Материал из Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний >>физкультура >>физкультура 11 класс >> Обзор современных концепций физического воспитания учащихся в Европе

Глава 1.

Обзор современных концепций физического воспитания учащихся

В европейских странах, в том числе в России, особенно за последние 20 лет увеличилось число публикаций, авторы которых пытаются разобраться, какие теоретические концепции определяли раньше и определяют сегодня физическое воспитание в общеобразовательных учреждениях. Думается, весьма полезно познакомить не только отечественных учёных, но и учителей физической культуры с этими подходами, тем более что в российских публикациях анализ данных концепций не проводился. Более того, трудно найти источники, в которых сопоставлялись бы идеи, ориентиры, содержание и другие аспекты физического воспитания специалистов только, скажем, в России. Да и в Европе, по мнению одной из известных немецких учёных Кристиан Рихтер (Christiane Richter, 2006, 2007), научные попытки сравнения разных аспектов физического воспитания двух и более государств остаются пока редкостью.

В свете сказанного мы считаем необходимым познакомить читателей данного методического пособия с наиболее актуальными концепциями, которые определяют основные идеи, направления, цели, содержание и организацию физического воспитания в общеобразовательных учреждениях современных европейских государств и России . Мы попытаемся обозначить наиболее отличительные черты данных концепций и дать возможность российским и другим специалистам постсоветского пространства сравнить эти концепции со своими подходами.

Мы будем опираться на анализ и обобщение наиболее известных публикаций отечественных и зарубежных специалистов и на наше (В. И. Лях) участие в ряде международных концепций и форумов в 1989–2009 гг.

1.1. В Европе

Изложение ведущих концепций физического воспитания в Европе считаем полезным продолжить с вопросов, поставленных одним из известных немецких специалистов профессором Эккартом Бальцем (Balz, 1992).

Пытаясь упорядочить концепции физического воспитания, представленные в работах немецких специалистов, он считает, что, перед тем как начать дискуссии на предмет создания новых, необходимо провести систематизацию и сделать анализ существующих концепций, с чем авторы данного методического пособия полностью согласны и считают эту мысль особенно актуальной для отечественных разработчиков.

Как определить, какие концепции заслуживают изучения, а какие нет? Какие основные компоненты должны характеризовать педагогическую концепцию? Какие критерии должны быть взяты во внимание?

Концепции, о которых речь идёт ниже, по мнению Э. Бальца (Balz, 1992), должны:

• занимать определённое место, положение и иметь обоснование как программа и план действий, в которых раскрываются цели, содержание и методика занятий по физической культуре;

• быть признаны среди специалистов по предмету (а не стоять на позиции аутсайдера);

• быть приняты и распространены в школьной практике, а не созданы для каких-то специфических и трудных для реализации условий и спортивной базы;

• иметь общий характер и быть доступными для всех школ, реализующих физическое воспитание, а не только для конкретных школ или возрастных групп.

Наконец, Э. Бальц предлагает анализировать концепции реальные, а не идеальные, как это делает голландский теоретик Крум (Crum, 1992).

Учитывая данные критерии отбора, Э. Бальц выделил четыре центральные и в меру различающиеся друг от друга концепции: 1) программа спортивных дисциплин; 2) способность к действию; 3) телесный опыт; 4) депедагогизация. Ниже даётся краткий анализ этих концепций с точки зрения главных дидактических идей и целей физического воспитания, средств и содержания, методик обучения и учения, наконец, образовательных и общественных функций, которые несут в себе данные концептуальные построения (табл. 1).

Таблица 1

Обзор дидактических концепций школьного физического воспитания (Balz, 1992, с дополнением)

Источник: school.xvatit.com