Средства, особенности физического воспитания

Средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

К числу основных средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста относятся физические упражнения.

В грудном возрасте применяются пассивные и пассивно-активные упражнения, выполняемые с помощью взрослых в сочетании с массажем и воздушными ваннами. Ползание, подготовительные упражнения к ходьбе, катание и бросание мячей.

Для дошкольников 5-6 лет используются:

· общеразвивающие упражнения с предметами и без них;

· различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание;

· строевые упражнения: построения, перестроения, повороты;

· танцевальные упражнения;

· подвижные игры;

· упрощенные формы спортивных упражнений: катание на санках, коньках, велосипеде, самокате, передвижения на лыжах, купание (включать с пятилетнего возраста);

· естественные силы природы;

· гигиенические факторы (соблюдение режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха).

Формы физического воспитания с детьми раннего и дошкольного возраста.

Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультминутки, подвижные игры, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.

Утренняя гимнастика проводится после трех лет – ежедневно. Включает в себя комплексы, состоящие из естественных видов движений. Для первой младшей группы длительность до 5 минут, для подготовительной к школе группы – 12-15 минут.

Занятия по физической культуре. Это основная форма работы с детьми дошкольного возраста.

Занятия состоят из трех частей: вводной, основной, заключительной.

В вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге, танцевальные упражнения. В основной части используются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры.

В заключительной части используются спокойная ходьба и малоподвижные игры. Занятия проводятся с 3 до 6 лет не реже двух раз, длительностью 20 минут, в подготовительной к школе группе – 3 раза в неделю по 35 минут.

Физкультминутка применяется в старшем дошкольном возрасте на занятиях по рисованию, развитию речи и др. Она используется с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2-3 упражнения продолжительностью 2-3 минуты.

Подвижные игры занимают в жизни детей активное место, проводятся ежедневно во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, воспитывают нравственно-волевые качества. Используются творческие, сюжетные и элементарно – спортивные игры.

Физкультурные праздники проводятся  2 раза в год в старшей и подготовительной к школе группах. Назначением их является  демонстрация детьми результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Самостоятельная деятельность детей строится по их желанию и инициативе.

Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формировании привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Особенности методики направленного использования физической культуры.

Методика использования физической культуры определяется возрастными особенностями и двигательными возможностями, условиями проведения занятий:

· Упражнения предлагаются в предельно конкретной форме в виде заданий («добеги до флажка»);

· Использование образных заданий, имитаций(«бежим тихо, как мышки»);

· Применение упражнений с предметами (мячами, палками);

· Обучение основным жизненно важным действиям происходит от простого к сложному.

Физическое воспитание как педагогический процесс

1. Определение понятий «физическое развитие», «физическое образование», «физическое совершенство»

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма.

Различают два вида физического развития:

1. Естественное физическое развитие,  протекающее по биологическим законам.  На протяжении жизни человека последовательно сменяются различные периоды развития – внутриутробный, первые годы жизни, детский, подростковый, юношеский, период зрелости и старения.

2. Управляемое физическое развитие, - т.е. изменение форм и функций организма под действием физических упражнений. Управляемое физическое развитие бывает прогрессивное и регрессивное. Прогрессивное физическое развитие – улучшение форм и функций организма человека под действием физических упражнений. Регрессивное физическое развитие – ухудшение форм и функций организма под воздействием физических упражнений.

Существует три показателя физического развития:

· Антропометрические данные (длина тела, масса тела, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения).

· Уровень здоровья.

· Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости).

Физическое образование – это процесс вооружения человека знаниями, умениями и навыками.

Физическое совершенство – это наилучшее физическое состояние и наилучшая физическая подготовленность к жизни, труду. (Это прежде всего здоровый человек, физически разносторонне подготовленный и т.д.)

2. Физическое воспитание – педагогический процесс

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений и навыков, а также на развитие физических способностей человека.

Для физического воспитания свойственны общие признаки педагогического процесса:

1. Учет индивидуальных особенностей занимающихся;

2. Конкретная постановка решаемых задач;

3. Формирование личности занимающегося.

В физическом воспитании выделяют две специфические стороны :

1. Воспитание физических качеств. Под влиянием физических упражнений происходит развитие организма.

2. Формирование двигательных умений и навыков (физическое образование).

Отличительной особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совместно которые в решающей мере определяют его физическую дееспособность.

Физическое воспитание наряду с нравственным, умственным, трудовым, эстетическим воспитанием является составной частью и одной из сторон воспитания личности человека.

Наличие трех сторон: обучения, развития, воспитания дает возможность утверждать, что физическое воспитание является педагогическим процессом.

3. Задачи физического воспитания.

В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные. К оздоровительным задачам относится оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья; в том числе и закаливание организма; сохранения высокого уровня общей работоспособности на долгие годы.

2. Образовательные. К образовательным задачам относится формирование жизненно важных двигательных навыков и умений; формирование спортивных двигательных навыков и умений.

3. Воспитательные. Задачи по формированию личности человека: содействие развитию нравственных качеств, развитию интеллекта.

Источник: biofile.ru