Тема: Роль физического воспитания во всестороннем развитии молодежи

Содержание

Введение

. Роль физического воспитания в формировании личности

.1 Факторы, оказывающие влияние на всестороннее развитие личности

.2 Задачи физического воспитания в формировании личности

. Концепция физического воспитания детей и подростков

.3 Перестройка педагогического процесса по физическому воспитанию

. Деятельность учителя физической культуры

Заключение

Список литературы

Введение

В развитии и формировании личности большое значение имеет, прежде всего, физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.

Актуальность темы определяется тем, что в соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического воспитания подрастающего поколения состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение подростками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом, наряду с решением традиционных задач по формированию собственно знаний, двигательных умений и навыков, развитием кондиций и координационных способностей, укреплением здоровья несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств.

Целью работы является рассмотрение связи физического и всестороннего воспитания молодежи.

В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:

рассмотреть факторы, влияющие на всестороннее развития личности;

определить задачи физического воспитания при формировании личности;

рассмотреть принципы физического воспитания подростков;

рассмотреть пути совершенствования физического воспитания в общеобразовательной школе и способы перестройки педагогического процесса по физическому воспитанию;

рассмотреть основы деятельности учителя по физическому воспитанию.

воспитание физкультура личность развитие молодежь

1. Роль физического воспитания в формировании личности

1.1 Факторы, оказывающие влияние на всестороннее развитие личности

Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретают процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.

Не менее существенную роль во всестороннем развитии личности играет приобщение ее к современным техническим достижениям, к передовым технологиям и информационно-компьютерным средствам. Это требует содержательного и методически эффективного политехнического образования, знакомящего учащихся в теории и на практике с научными основами современного производства и способствующего овладению умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, а также умелого обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями.

Только таким путем можно создать предпосылки для подготовки учащейся молодежи к работе на современном производстве и для свободного профессионального самоопределения.

Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку, как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе. Уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе.

Вместе с тем огромное значение имеет духовный рост членов общества, приобщение их к сокровищам отечественной и мировой литературы и искусства, формирование высоких эстетических чувств и вкусов, т.е. эстетическое формирование человека.

Всестороннее развитие личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы - выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.

Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность.

Но всестороннее развитие должно носить гармонический, (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна избегать.

1.2 Задачи физического воспитания в формировании личности

Как составная, органическая часть общей системы воспитания физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, укрепление здоровья, расширение границ творческого долголетия как важнейших условий формирования всесторонне, гармонически развитой личности, способной и готовой к высокопроизводительному труду.

Реформа современной школы ставит задачу воспитать поколение, способное выполнить грандиозные планы развития нашей страны, переводу экономики на рельсы интенсивного развития. Владение физкультурными навыками - это не только признак общей культуры человека. Умелое использование средств физического воспитания благоприятствует интеллектуальному развитию и повышению культуры умственного труда. Переход школы на новое содержание образования, рост интенсивности учебно-познавательной деятельности обусловливают все более высокие требования, предъявляемые к организму детей. Занятия физической культурой в режиме учебного дня повышают функциональные возможности организма, умственную и физическую работоспособность детей.

Обеспечивая нормальный рост и всестороннее развитие важнейших систем и функций организма, формирование жизненно необходимых двигательных навыков и качеств, физическое воспитание связано со всеми другими сторонами воспитания.

Физическое воспитание активно содействует формированию таких социально ценных моральных качеств личности, как патриотизм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность.

Расширяя диапазон творческих возможностей человека, физическая культура играет важную роль в трудовом воспитании, в подготовке к труду. Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями. Высокая трудоспособность может быть обеспечена сочетанием напряжения с расслаблением. Этому можно научить еще в школе благодаря правильно организованному процессу физического воспитания.

Выполнение физических упражнений, четкость и гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая осанка удовлетворяют и развивают эстетические, потребности детей. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают многие болезни детей.

Одна из важных задач физического воспитания - содействовать формированию у учащихся подтянутости, опрятности и навыков культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Игнорирование физической культуры ради учебных занятий, так же как и увлечение только спортом, приводит к дисгармонии в развитии человека. Поэтому физическое воспитание рассматривается в обществе как непременная часть воспитания, важная сфера культуры личности.

В школе проводятся регулярные всесторонние медицинские осмотры учащихся. Школьный врач дает рекомендации и направления, если это требуется, для лечения ребенка специалистами или на лечебные процедуры в районной поликлинике, определяет, к занятиям в какой медицинской группе допустить ученика - в основной, подготовительной или специальной (для детей с ослабленным здоровьем). Физическое воспитание рассматривается при этом как одно из средств предупреждения заболеваний, охраны и укрепления здоровья.

Одной из важнейших сторон физического воспитания в начальных классах является обучение движениям. В младшем школьном возрасте дети отличаются высокой пластичностью и большой возбудимостью нервной системы, легким образованием двигательных условных рефлексов. Успешному овладению движениями способствует интенсивное развитие двигательного анализатора. Обучение движениям будет полноценным, если удастся построить его с учетом определенных педагогических и методических требований.

В процессе физического воспитания необходимо стремиться на конкретных примерах показать образовательное, воспитательное и гигиеническое значение отдельных упражнений. Удовлетворение двигательной потребности детей, интерес и занимательность - существенные факторы повышения сознательности и активности детей на уроках физической культуры. Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста требуют создания у них ясного представления об изучаемых движениях, поэтому нужно шире использовать средства наглядности. Чем меньше возраст детей, тем больше они склонны к подражанию и повторению. Например, имитация ходьбы охотников по глубокому снегу, накачивание автомобильных камер с помощью ручного насоса с шипящим выдохом, сидя на полу, гребля одним веслом или двумя.

Воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у детей осуществляется в процессе обучения и совершенствования разнообразных двигательных действий при соответствующих возрасту и физической подготовленности детей дозировках нагрузки и отдыха. Воспитание двигательных качеств обеспечивается подбором необходимых упражнений и рациональной методикой занятий.

На развитие физических качеств оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими упражнениями (зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на переменах).

2. Концепция физического воспитания детей и подростков

2.1 Принципы физического воспитания

В основе принципов физического воспитания должны лежать идеи развития, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности. Они снимают многие из наболевших проблем физического воспитания, в частности новаторства, создают динамизм и многовариантность педагогического процесса.

Гарантией необратимости перестройки системы физического воспитания является ее демократизация, проявляющаяся в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, раскрытия их многообразия, вариантности. Это изменение сути педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству. В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей. Педагогический процесс строится на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. В этой связи перед учителем следует развернуть большое разнообразие учебно-методического материала, раскрыть разнообразие и оптимальное сочетание форм и методов учебной и внеклассной работы с учетом национальных и региональных традиций в деле формирования привычек здорового образа жизни, воспитания физической культуры.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого ребенка и педагога. Она строится в соответствии с наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы. Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества - идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.

Суть перестройки физического воспитания на основе деятельностного подхода заключается в том, что этот подход ориентирует ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивность учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Перестройка педагогического процесса в физическом воспитании по пути интенсификации и оптимизации состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряженного развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.

Анализ сложившейся практики по физической культуре учащихся показал, что плодотворные психолого-педагогические и психолого-физиологические теории - материалистическое учение о способностях человека, разработанное выдающимися советскими психологами Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым, их продолжателями и учениками (Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, И.В. Равич-Щербо, К.М. Гуревич, Т.И. Артемьева, В.М. Русалов и др.); теория деятельности и культурное развитие высших психических функций (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепция выдающихся советских физиологов Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.А. Маркосяна о многоуровневой системе управления движениями, о гетерохромном созревании, взаимодействии различных психофизиологических функций в онтогенезе, о надежности биологической системы; теории обучения, разработанные советскими психологами П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным; теория физической культуры, разработанная известными советскими специалистами - Л.П. Матвеевым, А.Д. Новиковым и др. - далеко не в полной мере используются при решении научно-исследовательских и учебно-методических проблем физического воспитания.

2.2 Совершенствование содержания физического воспитания в общеобразовательной школе

Воспитание культуры здоровья, привычек здорового образа жизни у детей и подростков требует пересмотра сложившегося содержания физического воспитания в дошкольных и школьных учреждениях. Содержание физического воспитания необходимо перевести на интенсивный путь развития, суть которого в опоре на принципы деятельностного подхода. Эти принципы определяют направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности, ее самоопределение в процессе творческого овладения способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также ориентируют на формирование привычек здорового образа жизни. В свете сказанного содержание физического воспитания понимается как единство двух компонентов: ориентирующего детей и подростков в физической культуре и творчески деятельностного. Первый компонент призван создать у детей и молодежи целостное теоретическое представление о физической культуре, культуре здоровья как элементах общей культуры человека. Это достигается путем усвоения основ знаний о всестороннем физическом и духовном развитии личности материала таких наук, как теория и история физической культуры и спорта, гигиена, психология, физиология физического воспитания, биомеханика физических упражнений, и понимания таких связей, как «человек - человек», «человек - общество», «человек - производство», «человек - государство», - «человек - природа».

Второй компонент содержания ориентирует процесс физического воспитания на творческое усвоение способов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и умения применять их при решении оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Основное средство овладения физической культурой - освоение человеком базовых ее основ - объективно необходимо для каждого человека обязательного уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем. Этот компонент, иначе называемый ядром, составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Он не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей.

Выделение базового компонента - относительно стабильной части общего среднего образования - в социальном плане позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей и молодежи, проживающих в различных регионах и школах страны.

В педагогическом плане базовый компонент содержания является исходной точкой для организации развивающего обучения.

Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации учителя и интересов учащихся.

Содержание физического воспитания в школе должно включать в себя следующую примерную структуру: обязательный базовый компонент - 70-80, 60-70 и 50-60% и вариативный дифференцированный компонент 20-30, 30-40 и 40-50%, соответственно начальная, основная и средняя школа.

Основные блоки содержания базовой физической культуры личности включают в себя:

Знания:

- теоретические - по истории физической культуры и спорта, биомеханике физических упражнений, физиологии и психологии физического воспитания, личной и социальной гигиене, закаливанию, о значении физической культуры в формировании здорового образа жизни, физическому воспитанию в семье и основам спортивной тренировки;

- методические - об основах закаливания, правилах техники безопасности во время занятий, средствах и методах развития двигательных способностей, осуществлению спортивной тренировки, приемах и методах самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы двигательной деятельности:

циклические и ациклические локомоции;

- перемещение предметов в пространстве;

акробатические и гимнастические упражнения на снарядах;

баллистические (метательные) двигательные действия с установкой на дальность и силу метания;

метания на меткость;

- движения прицеливания;

- атакующие и защитные двигательные действия единоборств;

двигательные действия подвижных и спортивных игр.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности:

выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организация досуга и здорового образа жизни;

проведение процедур закаливания, коррекции недостатков физического развития;

повышение двигательной подготовленности, умственной и физической работоспособности;

осуществление самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности.

осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта;

определение спортивных достижений;

организаторские умения и навыки проведения спортивных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.

Вариативный компонент учитывает: национальную и региональную специфику, содержание физического воспитания, варьируемое учителем, определяемое самой школой и свободно выбираемое конкретным учеником.

Сочетание базовой и вариативной частей содержания физического воспитания позволит снять существующее противоречие между интересами общества и индивида, повысит значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни и более полно удовлетворит потребности в самопознании и самосовершенствовании.

2.3 Перестройка педагогического процесса по физическому воспитанию

Важнейшими условиями перестройки педагогического процесса является четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя, перевод его на принципы демократизации и гуманизации. В соответствии с этими принципами предстоит переориентация учебно-воспитательного процесса с воспроизведения образцов готовых знаний, двигательных умений и навыков на формирование у детей и подростков осознанной потребности в физическом совершенствовании и воспитании привычек к здоровому образу жизни. В этих целях учебный процесс должен быть в первую очередь насыщен сведениями из области личной и социальной гигиены, физиологии, психологии, теории и методики физического воспитания, которые формируют научно обоснованные взгляды на социально-биологическую сущность, на роль и возможности физической культуры в развитии человека. В этом смысле учебные занятия по физической культуре должны постепенно превратиться в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных и волевых качеств, духовных и физических возможностей.

Не менее важным является насыщение учебно-воспитательного процесса большим разнообразием учебно-методического материала, использованием разнообразных форм, методов и организации учебной и внеклассной работы, учитывающей региональные, национальные традиции, современную спортивную моду, интересы конкретного ученика.

Перестраивая педагогический процесс на основе педагогики сотрудничества, следует ориентироваться на ведущие ее положения (идеи):

исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые включают детей в общий процесс овладения физической культурой, вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию;

«трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности;

«опора», позволяющая любому ученику последовательно продвигаться в учении;

«опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнениях) учеников;

«крупные блоки», которые позволяют усваивать главные сущностные понятия, связи, овладевать «системами» средств и методов физической культуры, что содействует увеличению объема осваиваемого материала и снижает нагрузки на ученика;

«самоанализ», содружество с родителями;

формы контроля, новые подходы к оценке успеваемости, которые ориентированы на учение без принуждения. Как показывает передовой педагогический и зарубежный опыт, для успешного решения задач, связанных с воспитанием привычки здорового образа жизни, двух уроков физической культуры в неделю недостаточно. Требуется третий урок. Начиная с основной школы, два-три урока в четверти должны быть, посвящены формированию глубоких знаний в области валеологии и применению этих знаний в повседневной жизни.

В свете развиваемых идей перестройки учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию предпочтительнее использовать качественные показатели достижений учащихся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, двигательные навыки и умения, способы физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Особого внимания должны заслуживать активность учащихся на занятиях по физической культуре, умение вести здоровый образ жизни. При оценке достижений особенно слабых в физическом отношении учеников в большей мере следует ориентироваться на темпы продвижения результатов в развитии их двигательных способностей.

В итоге это должно стать источником положительных эмоциональных переживаний, приведет к становлению потребности и желанию заниматься физическими упражнениями, а ведение здорового образа жизни приобретет личностный смысл.

3. Деятельность учителя физической культуры

Основным двигателем перестройки народного образования в сфере физической культуры является педагог, его профессионализм и компетентность. Учителю-профессионалу принадлежит первостепенная роль в обновлении учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию.

Обновление деятельности учителя физической культуры во многом будет зависеть от перестройки подготовки учителя в педагогических и физкультурных вузах и его переподготовки в ИУУ для новой школы на основе принципов демократизации, гуманизации, непрерывности обучения, педагогики сотрудничества, ориентации на всестороннее духовное и физическое развитие личности. В этой связи необходимо достичь единства довузовской, вузовской и послевузовской подготовки учителя.

Особо ответствен довузовский этап подготовки, призванный обеспечить отбор юношей и девушек, которые имеют склонность к педагогической деятельности. Этот этап в нынешнем виде имеет серьезные изъяны: в организации отбора на профессию учителя физической культуры и в системе вступительных экзаменов на факультеты физического воспитания и в институты физической культуры. Как свидетельствует опыт, фактически не разработаны и не функционируют способы отбора на эту профессию: нет педагогических отделений в учебно-производственных комбинатах, отсутствуют факультеты будущего учителя физической культуры, не получили распространения очно-заочные школы молодого педагога по физическому воспитанию. В серьезной перестройке нуждается система вступительных экзаменов, где главным критерием отбора в число студентов является уровень спортивного мастерства, физическая подготовленность абитуриента по специальным дисциплинам (легкой атлетике, гимнастике, плаванию), наконец, его знания по биологии, химии, русскому языку. При этом одно из решающих звеньев системы - личность абитуриента - в расчет не берется. В этой связи психолого-педагогическая проверка профессионально важных личностных качеств и свойств будущего учителя должна предшествовать вступительным экзаменам. Ученым и преподавателям вузов предстоит еще разработать варианты индивидуальных бесед, психологических тестов, деловых игр, групп личностного общения и т.п.

Необходимо научное планирование подготовки учителей физической культуры с учетом требований регионов, знающих особенности их культуры, языка, труда, быта.

Необходима коренная перестройка подготовки учителя физической культуры в стенах вуза за счет повышения удельного веса психологических и педагогических дисциплин в общей программе подготовки учителей путем вооружения студентов системой идей и методов в решении многообразных психолого-педагогических задач, позволяющих развить у них профессионально важные личностные качества (умение выразить свои переживания и стремления, способность понимать других людей, уважать их индивидуальность, наблюдательность, отзывчивость и др.).

Перестройка учебного процесса в вузе требует перехода от пассивных, главным образом лекционных, к активным групповым и индивидуальным формам работы, самостоятельной поисковой деятельности студентов, позволяющим готовить учителя с выраженной индивидуальностью и способным организовать деятельность учащихся в различных условиях.

Необходимо уточнить содержание специальных, общественных и гуманитарных дисциплин и их соотношение между собой с позиции гуманизации школы, дифференциации и индивидуализации в обучении и воспитании.

В учебные планы не только институтов физической культуры, факультетов физического воспитания педагогических вузов, но и других факультетов следует ввести курсы валеологии, направленные на вооружение будущих педагогов технологией воспитания привычек здорового образа жизни детей, начиная с дошкольного и кончая старшим школьным возрастом.

Подготовка учителя после окончания вуза за счет имеющихся в настоящее время форм повышения квалификации несовершенна, так как строится на основе «валового подхода», обезличенности, формализма. Система повышения квалификации нуждается в существенной перестройке в направлении профессиональной личной заинтересованности учителя, учета индивидуальных потребностей педагога, вариативности форм занятий, соединения теории, передового и новаторского опыта, совершенствования профессионально-личностных качеств. Воплощение этих идей связано с выявлением сильных и слабых сторон в работе учителя и на их основе создания индивидуальных программ повышения квалификации, предоставления ему выбора содержания и форм повышения квалификации: самообразование, индивидуальная работа над проектами, целевые курсы, проблемные семинары, индивидуальные и групповые консультации и т.д.

Одним из наиболее эффективных путей профессионального роста учителя является поисковая исследовательская работа, которая, по сути говоря, не получила пока всестороннего развития и ведется стихийно. Для ее существенного распространения необходимо на республиканском и местном уровнях создать систему, стимулирующую и поддерживающую новаторские поиски учителей. Эту систему могли бы составить экспертные комиссии по оценке передового и новаторского опыта, творческие союзы (клубы) учителей-новаторов, фонды поощрения учителей-исследователей, банки идей, стажировка в НИИ.

Перестройка народного образования невозможна без существенного улучшения экономических и социальных мер поднятия снизившегося в последние десятилетия престижа учительской профессии. В этой связи следует, прежде всего, улучшить материальное положение и условия труда учителя физической культуры. Необходимо научное обоснование по определению зарплаты учителя соответственно его вкладу в организацию и проведение учебной, внеклассной и внешкольной форм занятий физической культурой. При этом оплата труда учителя не может быть меньше, чем средняя заработная плата в стране, ибо от этого во многом зависит привлекательность профессии учителя для молодежи.

Необходимо привести в соответствие условия труда учителя. Он должен выполнять функции, которые имеют к нему непосредственное отношение. В больших школах следует иметь лаборантов по физической культуре.

Учителей (особенно молодых или работающих в сельской местности) необходимо в первую очередь обеспечивать разнообразными учебными пособиями, а также художественной, научной, политической литературой и прежде всего литературой по специальности: справочники, словари, программы, энциклопедии. Следует иметь систему поощрения для лучших учителей.

Заключение

При всем многообразии подходов к построению концепций физического воспитания, физкультурного образования и физкультурного воспитания, организации этих процессов, степени их разработанности приоритетным является всестороннее развитие человека, личности в процессе освоения физкультурных ценностей. Безусловное уважение самоценности человека, его прав на свободу выбора формы физкультурного совершенствования, его актуальных и долгосрочных целей рассматривается как одно из важнейших условий гуманизации процесса воспитания, включения в него собственного потенциала развития ученика, его мотивационной и потребностной сферы.

Нет сейчас и серьезных расхождений во мнениях специалистов относительно необходимости организации такой системы воздействий, которая способна стимулировать развитие тех или иных физических качеств и психофизиологических кондиций на разных этапах развития детей и молодежи. Осуществление разграничений величины и содержательной направленности нагрузок и обучающих воздействий в согласии с возрастными периодами в развитии органов и систем, обеспечивающих функционирование физического и психологического потенциала человека не вызывает каких-либо возражений у представителей разных научных школ.

Нет разногласий между учеными и в вопросе о настоятельной необходимости освоения дошкольниками, школьниками и студентами интеллектуальных ценностей физической культуры, ее огромного валеологического потенциала, коммуникативных, информационных, эмоциональных и других ценностей физкультурной деятельности.

Между тем до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса по физической культуре, способные воплотить в непротиворечивых педагогических технологиях все то новое, что создано российской наукой в области теории формирования физической культуры человека на разных этапах его возрастной и индивидуальной социальной эволюции.

Нерешенным остается вопрос об оправданности классной формы урока физической культуры для всех без исключения возрастных категорий занимающихся, об обоснованности жесткого государственного стандарта физической подготовленности. Дискутируется вопрос о месте и роли спортивной подготовки в формировании личности молодого человека, понятой не столько с позиций развития его физических кондиций, сколько в связи со становлением характера ребенка, подростка, юноши и девушки, обретением ими навыков жесткой организации своей жизнедеятельности, обеспечением высокой степени лабильности поведения в экстремальных ситуациях и в то же время настойчивости, терпения и выдержки при долгосрочной деятельности во имя значимой цели.

Необходимы дальнейшие шаги для еще более интенсивного освоения специалистами в сфере физического воспитания идей развивающего обучения (В.В. Давыдов, 1986), освоения механизмов рефлексии (В.В.Давыдов, Н.В.Самоукин, С.Д.Неверкович, 1988), создающих принципиально новые возможности для повышения эффективности учебной деятельности.

До сих пор не выработана соответствующая духу российских социально-экономических реформ и преобразований правового пространства система управления физическим воспитанием, не найдено естественных, полезно работающих рычагов стимуляции инновационных процессов в физическом воспитании детей и молодежи, привлечения для этой цели местных, региональных и общенациональных ресурсов и возможностей. Профессионалам в области физического воспитания, и прежде всего их управленческому корпусу, так и не удалось сориентировать общественность и государственные структуры на приоритетность этой сферы, ее огромную и ничем не заменимую роль в нравственном, духовном и физическом оздоровлении россиян, и прежде всего детей и молодежи нашей страны.

Серьезные преобразования необходимы в направленности приоритетов научных исследований и разработок в физическом воспитании.

Особого внимание заслуживает проблема освоения дошкольными, школьными и вузовскими педагогами новейших достижений науки и передового опыта. В этой связи создание системы информационного обеспечения процесса физического воспитания детей и молодежи становится важнейшей предпосылкой развития инновационных процессов в этой сфере образования и культуры. Создание специального журнала, освещающего проблемы физического воспитания детей и молодежи, можно, по-видимому, считать первым серьезным шагом в направлении построения такой системы.

Список литературы

. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // «Теория и практика физической культуры», 1993, № 4, с. 21-22.

. Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теория и практика физической культуры, 1995, № 4, с. 2-8.

. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. /В.В. Давыдов - Томск: Пеленг, 1992.

. Кузин В.В. Очерки теории и истории интегративной антропологии. / В.В.Кузин, Б.А. Никитюк - М. ФОН, 1995. - 450с.

. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. /Л.И. Лубышева. - М. Гардарика, 2002.

. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие. /Л.И. Лубышева - М. Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с.

. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. // «Теория и практика физической культуры», 2001, № 9. - С. 10-14.

. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студентов вузов. - Изд. 2-е, исправленное и доп. / А.М.Максименко- М. 2001. - 470с.

. Матвеев А.П. Непопалов В.Н. Физическая культура: физкультура и развитие человека? // «Теория и практика физической культуры», 1995. - С. 2-5

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. - 3-е изд. /Л.П. Матвеев - СПб. Лань, 2003. - 390с.

. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд. испр. - М. Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / В.П. Богословский, М.Н. Давыденко, В.И. Дробышев и др. Под ред. М.Д. Рипы. - М. Просвещение, 1985. (Б-ка учителя физ. культуры). - 350с.

Источник: bibliofond.ru