Планирование содержания работы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе на учебный год.

Планирование работы по физическому воспитанию учащихся довольно разнообразно и многопланово. Учитель физической культуры вместе с руководством школы эту работу планирует ежегодно с учетом условий, которые имеются в данной школе: наличием соответствующего инвентаря и оборудования, оснащения и благоустройства плоскостных спортивных сооружений и площадок. Однако при выполнении требований комплексной учебной программы по физической культуре все планирование сводится к составлению: 1) общего плана работы по физическому воспитанию; 2) плана-графика прохождения разделов учебной программы на год; 3) учебно-тематических планов, планов прохождения учебного материала на каждую четверть; 4) конкретных планов уроков с указанием задач обучения и контроля за усвоением учебного материала по двигательным навыкам, умениям и уровню двигательной подготовленности.

Содержание материала данной статьи не претендует на то, чтобы считаться единственно правильным. Это не что иное, как опыт планирования работы с учащимися в результате многолетней работы в школе (45 лет). План работы на учебный год, который является частью общего плана работы школы, предусматривает следующие разделы:

1. Организационная работа по созданию ученического физкультурно-спортивного актива (физорги классов, капитаны команд, судьи и т. д.).

2. Учебная работа, составление планов прохождения учебного материала на год, по четвертям учебного года, график контрольных уроков и тестирование учащихся.

3. Учебно-тренировочная работа (дополнительное образование): расписание работы спортивных секций и соответствующих кружков, их количество, руководители (тренеры ДЮСШ), загруженность спортивного зала на учебный год.

4. Внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа с учащимися: программы и положения о проведении внутришкольных массовых соревнований, спартакиада на учебный год, формы организации соревнований и праздников, система определения победителей и награждение, туристические мероприятия, план мероприятий по увеличению двигательного объема для учащихся в режиме дня.

5. Врачебный контроль: определение и утверждение списков по медицинским группам, занесение этих данных в классный журнал. Система уборки и проветривание учебных помещений, проветривание и уборка спортивного зала и раздевалок, освещенность и температурный режим в зале, режим питания учащихся, система домашних заданий и механизм проверки их выполнения на уроках физической культуры.

6. Работа с физкультурным активом: система работы с физоргами классов, капитанами классных команд по видам спортивных игр, занятия с юными судьями по подготовке их к судейству внутришкольных соревнований и т. д. Система поощрения актива.

7. Участие педагогического коллектива по физическому воспитанию учащихся: положение о физическом воспитании – познакомить педагогический коллектив с функциональными обязанностями по вопросам физического воспитания учащихся, определение и заслушивание вопросов по физическому воспитанию на производственных совещаниях при директоре, наблюдение за осанкой учащихся (формирование требований к учащимся начальной школы).

8. Работа с родительской общественностью по вопросам улучшения работы по физическому воспитанию и оздоровления учащихся: связь с родительским комитетом, попечительским советом и отдельными родителями в качестве спонсоров и т. д.

9. Хозяйственная работа по улучшению спортивной базы школы: на площадках и в спортивном зале, в раздевалках, комнате учителя и т. д. Ремонт и изготовление приспособлений в школьных мастерских. Комплексная учебная программа по физической культуре содержит две части – базовую и вариативную. В базовой части программы учащиеся овладевают легкой атлетикой, гимнастикой, подвижными и спортивными играми, лыжной подготовкой. Вариативная часть – 16–18 часов выбирается учителем и на эту часть программы составляется отдельный учебно-тематический план.

Учебный год состоит из 34 рабочих недель, т. е. из 68 уроков. Климатические условия средней полосы России диктуют свои условия при планировании уроков на открытой местности (спортивная площадка, лес). Распределение учебного материала по месяцам распределяется примерно так: сентябрь – на площадке проводятся занятия по разделу легкая атлетика: октябрь – подвижные и спортивные игры; ноябрь–декабрь – гимнастика; январь–февраль – лыжная подготовка или учебный материал вариативной части учебного плана, март–апрель – подвижные и спортивные игры и май – легкая атлетика и контрольные упражнения, зачеты или экзамены (по выбору) для учащихся выпускных классов. Основные направления и задачи по физическому воспитанию решаются поэтапно. Начальная школа: привитие устойчивого интереса к двигательной активности через игру – большой объем на уроке по подвижным играм и элементам спортивных игр; основная школа: развитие двигательных качеств и знакомство с техникой спортивных игр (волейбол, баскетбол, мини-футбол, ручной мяч), сложные прыжки через гимнастические снаряды, упражнения на снарядах, лазанье по канату (шесту), подтягивание; старшая школа: совершенствование техники игры и тактических действий, развитие физических качеств, знакомство с вопросами теории физического воспитания и подготовка к экзамену.

В связи с этим в выпускных классах следует планировать специальные уроки по подготовке юношей и девушек к экзаменам. Форму и содержание плана-графика прохождения разделов учебной программы на учебный год, планирование содержания планов на четверть мы приводим в конце статьи. По месяцам учебного года необходимо планировать систему контрольных упражнений и тестирования учащихся. Примерное распределение контрольных упражнений в начальной, основной и старшей школе таково.

Источник: bmsi.ru