Современные проблемы физического воспитания школьников

На каждом этапе исторического развития наша страна ставит перед педагогами новые задачи. Поднимая к свету и жизни детей, педагоги воспитывают в них любовь к Родине, родителям и окружающим, к труду, заботятся о нравственном и физическом здоровье подрастающего поколения. Традиционная система физического воспитания, в основу которой был положен принцип идейности и партийности, изжила себя, стала в большинстве своем недееспособной в современных условиях. Немецкий ученый С. Майнберг, анализируя мировую педагогическую литературу в сфере физической культуры и спорта, приходит к выводу, что до настоящего времени отсутствует система воспитания спортсменов средствами физической культуры, а имеющиеся разработки наукообразны и не отражают запросов практики.

В нашей стране вся педагогическая наука строилась, в основном, на воспитании спортсменов высокого класса, при этом забывалось главное звено — учитель физической культуры, который воспитывает многочисленную армию школьников. Существующая сегодня практика воспитательной работы средствами физической культуры остро ставит вопрос о разработке научных основ предмета «Педагогика физической культуры». Сегодня переход от тоталитарных к демократическим методам воспитания, от тоталитарной педагогики к педагогике содружества поставил перед спортивными педагогами проблемы — «чему воспитывать?» и «как воспитывать?». Мы считаем, что незыблемыми остаются те знания и опыт, которые накапливались из поколения в поколение как в общей педагогике, так и в педагогике физической культуры. Следует также отметить, что многие учителя физической культуры имеют большой опыт и запас знаний в воспитании учащихся средствами физической культуры, однако до настоящего времени эти знания не обобщаются, а от этого проигрывают теория и практика воспитательной работы в общеобразовательных школах и в физкультурных организациях. Ощущается «острый дефицит» в педагогической литературе в сфере физической культуры. Педагогика физической культуры является частью общей педагогики, опирается на ее закономерности и имеет свою специфику. Необходимость в разработке педагогики физической культуры обусловливается следующими факторами: во-первых, смена политической власти повлекла за собой исчезновение принципов идейности и партийности, вокруг которых строилась вся воспитательная работа; во-вторых, современная обстановка, переход к педагогике содружества; в третьих, в имеющейся литературе слабо отражается труд учителя физической культуры по воспитанию детей на уроках физической культуры и внеурочных занятиях.

Опрос 450 учащихся детско-юношеских школ Новосибирска показал, что негативные процессы, происходящие в обществе, коснулись и сферы физической культуры и спорта (см. таблицу).

Негативные явления отмечаются как во время занятий физической культурой в школе, так и в спортивных коллективах. Это воровство, рэкет, спекуляция, хулиганство, использование стимулирующих средств во время спортивных соревнований, выступление по чужим документам, искажение года рождения и др.

Таблица. Отрицательные явления в сфере физической культуры и спорта среди учащихся (в процентах).

Профилактикой негативных факторов должны заниматься семья, школа, учреждения образования, правоохранительные органы. Исследования показали, что этому вопросу со стороны ответственных организаций, воспитательной работе и устранению отрицательных явлений не уделяется должного внимания. Так, из 450 респондентов только 6% ответили, что в их школе работники правоохранительных органов проводили беседы на правовые темы, 15% указали на родителей, 19% — на классных руководителей. Многое в плане воспитания и профилактики правонарушений могут сделать учителя физической культуры.

Учитель физической культуры в силу своей профессии чаще и ближе находится со своими учащимися, будь то уроки, тренировки, спортивные соревнования, туристические походы и другие мероприятия. Каждый ребенок в разнообразных условиях раскрывается перед ним как личность, проявляя те или иные положительные или отрицательные качества и способности. Педагог — тонкий психолог, знаток души ребенка. Поэтому должен найти в ученике то положительное, что скрыто от других, и помочь ему развить эти способности. Отрицательные стороны постепенно ослабеют и исчезнут. Так показывают опытные учителя физической культуры и тренеры, работающие с педагогически запущенными детьми.

Для работы с детьми учитель должен многое знать о них: взаимоотношения в семье, коллективе, в классе, среди друзей, а также то, в какой социальной среде воспитывается ребенок, его материальные условия. Он должен знать черты характера воспитуемого, его сильные и слабые стороны. Учитель физической культуры должен постоянно помнить, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда удается организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях. Решению задач урока, направленных на развитие физических качеств, изучение и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие умственной и мыслительной деятельности, способствует в большей степени владение учителем, наряду с дидактическими принципами и навыками, умением использовать инструментарий фундаментальной педагогики обучения с учащимися.

С точки зрения философии, содержание воспитания, являясь одной из сторон целого, являет собой взаимосвязь всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Содержание воспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и стороны. В целостном педагогическом процессе все эти составные элементы воспитания реализуются и отражаются в его результатах. Эти требования в полной мере относятся к воспитательной работе по физическому воспитанию и спортивной деятельности детей. Составную часть этого должны составлять: умственное, морально-нравственное, физическое, трудовое, экологическое, правовое, эстетическое, межнациональное воспитание.

Умственное воспитание — научить учащихся владеть системой научных знаний о физической культуре, развить их умственные силы и способности, диалектическое, логическое, абстрактное, эвристическое мышление, интеллектуальные умения и мыслительные операции.

Морально-нравственное воспитание — знание и осознание нравственных ценностей и идеалов в обществе и физкультурно-спортивной деятельности, принципов, норм и правил общечеловеческой морали и норм поведения в сфере физической культуры и спорта; опыт нравственных отношений как основа сформированности таких качеств личности, как ответственность, организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство, порядочность, скромность, правдивость и др. то есть качеств, необходимых как в социальной жизни, так и в спортивной деятельности.

Трудовое воспитание — подготовка учащихся средствами физической культуры и спорта к трудовой деятельности, выработка у них культуры и дисциплины труда, инициативы и творчества, предприимчивости и деловитости, готовности к сознательному выбору профессии.

Экономическое воспитание — знание экономических закономерностей рыночной экономики; владение такими понятиями, как «кооперация», «планирование», «учет и контроль труда», «режим экономии», «себе-

стоимость», «качество продукции», «экономическое мышление и поведение», «экономические потребности и интересы»; умение соизмерять личные потребности с экономическими возможностями их удовлетворения; реальная организация бюджета времени; бережное отношение к спортивному инвентарю, оборудованию, спортивной форме и др.

Эстетическое воспитание учащихся включает в себя все стороны духовной жизни. Эстетическое наслаждение доставляется творчеством, искусством, прекрасным духовным обликом спортсменов высокого класса, красотой телосложения, красотой движений, стройностью фигуры, отличной осанкой, хорошим здоровьем. Основную роль в эстетическом воспитании учащихся играет искусство. Общими чертами для физической культуры и культуры учащихся являются: свободное время как источник эстетического воспитания, элементов игры; воспитание эмоциональности, привлекательности, вовлечение детей в сферу сопереживания.

Этическое воспитание — это определенные нормы поведения, взаимоотношения как с занимающимися физкультурно-спортивной деятельностью, так и с другими людьми. Все это привело к выработке правил поведения в спортивной деятельности, которые в спортивном мире называются спортивной этикой. Спортивная этика — это совокупность норм и правил поведения спортсмена, его отношение к другим спортсменам, семье, окружающим людям, обществу в целом. Спортивная этика использует общечеловеческие нормы нравственности, накопленные предыдущими поколениями.

Экологическое воспитание. Отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Необходимо формировать готовность правильного решения экологических проблем. Этим необходимо заниматься с юных лет. Широкими возможностями для экологического воспитания школьников располагают такие формы организации занятий на природе, как уроки физической культуры и спортивные тренировки, гимнастика до учебных занятий, туристические походы, физические упражнения и подвижные игры, спортивные соревнования, экскурсии, спортивные праздники и дни здоровья, физкультурные занятия с группами продленного дня, спартакиады и игры на местности.

Правовое воспитание. Причины, порождающие антиобщественные поступки, во многом обусловлены низким уровнем правового сознания. Задача правового воспитания заключается в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, стали руководством в повседневном поведении. Спортивные отношения по своему содержанию неоднозначны. Прежде всего следует выделить правовые, в основе которых лежит элемент обязательности. Обязательная физическая подготовка школьников обеспечивается на основе специальных программ по физическому воспитанию. Другую группу составляют спортивные отношения, организованные на самодеятельной основе. Такие отношения регулируются нормами соответствующих органов. Третья разновидность спортивных отношений сочетает в себе общественные и правовые начала. Включившись в спортивную деятельность, каждый принимает на себя определенные обязанности, установленные органом государственного управления физической культуры и спорта. Нормы права и спортивной этики по своему социальному содержанию тесно взаимосвязаны и являются мощным фактором правового воспитания.

    • Белорусова В.В. Беседы о морали спортсмена. - Л. 1960.
    • Белорусова В.В. О спортивной этике // О коммунистической этике. - Л: Изд-во общества по распространению политических и научных знаний, 1962.
    • Белорусова В.В. Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физической культурой и спортом. - М: ''Физкультура и спорт'', 1964.
    • Белорусова В.В. Нравственное формирование личности спортсмена. // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 2.
    • Волкова Т. В. Трудовое воспитание в семье и школе. // Начальная школа. - 1969. - № 11.
    • Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников. - Л. 1972.
  • Майнберг С. основные проблемы педагогики спорта. - М. 1995.
  • Источник: www.sibuch.ru