Духовное воспитание

Система духовного воспитания неразрывно связана с духовным путем. А Путь указан в источниках: «Йога-сутре», «Бхагават-Гите» и Новом Завете, Дхаммападе и других. Сам Путь можно разделить на периоды: подготовительный, собственно путь, который заканчивается Самадхи, Просветлением, Крещением Духом Святым и период закрепления в Царстве Божием – путь от достижения Самадхи до Нирваны или жизнь Христа от Крещения Духом до Вознесения.

Подготовительный период. До того как ученик познал духовные истины и был инициирован Святым Духом он стремится к самосовершенствованию. «Будьте совершенны как Отец ваш небесный» - главный лозунг эволюции человека. Совершенствование включает в себя физическое, интеллектуальное, эстетическое, этическое, психоэнергетическое, то есть всестороннее и гармоничное развитие личности.

Физическое развитие предполагает занятия физической культурой и спортом, закаливанием и туризмом. Человек должен следить за своим телесным здоровьем, ибо тело – это храм души.

Интеллектуальное развитие – это образование, изучение философии, психологии, чтение художественной литературы, особенно классики, занятия научными исследованиями, постижение всей мудрости жизни. Необходимо впитать всю культуру, которую выработало человечество.

Эстетическое развитие – это воспитание красотой, прекрасным через общение с природой, искусством. Разбираться в живописи, любить поэзию, понимать и наслаждаться классической музыкой, самому участвовать в в творении прекрасного – все это необходимо для ученика. Любовь на этом этапе также можно отнести к эстетическому развитию. Незабываемая пора первой любви, что может быть прекрасней! Отсюда начинается психоэнергетическое развитие в сторону концентрации, медитации и созерцания, развитие любви сердца и состояния влюбленности.

Этическое развитие включает в себя взращивание добродетелей, культуру речи, выполнение морального кодекса, стремление к абсолютной дружбе и умению быть другом ибо дружба основана на соблюдении заповедей. Рассмотрим основные добродетели, известные нам.

Главные добродетели – это Вера, Надежда, Любовь. Вера – основная добродетель, ибо от нее зависит очень многое. Нужна философская вера, основанная на знаниях и собственном опыте. И самое главное, нужны люди, которые добились духовных побед, то есть достигли Самадхи; духовные авторитеты, которые победили зло, страдания, достигли идеалов счастья и свободы, Царства Божия. Именно они являются главными Учителями. Если их сейчас нет, то их заменяют книги про них. Будда, Христос, Кришна, великие йоги и святые всех времен и народов являются примером для нас.

Надежда – исходит из Веры. Мы знаем, что можно достигнуть прекращения страданий, победить зло, достигнуть Царства Божия, счастья, свободы, если будем следовать по Пути, который указали великие Учителя.

Любовь является фонарем, источником света на этом Пути к свободе, счастью, вечной жизни. Источник, который не должен угасать в нас.

Часто в числе главных добродетелей указывают еще Софию – мудрость, знание, философский поиск абсолютной истины. Знание – это путеводная нить на духовном Пути. «Познаете Истину и Истина сделает вас свободными» - говорил Иисус. В результате медитации развивается интуиция. Интуитивное знание постепенно развивается до полного всезнания, познания истины о Боге, Душе.

Вот примерный список добродетелей, которые необходимо развивать/взращивать/ ученику. В первую очередь – это ответственность за свои слова, поступки, обещания; чувство собственного достоинства, рассудительность, благочестие, милосердие, трудолюбие, терпение, терпимость, настойчивость, аккуратность, решительность, гибкость/приспособляемость/, правдивость/честность, искренность/, щедрость, простота, смирение, бесстрашие/смелость/, неутомимость, благородство, уважительность, общительность /сотрудничество/,скромность, дисциплинированность.

Остановимся на некоторых из них. Благочестие – истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле, соблюдение предписаний религии. Противоположность – безверие, аморальность.

Милосердие – готовность помочь другому или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия. Противоположность – эгоизм, мстительность.

Благородство - высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честью.

Аккуратность. Аккуратный человек – любящий точность, порядок, бережливый.

Смелость / бесстрашие/ необходима на духовном пути. Без этой добродетели не достичь Царства Божия. Должен быть только страх Божий в виде благочестия, боязни совершить грех.

Терпение также очень важно на пути. «Претерпевший все – спасется» - говорил Иисус.

Терпимость – есть уважение прав другого, признание инакомыслия.

Трудолюбие – уметь работать и не бояться никакого труда. Нужно много потрудиться, прежде чем достигнешь духовных побед. Весь Путь – это сплошной труд: физический, умственный, нравственный. «Не позволяй душе лениться» - говорил классик.

Дисциплина необходима. Без дисциплины ничего не достичь.

В Древней Греции мудрецы соревновались в добродетелях, а В.И.Даль говорил: «Совершенствоваться значит исправляться, улучшаться, изменяться к лучшему, достигать высшего качества».

Собственно Путь основан на двух основных заповедях Христа: возлюби Бога и возлюби ближнего. Первая заповедь включает в себя методы раджа-йоги /психоэнергетическое развитие/, вторая – карма-йогу. О любви, медитации и карма-йоге было сказано выше. Путь начинается с инициации ученика, знакомства его со Святым Духом – «Вышел сеятель сеять»/Матф.13:3/. Духовное семя – это частичка Бога, Блаженство. Иногда проходит длительный период, пока ученик начнет понимать духовное знание. После этого начнется осознанный путь к Царству Божию, Спасению. Путь трудный, опасный, похожий на войну, битву со своим несовершенством. Это путь по лезвию бритвы. Трудно достичь победы. «Узок путь к Спасению, широки врата, ведущие в погибель» - говорил Иисус. То же самое говорит Кришна в Бхагават-Гите: «Из многих тысяч людей может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один воистину познал Меня»/7:3/. «Оружием знания победи сомнения, родившиеся в твоем сердце от неведения, вооружившись йогой, поднимись и сражайся»/4:42/.

«Царство Божие внутри нас» /Лука17:21/ и его достижение есть психологическое состояние. Это состояние Самадхи описывает текст Бхагават-Гиты: « Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя…наслаждается беспредельным счастьем» Состояние Просветления – «Когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем»/5:16, 5:21, 6:20-23/.

Бхагават-Гита дает нам самый быстрый метод для достижения Царства Божия – преданное служение. Это означает деятельную любовь к Богу. Примером такой деятельности являются апостолы Петр, Иоанн, Мария Магдалина и другие апостолы, евангелисты и ученики Христа. Преданное служение – это творческое развитие методов раджа и карма-йоги.

Если нет просветленного Учителя, ученик опирается на знания из книг, на знания, полученные из медитации, на свой духовный опыт и помощь Бога.

Учитель помогает ученику на Пути. Их отношения основаны на доверии и абсолютной дружбе. «Нет больше той любви, чем отдать жизнь за друзей своих» - говорил Иисус.

Существует в буддизме прибежище /ценности/ для ученика: Будда, Дхарма, Сангха. Это психолгически касается всех вообще духовных учеников. Будда – это наличие просветленного Учителя, достигшего Самадхи, через которого проявляется Бог. В узком смысле любой человек, через которого проявляется вибрация Бога звук Ом. Это личность, которую можно любить и которая является объектом медитации. Дхарма – высокая нравственность. Сангха - община, где есть богоподобный человек. Именно это имел в виду Иисус, когда говорил: «Я построю церковь». Процесс достижения Самадхи должен идти у учеников постоянно и если этого нет, то такая община /церковь/ просто умрет. Иисус постарался, чтобы и ученики достигли Самадхи. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» /Марк 9:11/. Рост ученика от инициации до Самадхи хорошо показано на примере притчи о сеятеле /Матф. 13:24,31,33,44,45/.

Период закрепления в Царстве Божием на примере Иисуса – это жизнь от Крещения у Иордана до Вознесения. Все, кто достиг Самадхи, посвящают все свое время до ухода в Нирвану духовной пропаганде, воспитанию учеников, борьбе за освобождение человечества.

Источник: fyodors.narod.ru