, от ребят никогда не услышишь потребительского тона: " государство нам обязано…”, а ведь это очень часто можно услышать в подростковой среде. И, наоборот, у них есть гордость за успех " Следопыта”, а, следовательно, и школы, подчинение своих интересов интересам коллектива. Разве это не истоки патриотизма? Подобные объединения формируют здоровый коллектив единомышленников, а в конечном итоге способствуют консолидации общества и укреплению нашего государства.

Источник: turizm-v-shkole.my1.ru